Средневековая Русь  Великая Октябрьская революция  Гражданская война  Великая Отечественная война  Детские фильмы  Подростковые фильмы  Тюремные фильмы  Шпионские фильмы  Комедийные фильмы  Исторические фильмы  Классические детективы  Классика приключений  Фильмы про моряков  Фильмы про летчиков  Фильмы о милиции  Сказочные фильмы  Биографические фильмы  Философские фильмы  Фильмы о науке  Фильмы о медицине  Фильмы-катастрофы  Фильмы про космос  Фильмы про советскую армию  Фильмы о религии  Фильмы о политике  Криминальные фильмы  Фильмы-экранизации  Фильмы про коммунистов  Фантастические фильмы  Фильмы о производстве  Фильмы о любви



Крупным комедиографом, оказавшим в 30-х годах большое влияние на развитие жанров музыкальной кинокомедии, был Иван Пырьев. В искусство этот художник-выходец из сибирской крестьянской семьи-пришел после участия в Первой мировой войне и службы в Красной Армии. Испробовав себя поначалу в кружках самодеятельности, в театрах Пролеткульта и Мейерхольда, Пырьев перешел затем в кино. В качестве ассистента режиссера он учился кинематографическому искусству у разных мастеров. В 1929 году Пырьев поставил первую свою картину-комедию «Посторонняя женщина» (по сценарию Николая Эрдмана), где остро высмеивались провинциальные сплетники, обыватели и ханжи. В следующем фильме «Государственный чиновник» (1930), названном им в полемическом задоре «сатирой в манере Гоголя», Пырьев бичевал бюрократизм и разоблачал вредительство.
В первой половине 30-х годов Пырьев совершенствует свое мастерство. В картине «Конвейер смерти» (1933), поставленной по сценарию Михаила Ромма, он показал трагическую историю трех безработных женщин на Западе. Критикой была отмечена публицистическая страстность произведения, мастерское применение в нем изобразительных приемов и монтажных построений. Стремление Пырьева к созданию народных произведений нашло яркое выражение в комедийных фильмах, посвященных колхозной тематике.
Его картины «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», родившиеся в пору первых побед колхозного строя, положили начало советской кинооперетте с ее тесным переплетением прозы и поэзии, комических и лирических компонентов, с широким использованием для характеристики героев буффонных приемов, музыки, танцев. В комедиях «Богатая невеста» (1937) и «Трактористы» (1939) бесконфликтность и чисто внешняя обрисовка характеров героев компенсировались неподдельным оптимизмом, общей жизнерадостной атмосферой фильма. Щедро показанная в картине украинская природа не просто служит фоном и средой, а слагается в поэтический образ Родины, на благо которой вдохновенно трудятся колхозники. Украинские танцы, песни, юмор украсили многие сцены картины.
В «Свинарке и пастухе» (1941) наиболее полно выразились характерные черты творчества Пырьева. Этому немало способствовало участие в работе над фильмом поэта Гусева и композитора Тихона Хренникова, чьи творческие искания оказались очень родственными Пырьеву. В картине воплотились народные формы стихов Гусева, их песенный строй, разговорно-образные обороты, публицистическая прямота и лиричность. Хренников, блестяще используя стихотворный материал, создал музыкально-комедийное произведение. Симфонические куски, рисующие напряженные моменты сюжета, переплетаясь с ариями, дуэтами и хорами, с частушечными песнями под гармонь и с танцевальными номерами, образовали единую колоритную музыку фильма. Гусев недаром назвал сценарий «Свинарка и пастух» народно-музыкальной комедией в стихах, с песнями и танцами. Форма комедийной сказки получила в «Свинарке и пастухе» яркое воплощение.
Большую симпатию зрителей завоевали фильмы «Музыкальная история» (1940) и «Антон Иванович сердится» (1941) ленинградского режиссера Анатолия Ивановского, продолжившего разработку музыкальной комедии. В фильмах этих участвовали такие известные актеры, как Лемешев, Гарин, Мартинсон, что немало способствовало успеху. Построенные на незатейливом сюжете, кинокомедии Ивановского, тем не менее, содержали в себе метко уловленные черты нового в советской действительности и психологии людей.
Значительным вкладом в развитие кинокомедии явился и фильм Татьяны Лукашевич «Подкидыш» (1940). Это фильм о детях для взрослых. Поэтесса Агния Барто и актриса Рина Зеленая, написавшие сценарий, основную мысль выразили в словах колыбельной песенки: «В нашем городе большом каждый ласков с малышом». Образ Москвы-доброго, сердечного города-один из наиболее ярких образов фильма. Девочка в своих похождениях встречается с разными людьми. Среди них рассеянный холостяк-геолог, неожиданно для себя трогательно привязавшийся к маленькой гостье (эту роль с большим мастерством сыграна Ростиславом Пляттом), и стремящаяся удочерить девочку комическая супружеская чета-в исполнении актеров Фаины Раневской и Петра Репнина.
Многообещающим было и начало режиссерской деятельности Константина Юдина, прошедшего ранее ассистентскую школу у Александрова. В его комедии «Девушка с характером» (1939) рассказаны забавные похождения зверолова Кати Ивановой. В острых комедийных коллизиях приключенческой фабулы артистка Серова интересно раскрыла характер задорной, волевой и порой смешной девушки, влюбленной в свою работу.
Режиссеру Владимиру Петрову принадлежит первое крупное произведение, открывшее новый этап развития советского исторического фильма-двухсерийная картина «Петр Первый» (1937-1939). «Петр первый»-не экранизация одноименного романа Алексея Толстого. То, что описывалось в сценарии, выходило далеко за рамки опубликованных к тому времени частей романа. И все же значение литературного первоисточника для постановки картины огромно, так как в нем Петровская эпоха рассматривалась с марксистских позиций. Эта трактовка и была положена в основу сценария. Авторы в трактовке эпохи Петра продолжали прогрессивные, демократические тенденции, сложившиеся в русской литературе, живописи и скульптуре-в произведениях Радищева, Пушкина, Белинского, Растрелли, Антокольского, Ге, Сурикова, Серова.
Во второй половине 30-х годов после восьмилетних (1930-1938) поисков и экспериментов в решении проблем современности («Простой случай», «Дезертир», «Победа») Всеволод Пудовкин приходит к постановке исторических фильмов. В первом своем звуковом фильме «Дезертир» (1933) Пудовкин практически осуществил основные принципы «Заявки», применяя различные формы контрапункта, используя все богатство звучащего мира (музыку, шумы, слово). В фильме «Победа» (1938) режиссер стремился художественно переосмыслить принципы эпического кинематографа. Сам Пудовкин этот период своего творчества характеризовал как время поисков и накопления новых выразительных средств, говоря, что все хорошие фильмы экспериментальны. А в любом эксперименте неизбежны элементы риска, просчета, частичных неудач наряду со значительными открытиями.
В киноэпопее «Минин и Пожарский», поставленной в 1939 году Пудовкиным и Доллером по сценарию Шкловского, народно-освободительная война была показана как результат роста народного самосознания. Духовная жизнь народа, получившая в картине широкое освещение, выявляется и в общем движении массы и в судьбе отдельных персонажей, среди которых самым ярким явился образ беглого крестьянина Романа, созданный артистом Борисом Чирковым. Однако образы руководителей народного движения Минина и Пожарского в картине не полностью удались. Авторы показали их только как выразителей народной воли, что определило односторонность и однообразие их характеристики.
Иные драматические принципы были положены в основу фильма «Суворов», поставленного в 1940 году Пудовкиным и Доллером по сценарию старейшего кинодраматурга Гребнера. Фильм создавался в обстановке уже начавшейся Второй мировой войны, которая все ближе и ближе подступала к нашим границам. В такой момент тема воинской славы и доблести русского оружия приобретала особое значение. Авторы «Суворова» пересмотрели ложные трактовки образа гениального русского полководца, которые содержались в дворянской и буржуазной историографии. «Суворов»-своеобразная историческая киноповесть. Фильм представляет цепь разрозненных эпизодов из биографии Суворова. В поисках цельности авторы ввели надписи, объединяющие эти эпизоды. Титры слились со всей тканью произведения, ставшего в результате весьма компактным и лаконичным. В 30-е годы Пудовкин выступает с рядом статей, посвященных проблемам актерского мастерства, пишет книгу «Актер в фильме». В итоге родилась научно обоснованная система актерской игры в кинематографе. Наступило время применить ее на практике. Именно такой творческой лабораторией стал фильм «Суворов».
Наиболее значительным кинопроизведением первых послевоенных лет является фильм «Молодая гвардия», поставленный в 1948 году Сергеем Герасимовым по одноименному роману Александра Фадеева. В этом фильме создан героический образ легендарной подпольной организации комсомольцев города Краснодона. На примере «Молодой гвардии» можно особенно наглядно проследить, насколько закономерно и органично сочетается в социалистическом искусстве реализм с революционной романтикой. Роман Фадеева заключал в себе богатейший материал; живые и разнообразные характеры героических юношей и девушек нарисованы писателем с искренней теплотой, с большой любовью. Правдиво раскрыты в романе высокие моральные качества молодогвардейцев и показано, что глубокое чувство любви к Родине и столь же глубокая ненависть к врагу воспитаны у советской молодежи комсомолом, школой, семьей, Коммунистической партией. К экранизации романа Герасимов подошел и как художник и как историк. Он вместе с группой выезжал в Краснодон, изучал исторический материал, подробности из жизни героев по устным свидетельствам их родных и близких людей. В начальных частях фильма постановщик показал связь молодогвардейцев с большевистским подпольем, осуществляющим общее руководство партизанской борьбой. Руководящая и направляющая роль партии олицетворяется в фильме в образе секретаря обкома Проценко. С первых же эпизодов мы видим энергичную деятельность Проценко по эвакуации населения и промышленного оборудования, по созданию сети подпольных организаций. Артист создал обобщающий образ партийного руководителя. В Проценко мы ощущаем большую силу воли, собранность и одновременно открытую сердечность человека, который понимает душевное состояние молодых людей, умеет в минуты испытаний поддержать их, пробудить и укрепить в них уверенность в себе. Героичность образов молодогвардейцев потребовала яркой и выразительной речи, патетичной интонации. С экрана звучали действительно героические слова, но они, как правило, произносились актерами сдержанно, без напыщенности и патетики. В этой сдержанности мы чувствуем большую внутреннюю силу героев, их волевую собранность, идейную убежденность. Создавая ощущение большой жизненной правды, манера актерской игры, которой добивался Герасимов, значительно усиливала поэтическое звучание фильма. В фильме «Молодая гвардия» Герасимову удалось достоверно передать атмосферу войны, суровость обстановки, в которой боролись молодогвардейцы. Это видно и в сцене тревожного ночного празднования молодогвардейцами годовщины Октябрьской революции, и в кадрах, воссоздающих вступление фашистов в Краснодон, и в ряде других эпизодов, где тщательно продуманные вторые планы и шумовые эффекты позволяют почувствовать драму оккупированного города. Усилению драматического накала немало способствует монтаж фильма. Особенно выразителен в этом отношении параллельный монтаж сцен поджога биржи и концерта в клубе, представляющих собой кульминацию деятельности молодогвардейцев и одновременно преддверие их трагедии. В фильме «Молодая гвардия» снимались студенты ВГИКа. Как уже говорилось, режиссер вместе с актерами выезжал в Краснодон, где на месте изучались факты и документы, а исполнители ролей встречались с родными и друзьями молодогвардейцев. До начала съемок сценарий был воплощен на сцене Театра-студии киноактера. В связи с этим постановка фильма Герасимова имела большое педагогическое значение. Она стала творческой лабораторией, в которой изучался и проверялся метод подготовки и воспитания актеров, утверждаемый этим мастером кино во ВГИКе.

1 2 3 4 5 6 7 8