Энциклопедия советского кино 

 

«Школа мужества» поставлена была в 1954 году на «Мосфильме» выпускниками ВГИКа Владимиром Басовым и Мстиславом Корчагиным по мотивам произведений Аркадия Гайдара («Школа»). Фильм сохранил гайдаровское восприятие революционных лет как «веселого времени». Герой фильма Борис Голиков (Леонид Харитонов), подросток, потом юноша, сначала неспособный разобраться в сложных событиях того времени, преодолевая ошибки и заблуждения, пройдя прекрасную «школу мужества»-Красную Армию-вырастает в настоящего коммуниста. Чувство коллективизма, а также честность, искренность естественно и органически приобщают его к армии революционеров. Характерно, что фильм, в котором показаны и трудности тех лет и смерть, получился светлым, ясным, оптимистическим. В нем явственно ощутимы традиции наших историко-революционных картин 30-х годов. «Школа мужества» была удостоена первой премии за «лучший воспитательный фильм» на VIII Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1954 году.
У картины «Тревожная молодость», поставленной в 1955 году начинающими режиссерами Аловым и Наумовым (по трилогии Беляева «Старая крепость»), много общего с фильмом «Школа мужества». Суть их близости в единой героико-романтической настроенности, в отображении революции как «веселого», «тревожного» (читай-прекрасного) времени, формирующего в человеке мужество, гражданственность, партийность. Если в первом фильме этот романтический пафос определялся преимущественно образом главного героя, то во втором он достигается в основном созданием атмосферы, колорита, духа эпохи, иначе говоря, преимущественно режиссерско-операторскими средствами (темп, ритм, тональность, массовки). Актерское же решение главных ролей в «Тревожной молодости», к сожалению, оказалось не на высоком уровне. Возможно, здесь подвел типажный принцип подбора исполнителей. В результате психологически наиболее убедительный и достоверный образ фильма-это предатель и диверсант Котька Григоренко в исполнении Николая Рыбникова.
Вскоре те же постановщики ставят картины «Павел Корчагин» (1956) и «Ветер» (1958), в которых, особенно во втором фильме, к сожалению, обнаруживается совершенно иной, чем это было в «Тревожной молодости», взгляд на годы революции. Они выглядят как пора мрачная, фатально требующая жертв. Если герои «Тревожной молодости» шли в революцию, как это и было в действительности, радостно, то для героев «Павла Корчагина» и особенно «Ветра» служить революции-значит обречь себя на страдания и смерть, заведомо отречься от радости и непосредственности, свойственных молодости. Это умозрительное толкование эпохи на конкретном языке кино прозвучало субъективно и, по существу, неверно. Но следует учесть, что близкие по своей стилистике картины «Павел Корчагин» и «Ветер» вместе с тем существенно отличаются одна от другой. Можно, например, не соглашаться с экранной трактовкой образа Павла Корчагина, сравнивая его с любимым литературным образом. Но нельзя отрицать, что перед нами живой человеческий характер, воплощенный на экране актером (Лановой). Герои же фильма «Ветер»-это не образы-характеры, а носители надуманных авторских идей и понятий.
Фильму «Сорок первый» (1956), созданному Григорием Чухраем по одноименному рассказу Лавренева, на X Международном кинофестивале в Каннах (1957) была присуждена специальная премия за «оригинальный сценарий, гуманизм и высокую поэтичность». Художественные достоинства картины высоко оценила и наша печать. И действительно, композиционное построение фильма, его изобразительное, особенно колористическое решение, темпераментная и впечатляющая игра актеров (Олег Стриженов и Изольда Извицкая)-словом, все средства были использованы режиссером для того, чтобы как можно более эмоционально передать свое отношение к той эпохе, ее событиям и участникам.
В лучших традициях советского киноискусства и литературы воплощена центральная тема историко-революционных фильмов-герой и эпоха-в кинотрилогии «Тихий Дон», поставленной Сергеем Герасимовым в 1957-1958 годах по одноименному роману Михаила Шолохова. Тысяча пятьсот страниц шолоховского произведения были уложены в пять часов экранного времени. В фильме сохранен присущий роману революционный пафос, глубокий реализм в изображении острейших социальных конфликтов, сочность бытописания народной жизни, а главное-правда времени и среды, правда характеров, показанная в исторически обусловленном взаимодействии. Как и роман, фильм-народная эпопея. Вместе с тем «Тихий Дон»-остродраматическое произведение. В нем судьба каждого героя показана в момент ее перелома, поворота. Следуя классическим законам драмы, трилогия движется по восходящей, неуклонно устремляясь к точке высшего драматического напряжения-кульминации. В фильме широко использована музыка (особенно народные казачьи песни), киноживопись (выразительные реалистические портреты, лирические пейзажи, колоритные батальные сцены). Щедро и изобразительно в нем применены монтаж и ритм, точки съемки, план. Все эти элементы, органически соединяясь, создали неповторимый стиль фильма «Тихий Дон». И вместе с тем все они, способствуя раскрытию судеб человеческих как судеб народных, делают этот фильм действительно шолоховским. Исполнители пятидесяти главных ролей и более двухсот, руководимые режиссером, последовательным сторонником актерского кинематографа, выступили как единый художественный ансамбль. В нем выделяется ряд зрелых актеров, мастеров внутреннего перевоплощения. Любопытно, что в их отборе участвовал Шолохов. Особенно следует отметить колоритную речь персонажей фильма. Богатство языка Шолохова-писателя дополнилось тончайшими нюансами актерской интонации. Кинотрилогия «Тихий Дон»-значительное явление современного кино. Будучи экранизацией известного литературного первоисточника, она в то же время стала вполне оригинальным произведением, в котором шолоховская идейно-художественная концепция нашла свое яркое кинематографическое решение. Картина получила большую прессу. Она была хорошо встречена широким зрителем. На Международном кинофестивале в Карловых Варах ей присудили почетную премию.
В начале 50-х годов были сделаны новые, но, к сожалению, еще робкие попытки воссоздать на экране образ Ленина. Таковы фильмы «Незабываемый 1919-й год», где в роли Ленина выступил актер Молчанов, и «Вихри враждебные» (актер Кондратьев). Только со второй половины 50-х годов ленинская тема и образ Ленина получили достойное художественное воплощение. При разработке этой ответственной темы наряду с кинематографическим опытом прошлых лет были использованы достижения и других видов искусства-литературы, живописи и особенно театра. Своеобразие решения ленинской темы в киноискусстве 50-х годов связано с ведущей тенденцией современного кино-пристальным вниманием к внутреннему миру человека, изучением его не в исключительных и обычных обстоятельствах жизни. Применительно к ленинской теме эта тенденция выражается в стремлении показать Владимира Ильича как человека, раскрыть богатство и красоту его личности, показать его в делах повседневных. И если в довоенные годы фильмы о Ленине были преимущественно эпико-историческими хрониками или драмами, то в современном кино это чаще всего-кинорассказ, вставная новелла. Некоторые же фильмы носят явно мемуарный характер, они как бы воспроизводят воспоминания очевидцев.
О Ленине рассказывается более чем в двадцати полнометражных художественных фильмах, созданных в рассматриваемое время. Но лишь в трех из них-«Семья Ульяновых», «Рассказы о Ленине» и «В начале века»-образ Ленина является центральным. В остальных же картинах Ленин показан лишь в отдельных эпизодах, чаще всего в финале картины, когда разрешаются конфликты и завершается действие. В одних фильмах зритель видит Ильича на различных собраниях, конференциях, встречах («Вихри враждебные», «Они были первыми», «Правда», «По путевке Ленина», «Андрейка»), в других-постановщики стремятся показать его в обстановке «неофициальной»-в «частных беседах», в кулуарах, за обеденным столом, на прогулке.
В фильмах «Семья Ульяновых», «Рассказы о Ленине», «В начале века» все драматургические и изобразительные средства подчинены актерскому решению образа Ленина. «Семья Ульяновых» (1957) повествует о юношеских годах Ленина, о его жизни в Симбирске. Ульянов-гимназист показан главным образом в семье, где центральное место занимает мать. Эту роль проникновенно сыграла Гиацинтова. С художественным тактом исполнил роль Володи Ульянова молодой актер Коровин: он сумел передать и юношескую порывистость своего героя и его не по годам зрелый образ мыслей. Фильм «В начале века» (1961) как бы продолжает биографическое повествование о Ленине. В этой картине Владимир Ильич показан в период ссылки в село Шушенское, а затем в годы создания газеты «Искра». Авторам удалось передать кипучую, непрекращающуюся в любых условиях деятельность Ленина (актер Юрий Каюров), его общительность, близость к простым людям. К созданию образа Ленина привлечены в 50-е годы (и позже) разные актеры. И все же самым выдающимся исполнителем роли Ильича остается Максим Штраух, создавший образ Ленина в кинокартинах режиссера Сергея Юткевича «Рассказы о Ленине» и «Ленин в Польше».
Кинокартина «Рассказы о Ленине» вышла на экраны в апреле 1958 года, к 88-летию со дня рождения Владимира Ильича. Фильм состоит из самостоятельных новелл. Первая киноновелла-«Подвиг солдата Мухина»-повествует о жизни Ленина в Петрограде и Разливе летом 1917 года. Вторая-«Последняя осень»-посвящена последним годам жизни Ильича в Горках. Эти два произведения не равноценны. Конечно, есть безусловные удачи и в первой новелле. Так, например, весьма удачен ряд эпизодов, показывающих Ленина в Разливе. Талантливо сыгранные актером, экспрессивно снятые оператором и сопровождаемые удивительно гармонической музыкой, они глубоко волнуют зрителей. Замечателен эпизод, когда Ленин на паровозе уезжает в Финляндию. В озаренную ярким пламенем топку бросает он дрова-все азартнее, радостнее, и все быстрее и стремительнее несется вперед поезд-поезд Революции и ее машинист Ленин. Но в целом кинорассказ «Подвиг солдата Мухина» нельзя отнести к художественным открытиям. Солдат Мухин повторяет собой типы людей из народа, знакомые по ленинским фильмам 30-х годов. Стандартны образы офицеров, выведенных в этом рассказе, один-глупый, грубый и примитивный, другой-умный, холодный, расчетливый. Почти все эпизоды картины снимались в тех самых исторических местах, где жил и работал Ленин. На экране возникают Разлив, дом рабочего Емельянова, паровоз, на котором уезжает Владимир Ильич в Финляндию. Все эти интересные сами по себе кадры не заключали в себе новых художественных обобщений. В противоположность новелле «Подвиг солдата Мухина» «Последняя осень»-подлинно новаторское произведение современного кино. Фильм этот отчетливо «настроенческий». Фильм прекрасно передает чувства, настроения, отношение советского народа к болезни и смерти Ленина. «Последняя осень»-как бы воспоминания умного, наблюдательного и тонкого человека о живом Ильиче. «Последняя осень»-глубокое философское раздумье об Ильиче. Это правдивый художественный рассказ не о болезни и смерти Ленина, а о его жизни и бессмертии. В 1958 году исполнитель роли Ленина Максим Штраух был удостоен звания лауреата Ленинской премии, а на XI Международном кинофестивале в Карловых Варах ему присудили премию «За своеобразное, впечатляющее и глубоко человеческое воплощение образа Ленина».

1 2 3 4 5 6 7 8

 

        Мацнев Р.А., содержание, дизайн, оформление, верстка, разработка сайта, 2011-2017 гг.