Энциклопедия советского кино 

 

Фильм Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке» (1948) явился экранизацией одноименного романа Бориса Полевого. Основной в фильме стала тема несгибаемого мужества и упорства советского человека в борьбе с врагами Родины. Исполнитель роли Мересьева Павел Кадочников при внешней скованности движений, обусловленной физическим состоянием героя, овладевает вниманием зрителя передачей тончайших оттенков переживаний летчика. О физической боли Мересьева мы узнаем только в начале фильма, в последующем же действии на первый план выступает владеющая героем мысль, которая заставляет его преодолевать страдания, которая становится основной: «А все-таки не плен, все-таки не плен! Только бы дойти до своих!». Превосходно снятые портреты позволяют нам проникнуть во внутренний мир героя, ощутить его мысли и переживания. Одна из важнейших тем фильма-воспитательная роль коммунистической партии-воплощается здесь в образе комиссара Воробьева. Актер Охлопков создал обаятельный образ большевика, человека высоких душевных качеств и большой мудрости.
В картине «Константин Заслонов» (1949) авторы фильма-сценарист Мовзон, режиссеры-постановщики Александр Файнциммер и Владимир Корш-Саблин показали, что за небольшой группой подпольщиков стояло мощное движение белорусского партизанского края. В исполнении артиста Дружникова Заслонов простой, скромный советский человек, каких миллионы; вместе с тем он энергичен, решителен, обладает талантом организатора, умеет вдохновить людей. Драматизм ситуации строится на необходимости маскировать истинное свое лицо, вести двойную игру. Запоминаются в фильме образы рабочих Шурмина и Докутовича. Менее удались авторам картины образы оккупантов, они показаны лишь внешне, плакатно. Постановщиков фильма следует упрекнуть и в излишнем увлечении батальными сценами за счет раскрытия внутреннего мира героев, что снизило художественную ценность этого патриотического фильма.
Из числа фильмов о войне следует выделить как наиболее удачную картину «Третий удар». Фильм «Третий удар» (1948) поставлен режиссером Игорем Савченко. В нем с документальной точностью воспроизведена операция войск Четвертого Украинского фронта совместно с Отдельной Приморской армией по уничтожению в апреле-мае 1944 года 17-й немецкой армии. Кульминационным пунктом в сюжете картины являются штурм и взятие нашими войсками Сапун-горы. В годы войны, а иногда и после нее наши победы изображались в кинофильмах нередко как победы легкие, одержанные над неумным и слабым врагом. Создатели фильма «Третий удар» не преуменьшили трудности, которые пришлось преодолеть Советской Армии при овладении Крымом, они показали, с каким упорным сопротивлением гитлеровцев столкнулись здесь наши бойцы. «Третий удар» наглядно свидетельствует, как далеко шагнула после войны постановочная техника советской кинематографии, насколько обогатились ее изобразительные средства. Создатели фильма проявили много творческой изобретательности и выдумки. Точные движения съемочного аппарата, смелое применение ракурсов, комбинированные съемки и выразительный монтаж позволили зрителю увидеть картины боя с различных точек зрения и как бы самому принять в нем участие. С точки зрения показа батальных эпизодов изобразительное решение фильма было новым словом в нашем кино. Еще в историческом фильме «Богдан Хмельницкий» ярко проявился индивидуальный художественный стиль Савченко, его стремление сочетать широту батальных сцен с глубоким проникновением в человеческий характер. Это сочетание обнаруживается и в «Третьем ударе». Наряду с историческими лицами здесь действуют и вымышленные герои. Марк Бернес создал запоминающийся образ бывалого советского матроса. Это человек большого мужества и отваги, истинно народной смекалки. В кинокартине «Третий удар» с сатирической остротой показаны раздирающие вражеский лагерь противоречия между немецкими генералами и командованием войск сателлитов. Среди фигур, представляющих стан фашистов, наиболее удачен образ Енекке. В исполнении артиста Астангова этот «лучший сапер Германии» крайне высокомерен, нагл, хвастлив и честолюбив. Мартинсону не удалось внести чего-либо нового в трактовку образа Гитлера по сравнению с другими военными фильмами. Гитлер изображен здесь в эксцентрических тонах и представлен только как фанатик и маньяк.
Большой интерес среди картин военной тематики представляет фильм «Звезда» (1949), поставленный режиссером Александром Ивановым по одноименной повести Эммануила Казакевича. Это произведение написано по живым впечатлениям войны. Оно приковывает интерес читателя остротой жизненных ситуаций, в которых оказываются мужественные и отважные герои, психологической тонкостью и лиризмом в обрисовке характеров. Фильм «Звезда», в общем, стоит на уровне литературного первоисточника. В фильме, как и в повести, трогательно рассказано о любви радистки Кати и лейтенанта Травкина. Особенно запоминается сцена, когда Катя после долгих бессонных ночей, проведенных у радиоаппарата в надежде услышать позывные «Звезды», стоит ночью у входа в блиндаж. В этой сцене нет слов. Но и без них ясен ее смысл: измученная Катя поняла, что Травкин и его группа разведчиков погибли. Финал фильма значительно отличался от литературного источника. Читатель повести, закрыв книгу, понимал, что разведчики погибли. В финале фильма они совершенно неожиданно, вопреки логике событий, происходивших несколько минут назад, проходят перед зрителями улыбающиеся и невредимые. Завершая фильм этими кадрами, авторы хотели символически выразить мысль о силе и непобедимости Советской Армии. Но символа не получилось. Зритель не поверил новому экранному решению. И все же кинофильм «Звезда» по глубине проникновения во внутренний мир героев, по суровой правде изображения фронтовых будней может считаться предвестником того нового поворота в художественном отображении на экране событий Великой Отечественной войны, который более полно сказался несколько позднее в кинофильмах «Солдаты», «Брестская крепость», «Живые и мертвые».
Героизм советских людей, проявившийся с особой силой на фронтах войны и в тылу врага, был запечатлен не только в кинопроизведениях биографического и эпического характера, о которых говорилось выше, но и в фильмах других жанров, в частности в кинокартинах приключенческих, пользующихся у зрителей большим вниманием и любовью. Лучшие приключенческие фильмы рассматриваемого периода-это «Подвиг разведчика» (1947), поставленный на Киевской киностудии режиссером Борисом Барнетом, и «Смелые люди» (1950), созданный на киностудии «Мосфильм» режиссером Константином Юдиным. В основу сюжета «Подвиг разведчика» положены подлинные факты. Главный герой Картины-майор Федотов (Павел Кадочников), прообразом которого был известный советский разведчик Кузнецов. Приключения Федотова, вступившего в острый поединок с матерым немецким разведчиком генералом фон Руммельсбургом, вызывают захватывающий интерес. Увлекательный сюжет сочетается в фильме с глубокой психологической разработкой образа Федотова. В фильме «Смелые люди» удачно соединяется острая напряженная фабула с комедийными и лирическими эпизодами. Герои фильма-скромные советские люди, чья мирная жизнь была нарушена вероломным нападением фашистов. Искреннюю симпатию вызывают смелые и изобретательные действия молодого табунщика Васи Говорухина, юмор старого наездника Воронова. В яркой гротесковой манере сыграли Плятт и Шпигель роли незадачливых фашистских вояк. Оба названных фильма имели большой успех. Они приковывали внимание зрителя не только увлекательным сюжетом, но и правдивыми реалистическими образами советских людей. И в этом заслуга не только авторов сценариев и постановщиков, но и талантливых актеров, заставивших зрителя полюбить своих героев.
Историко-биографические фильмы в первые годы после войны занимали большое место в репертуаре киностудий. В эти годы на экраны были выпущены такие фильмы, как «Адмирал Нахимов», «Мичурин», «Академик Иван Павлов», «Жуковский», «Мусоргский», «Пирогов», «Тарас Шевченко», «Джамбул», «Алишер Навои», «Райнис». Они в наглядной и доступной для самого широкого круга зрителей форме знакомили с жизнью замечательных деятелей отечественной науки и культуры, расширяли кругозор зрителей, пробуждали в народе чувство гордости за свою страну, прививали и углубляли чувство советского патриотизма. В этом большая воспитательная роль историко-биографических кинокартин и в этом их жизненная необходимость. Главной особенностью советских биографических фильмов является то, что в основе их сюжета лежала общественная деятельность личности, герой раскрывался в главных чертах и делах, в том, что составляет жизненный смысл его подвига, чем он известен и дорог народу.
В этом отношении много поучительного мы найдем в истории постановки фильма «Адмирал Нахимов» (1946). Сценарист Лукомский кропотливо и добросовестно выписал образ Нахимова как человека доброго, ворчливого, чудаковатого, но мало сказал о нем как о талантливом флотоводце, крупнейшем стратеге. А ведь именно таким он известен в истории и как раз за это его чтит наш народ. Во втором варианте фильма Всеволод Пудовкин сосредоточил свое внимание на разработке эпизодов, где выпукло был раскрыт флотоводческий талант Нахимова. В частности, с большой выдумкой и творческим размахом показана режиссером сцена битвы под Синопом, ставшая центральной частью фильма. Превосходны полные драматического напряжения сцены обороны Севастополя. Зрители увидели Нахимова вдохновителем и наставником офицеров и матросов в огне сражений, в штабе, на капитанском мостике. Роль Нахимова в фильме исполняет Дикий. В новом варианте кинокартины артист сумел обогатить этот образ, показав своего героя не только простым, обаятельным, всем доступным человеком, но и талантливым командиром и флотоводцем.
Среди наиболее крупных кинопроизведений биографического жанра первого пятилетия после войны видное место занимает цветной кинофильм «Мичурин», поставленный в 1948 году режиссером Александром Довженко по собственному сценарию. Жизнь Мичурина, мечтавшего покрыть всю страну садами и вдохновенно трудившегося ради осуществления этой мечты, полностью отвечала художественным устремлениям и поэтическому таланту постановщика. Александр Довженко-певец природы; о вечном круговороте жизни, взаимоотношении человека и природы, борьбе нового со старым в той или иной форме повествуют почти все его фильмы («Звенигора», «Земля», «Аэроград», «Щорс»). В фильме «Мичурин» с полной силой раскрылся оригинальный талант Довженко. Киноповесть о Мичурине охватывает почти весь сознательный творческий путь ученого, который можно разделить на три периода. Первый-годы, когда Иван Владимирович мучительно и безуспешно добивался признания полезности его опытов, а косные царские чиновники всячески чинили ему препятствия. Второй, переходный период-годы революции и гражданской войны, когда Мичурин настороженно относился к общественным преобразованиям и еще не мог найти своего места в этом обновленном и непонятном ему мире. И, наконец, третий период, самый богатый по насыщенности событиями и самый плодотворный для великого ученого-это годы мирного социалистического строительства, когда его труд был признан страной и стал достоянием народа.

1 2 3 4 5 6 7 8

 

        Мацнев Р.А., содержание, дизайн, оформление, верстка, разработка сайта, 2011-2017 гг.