Средневековая Русь 
Великая Октябрьская революция 
Гражданская война 
Великая Отечественная война 
Детские фильмы 
Подростковые фильмы 
Тюремные фильмы 
Шпионские фильмы 
Комедийные фильмы 
Исторические фильмы 
Классические детективы 
Классика приключений 
Фильмы про моряков 
Фильмы про летчиков 
Фильмы о милиции 
Сказочные фильмы 
Биографические фильмы 
Философские фильмы 
Фильмы о науке 
Фильмы о медицине 
Фильмы-катастрофы 
Фильмы про космос 
Фильмы про советскую армию 
Фильмы о религии 
Фильмы о политике 
Криминальные фильмы 
Фильмы-экранизации 
Фильмы про коммунистов 
Фантастические фильмы 
Фильмы о производстве 
Фильмы о любви

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


«Школа мужества» поставлена была в 1954 году на «Мосфильме» выпускниками ВГИКа Владимиром Басовым и Мстиславом Корчагиным по мотивам произведений Аркадия Гайдара («Школа»). Фильм сохранил гайдаровское восприятие революционных лет как «веселого времени». Герой фильма Борис Голиков (Леонид Харитонов), подросток, потом юноша, сначала неспособный разобраться в сложных событиях того времени, преодолевая ошибки и заблуждения, пройдя прекрасную «школу мужества»-Красную Армию-вырастает в настоящего коммуниста. Чувство коллективизма, а также честность, искренность естественно и органически приобщают его к армии революционеров. Характерно, что фильм, в котором показаны и трудности тех лет и смерть, получился светлым, ясным, оптимистическим. В нем явственно ощутимы традиции наших историко-революционных картин 30-х годов. «Школа мужества» была удостоена первой премии за «лучший воспитательный фильм» на VIII Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1954 году.
У картины «Тревожная молодость», поставленной в 1955 году начинающими режиссерами Аловым и Наумовым (по трилогии Беляева «Старая крепость»), много общего с фильмом «Школа мужества». Суть их близости в единой героико-романтической настроенности, в отображении революции как «веселого», «тревожного» (читай-прекрасного) времени, формирующего в человеке мужество, гражданственность, партийность. Если в первом фильме этот романтический пафос определялся преимущественно образом главного героя, то во втором он достигается в основном созданием атмосферы, колорита, духа эпохи, иначе говоря, преимущественно режиссерско-операторскими средствами (темп, ритм, тональность, массовки). Актерское же решение главных ролей в «Тревожной молодости», к сожалению, оказалось не на высоком уровне. Возможно, здесь подвел типажный принцип подбора исполнителей. В результате психологически наиболее убедительный и достоверный образ фильма-это предатель и диверсант Котька Григоренко в исполнении Николая Рыбникова.
Вскоре те же постановщики ставят картины «Павел Корчагин» (1956) и «Ветер» (1958), в которых, особенно во втором фильме, к сожалению, обнаруживается совершенно иной, чем это было в «Тревожной молодости», взгляд на годы революции. Они выглядят как пора мрачная, фатально требующая жертв. Если герои «Тревожной молодости» шли в революцию, как это и было в действительности, радостно, то для героев «Павла Корчагина» и особенно «Ветра» служить революции-значит обречь себя на страдания и смерть, заведомо отречься от радости и непосредственности, свойственных молодости. Это умозрительное толкование эпохи на конкретном языке кино прозвучало субъективно и, по существу, неверно. Но следует учесть, что близкие по своей стилистике картины «Павел Корчагин» и «Ветер» вместе с тем существенно отличаются одна от другой. Можно, например, не соглашаться с экранной трактовкой образа Павла Корчагина, сравнивая его с любимым литературным образом. Но нельзя отрицать, что перед нами живой человеческий характер, воплощенный на экране актером (Лановой). Герои же фильма «Ветер»-это не образы-характеры, а носители надуманных авторских идей и понятий.
Фильму «Сорок первый» (1956), созданному Григорием Чухраем по одноименному рассказу Лавренева, на X Международном кинофестивале в Каннах (1957) была присуждена специальная премия за «оригинальный сценарий, гуманизм и высокую поэтичность». Художественные достоинства картины высоко оценила и наша печать. И действительно, композиционное построение фильма, его изобразительное, особенно колористическое решение, темпераментная и впечатляющая игра актеров (Олег Стриженов и Изольда Извицкая)-словом, все средства были использованы режиссером для того, чтобы как можно более эмоционально передать свое отношение к той эпохе, ее событиям и участникам.
В лучших традициях советского киноискусства и литературы воплощена центральная тема историко-революционных фильмов-герой и эпоха-в кинотрилогии «Тихий Дон», поставленной Сергеем Герасимовым в 1957-1958 годах по одноименному роману Михаила Шолохова. Тысяча пятьсот страниц шолоховского произведения были уложены в пять часов экранного времени. В фильме сохранен присущий роману революционный пафос, глубокий реализм в изображении острейших социальных конфликтов, сочность бытописания народной жизни, а главное-правда времени и среды, правда характеров, показанная в исторически обусловленном взаимодействии. Как и роман, фильм-народная эпопея. Вместе с тем «Тихий Дон»-остродраматическое произведение. В нем судьба каждого героя показана в момент ее перелома, поворота. Следуя классическим законам драмы, трилогия движется по восходящей, неуклонно устремляясь к точке высшего драматического напряжения-кульминации. В фильме широко использована музыка (особенно народные казачьи песни), киноживопись (выразительные реалистические портреты, лирические пейзажи, колоритные батальные сцены). Щедро и изобразительно в нем применены монтаж и ритм, точки съемки, план. Все эти элементы, органически соединяясь, создали неповторимый стиль фильма «Тихий Дон». И вместе с тем все они, способствуя раскрытию судеб человеческих как судеб народных, делают этот фильм действительно шолоховским. Исполнители пятидесяти главных ролей и более двухсот, руководимые режиссером, последовательным сторонником актерского кинематографа, выступили как единый художественный ансамбль. В нем выделяется ряд зрелых актеров, мастеров внутреннего перевоплощения. Любопытно, что в их отборе участвовал Шолохов. Особенно следует отметить колоритную речь персонажей фильма. Богатство языка Шолохова-писателя дополнилось тончайшими нюансами актерской интонации. Кинотрилогия «Тихий Дон»-значительное явление современного кино. Будучи экранизацией известного литературного первоисточника, она в то же время стала вполне оригинальным произведением, в котором шолоховская идейно-художественная концепция нашла свое яркое кинематографическое решение. Картина получила большую прессу. Она была хорошо встречена широким зрителем. На Международном кинофестивале в Карловых Варах ей присудили почетную премию.
В начале 50-х годов были сделаны новые, но, к сожалению, еще робкие попытки воссоздать на экране образ Ленина. Таковы фильмы «Незабываемый 1919-й год», где в роли Ленина выступил актер Молчанов, и «Вихри враждебные» (актер Кондратьев). Только со второй половины 50-х годов ленинская тема и образ Ленина получили достойное художественное воплощение. При разработке этой ответственной темы наряду с кинематографическим опытом прошлых лет были использованы достижения и других видов искусства-литературы, живописи и особенно театра. Своеобразие решения ленинской темы в киноискусстве 50-х годов связано с ведущей тенденцией современного кино-пристальным вниманием к внутреннему миру человека, изучением его не в исключительных и обычных обстоятельствах жизни. Применительно к ленинской теме эта тенденция выражается в стремлении показать Владимира Ильича как человека, раскрыть богатство и красоту его личности, показать его в делах повседневных. И если в довоенные годы фильмы о Ленине были преимущественно эпико-историческими хрониками или драмами, то в современном кино это чаще всего-кинорассказ, вставная новелла. Некоторые же фильмы носят явно мемуарный характер, они как бы воспроизводят воспоминания очевидцев.
О Ленине рассказывается более чем в двадцати полнометражных художественных фильмах, созданных в рассматриваемое время. Но лишь в трех из них-«Семья Ульяновых», «Рассказы о Ленине» и «В начале века»-образ Ленина является центральным. В остальных же картинах Ленин показан лишь в отдельных эпизодах, чаще всего в финале картины, когда разрешаются конфликты и завершается действие. В одних фильмах зритель видит Ильича на различных собраниях, конференциях, встречах («Вихри враждебные», «Они были первыми», «Правда», «По путевке Ленина», «Андрейка»), в других-постановщики стремятся показать его в обстановке «неофициальной»-в «частных беседах», в кулуарах, за обеденным столом, на прогулке.
В фильмах «Семья Ульяновых», «Рассказы о Ленине», «В начале века» все драматургические и изобразительные средства подчинены актерскому решению образа Ленина. «Семья Ульяновых» (1957) повествует о юношеских годах Ленина, о его жизни в Симбирске. Ульянов-гимназист показан главным образом в семье, где центральное место занимает мать. Эту роль проникновенно сыграла Гиацинтова. С художественным тактом исполнил роль Володи Ульянова молодой актер Коровин: он сумел передать и юношескую порывистость своего героя и его не по годам зрелый образ мыслей. Фильм «В начале века» (1961) как бы продолжает биографическое повествование о Ленине. В этой картине Владимир Ильич показан в период ссылки в село Шушенское, а затем в годы создания газеты «Искра». Авторам удалось передать кипучую, непрекращающуюся в любых условиях деятельность Ленина (актер Юрий Каюров), его общительность, близость к простым людям. К созданию образа Ленина привлечены в 50-е годы (и позже) разные актеры. И все же самым выдающимся исполнителем роли Ильича остается Максим Штраух, создавший образ Ленина в кинокартинах режиссера Сергея Юткевича «Рассказы о Ленине» и «Ленин в Польше».
Кинокартина «Рассказы о Ленине» вышла на экраны в апреле 1958 года, к 88-летию со дня рождения Владимира Ильича. Фильм состоит из самостоятельных новелл. Первая киноновелла-«Подвиг солдата Мухина»-повествует о жизни Ленина в Петрограде и Разливе летом 1917 года. Вторая-«Последняя осень»-посвящена последним годам жизни Ильича в Горках. Эти два произведения не равноценны. Конечно, есть безусловные удачи и в первой новелле. Так, например, весьма удачен ряд эпизодов, показывающих Ленина в Разливе. Талантливо сыгранные актером, экспрессивно снятые оператором и сопровождаемые удивительно гармонической музыкой, они глубоко волнуют зрителей. Замечателен эпизод, когда Ленин на паровозе уезжает в Финляндию. В озаренную ярким пламенем топку бросает он дрова-все азартнее, радостнее, и все быстрее и стремительнее несется вперед поезд-поезд Революции и ее машинист Ленин. Но в целом кинорассказ «Подвиг солдата Мухина» нельзя отнести к художественным открытиям. Солдат Мухин повторяет собой типы людей из народа, знакомые по ленинским фильмам 30-х годов. Стандартны образы офицеров, выведенных в этом рассказе, один-глупый, грубый и примитивный, другой-умный, холодный, расчетливый. Почти все эпизоды картины снимались в тех самых исторических местах, где жил и работал Ленин. На экране возникают Разлив, дом рабочего Емельянова, паровоз, на котором уезжает Владимир Ильич в Финляндию. Все эти интересные сами по себе кадры не заключали в себе новых художественных обобщений. В противоположность новелле «Подвиг солдата Мухина» «Последняя осень»-подлинно новаторское произведение современного кино. Фильм этот отчетливо «настроенческий». Фильм прекрасно передает чувства, настроения, отношение советского народа к болезни и смерти Ленина. «Последняя осень»-как бы воспоминания умного, наблюдательного и тонкого человека о живом Ильиче. «Последняя осень»-глубокое философское раздумье об Ильиче. Это правдивый художественный рассказ не о болезни и смерти Ленина, а о его жизни и бессмертии. В 1958 году исполнитель роли Ленина Максим Штраух был удостоен звания лауреата Ленинской премии, а на XI Международном кинофестивале в Карловых Варах ему присудили премию «За своеобразное, впечатляющее и глубоко человеческое воплощение образа Ленина».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


При желании вы можете посмотреть один из выпусков популярной советской телевизионной передачи «Кинопанорама» (1962-1995).