Энциклопедия советского кино 

 

Фильму «Мичурин» по теме и идее близка другая биографическая картина-«Академик Иван Павлов», поставленная в 1949 году режиссером Григорием Рошалем. Научная деятельность Павлова представлена в фильме не как фон или иллюстрация, это основа драматического конфликта. Перед зрителем раскрывается волнующая история великих научных открытий. Достигнув замечательных успехов в исследовании процесса пищеварения, пытливый ученый переходит к опытам, которые помогли ему создать учение об условных рефлексах, сделать ценные открытия в области нервной деятельности и, наконец, проникнуть в человеческую психику, познать тайны человеческого мозга. Материалистическое объяснение психологии человека вызвало бурную реакцию консервативных ученых, которые ополчились против Павлова. Не случайно борьба материализма с идеализмом и составляет главный конфликт драматургии фильма. Реакционный лагерь ученых представлен в картине фигурой Званцева. Мастерство постановщика фильма обнаружилось в доходчивом и эмоциональном показе борьбы различных мировоззрений в науке. Особенно удачна по своей наглядности и драматическому напряжению сцена демонстрации Павловым и его ассистенткой Ивановой опыта с условными рефлексами. Созревание политических взглядов прославленного исследователя происходило не по прямой восходящей линии, как развивалось его учение, а в мучительных колебаниях и сомнениях. В картине отражен сложный и противоречивый путь ученого к революции. Настроение Павлова в первые дни революции метко охарактеризовано в фильме репликой, обращенной к нему Горьким: «Вы ждали революцию, о ней мечтали, а пришла-не узнали ее». Павлова беспокоит хозяйственная разруха в стране. Нет топлива, нет условий для научных опытов. Но фильм убеждает, что эти колебания и недовольство ученого не носили политического характера. После революции Павлов стал ближе к народу, потому что он был настоящим патриотом своей Родины. Павлов с негодованием отвергает предложение американца Хихса покинуть страну. Зритель видит, что политическое прозрение Павлова происходит под благотворным влиянием партии. С момента встречи ученого с Горьким в фильме широко звучит тема большевистской партийности, тема единства интересов партии и науки. Ленин, советское правительство обеспечивают все необходимое для нормальной работы ученого. Встреча с Кировым как бы подводит итог долголетней научной деятельности ученого-материалиста, пришедшего к большевикам, поверившего в плодотворность коммунистических идеалов. Фильм заканчивается сценами, в которых Павлов, уже чувствующий приближение смерти, передает научную эстафету в руки молодых советских ученых. Можно сказать, что успех фильма «Академик Иван Павлов» был в значительной степени обеспечен выдающимся исполнением главной роли актером Борисовым. Павлов в его исполнении-человек исключительной энергии, настойчивости, пытливой мысли и творческой одержимости. Если вспомнить Павлова в расцвете сил: собранного и вместе с тем порывистого, быстрого, порой нетерпеливого, каким он предстает перед нами в первой половине фильма, а потом-сгорбившегося старика, семенящей походкой идущего, опираясь на трость, по роще под Кэлтушами в конце картины-нетрудно понять, как широк диапазон перевоплощения актера.
С выходом на экран в 1950 году кинокартины «Мусоргский» (постановка Григория Рошаля) зритель снова увидел на экране артиста Борисова, но теперь уже в образе великого композитора. В фильме «Мусоргский» музыка вплетается в развитие основного драматического конфликта, во многом определяет действие, ритм. Особенно рельефно выступает в фильме тема народности музыки, тема борьбы реалистического направления в лице ее сновоположников, представителей «могучей кучки», с придворной аристократией, поклонниками формальной, бессодержательной музыки. Мусоргский ищет творческое вдохновение в народных песнях, его вдохновляет ясность, выразительность и красота народных мелодий. По-настоящему ярко раскрывается тема народности музыки в работе композитора над оперой «Борис Годунов». История создания и постановки этой оперы становится идейным и сюжетным центром фильма. Лейтмотив картины-ария юродивого, в которой воплощается плач и страдания простого народа России. В фильме «Мусоргский» открылись новые черты таланта Борисова. Он сумел тонко раскрыть характер великого композитора, показать процесс его творчества. Зритель как бы присутствует при рождении новых мелодий, новой музыки. Творческий коллектив умело использовал цвет для эмоционального воплощения идей фильма. Отсветы багрового пламени озаряют лицо Мусоргского в минуты высокого творческого вдохновения при создании музыки «Бориса Годунова», в момент рождения мелодии сцены под Кромами кадр освещается огнем пожара. Оранжевый солнечный цвет окрашивает народные сцены и, наоборот, холодная, сине-серая гамма красок преобладает в тех сценах, которые воссоздают атмосферу официального Петербурга, салонов эстетствующей аристократии. В фильме показаны члены «могучей кучки»-Римский-Корсаков, Бородин, Кюи. К сожалению, роли этих композиторов настолько слабо выписаны в сценарии, что их исполнители выглядят на экране простыми статистами. Более удались авторам фильма образы Балакирева и Даргомыжского. Образ вдохновителя «могучей кучки» Стасова предстает перед нами как душа и разум этой творческой группы, горячий пропагандист реалистической музыки, всеми своими корнями уходящей в народное творчество. Николай Черкасов, исполняющий роль Стасова, создал содержательный образ убежденного в своей правоте поборника русского самобытного реалистического искусства.
К 41-й годовщине социалистической революции Сергей Васильев выпускает фильм «В дни Октября», в основу которого легла книга Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». Большим вкладом в решение историко-революционной темы стали фильмы «Рассказы о Ленине» (1957), «Коммунист» (1957). За исполнение роли Ленина в «Рассказах о Ленине» Максиму Штрауху присуждена Ленинская премия. Следует отметить также другие фильмы историко-революционной тематики: «Школа мужества» (1954), «Они были первыми» (1956), «Павел Корчагин» (1956). Важное место в производственных планах студий занимает экранизация произведений советской, русской и мировой классической литературы. Сергей Герасимов успешно экранизирует роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» (1957-1958), Григорий Рошаль осуществляет остановку по трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам», Григория Козинцев ставит фильм «Дон-Кихот» (1957), Сергей Юткевич-«Отелло», Самсон Самсонов-«Попрыгунья» (1956), Иван Пырьев экранизирует «Идиота» (1958). Авторы этих произведений нашли лаконичные и вместе с тем выразительные формы, чтобы раскрыть социальную сущность и непреходящую жизненность литературных образов, передать колорит изображаемой эпохи.
В ряде фильмов рассматриваемого периода по-новому осмысливались события Великой Отечественной войны. Вместо парадных картин типа «Падение Берлина», появились произведения, по-новому раскрывающие характер военных будней, героический подвиг советского человека на фронте и в тылу. Таковы «Солдаты» (1956) и «Дом, в котором я живу» (1957). Михаил Калатозов, обратившись к событиям войны, ставит фильм «Летят журавли», который сыграл значительную роль в обогащении послевоенного киноискусства новыми выразительными средствами. В ряде фильмов, как, например, «Большая семья», «Дело Румянцева», «Весна на Заречной улице», были сделаны удачные попытки осмыслить и обобщить новые явления жизни, поставить актуальные проблемы, глубоко проникнуть в психологию современника, показать его в живом развитии, в активном действии, в преодолении трудностей. Так, в фильме «Большая семья» (1954) отчетливо выявлен процесс формирования новых характеров, складывающихся под влиянием социалистических отношений на производстве и в быту. Разработка образов представителей рабочего класса была продолжена в фильмах: «Дело Румянцева» (1955), «Весна на Заречной улице» (1956), «Высота» (1957).
Особенно большое расширение фильмопроизводства наблюдается на киностудии Украины, на которой поставлены такие значительные кинопроизведения, как «Тарас Шевченко», «Судьба Марины», «Иванна», «Тревожная молодость», «Максимка», «Чрезвычайное происшествие». Расширяется фильмопроизводство в Белоруссии. Заметным событием в жизни кинематографа республики был выход на экраны фильмов: «Красные листья», «Часы остановились в полночь», «Девочка ищет отца». Довольно разнообразен по тематике и жанрам стал репертуар Тбилисской студии. Современной молодежи, ее труду и быту посвящены фильмы «Последний из Сабудара», «Наш двор». Большой популярностью у зрителя пользуется грузинская кинокомедия «Стрекоза», поставленная режиссером Долидзе. Опираясь на реалистические традиции национальной литературы и театра, а также историю революционного преобразования, узбекская кинематография создает несколько значительных кинокартин. Среди них: «Бай и батрак»-экранизация одноименной пьесы узбекского поэта и драматурга Хамза Хакимзаде Ниязи. Поставил фильм молодой режиссер Латиф Файзиев совместно с Александром Гинзбургом. Позднее Файзиев снял кинокартину «По путевке Ленина»-о классовой борьбе и победе культурной революции в Узбекистане в первые годы Советской власти. Видный кинорежиссер Узбекистана Ярматов создает один из лучших исторических кинофильмов «Авиценна», повествующий о жизни и деятельности великого ученого, философа и поэта Древнего Востока Абу-Али Ибн-Сины (Авиценны).
Принципиальным достижением советского киноискусства стал фильм Александра Довженко и Юлии Солнцевой «Поэма о море», поставленный в 1958 году. Это эпическое произведение, воспевающее величие и подвиги советских людей-строителей коммунизма, наполнено глубокими раздумьями художника о настоящем и будущем. Значительное место среди фильмов этого же периода занимает кинокомедия, жанр, пользующийся особой популярностью. Хорошо были приняты зрителем и кинокритикой кинокомедии «Верные друзья» (1954), «Карнавальная ночь» (1956), «Укротительница тигров» (1954), «Стрекоза» (1954), «Солдат Иван Бровкин» (1955). Это веселые, жизнеутверждающие фильмы, рассказывающие о любви, дружбе и товариществе, высмеивающие такие чуждые социалистическому строю черты, как бюрократизм, самовлюбленность, зазнайство.
Самодовлеющий характер формальных поисков можно было видеть, например, в поставленном одаренными молодыми режиссерами Александром Аловым и Владимиром Наумовым фильме «Ветер» (1958), где «построение кадра, монтаж, динамика событий приобретают самоценное значение, уводят от серьезного рассмотрения и анализа выбранных жизненных проблем и человеческих характеров. И потому-то мысль, которую авторы пытались выразить якобы оригинально, свежо, ярко, оказывается в итоге лишь декларативно заявленной и проиллюстрированной».
В 50-е годы широко отмечалось 40-летие Советской власти и в связи с юбилеем было создано много (более ста) историко-революционных фильмов. Лучшие историко-революционные фильмы языком искусства утверждают мысль о решающей роли народа в истории. В рассматриваемый период наибольшую идейно-художественную ценность среди историко-революционных фильмов представляют «Рассказы о Ленине», «Коммунист», «Тихий Дон», «Тревожная молодость», «Школа мужества», «Они были первыми» и некоторые другие. Центральная проблема этих фильмов-изображение героя и эпохи, раскрытие их взаимосвязи.

1 2 3 4 5 6 7 8

 

        Мацнев Р.А., содержание, дизайн, оформление, верстка, разработка сайта, 2011-2017 гг.