Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны  Семнадцать мгновений весны

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Семнадцать мгновений весны

Семнадцать мгновений весны

1973, 840 мин., ч/б, «Киностудия имени М. Горького»
Режиссер Татьяна Лиознова, сценарист Юлиан Семенов, композитор Микаэл Таривердиев
В ролях Вячеслав Тихонов, Евгений Кузнецов, Михаил Жарковский, Фриц Диц, Вильгельм Бурмайер, Николай Прокопович, Юрий Визбор, Олег Табаков, Константин Желдин, Эмилия Мильтон, Ростислав Плятт, Юрий Катин-Ярцев, Станислав Коренев, Андро Кобаладзе, Петр Чернов, Леонид Броневой, Лев Дуров, Светлана Светличная

События картины разворачиваются в феврале-марте 1945 года и повествуют о знаменитом советском разведчике Штирлице…
Две песни в исполнении Эдит Пиаф, которые Штирлиц и пастор Шлаг слушают в машине по пути к границе, были записаны в шестидесятых годах. Для ролей статистов-гестаповцев набрали в основном евреев, которые привели с собой родственников. Когда это увидел консультант фильма, то пришел в шок, заявив, что штаб-квартира нацистов выглядит как сборище солдат израильской армии. Он потребовал заменить статистов на кадетов военных училищ Риги и Таллинна, высоких голубоглазых блондинов, которые были вылитыми нацистами. Работать с Вячеславом Тихоновым было весьма непросто, ибо он имел самую высокую зарплату среди советских актеров: 50 рублей в день, а с репетициями сумма вырастала до 75 рублей. Но Тихонов все равно думал, что его обсчитывают, поэтому в перерывах между дублями сидел с карандашом и листочком бумаги в руках, рассчитывая свою зарплату. Лишь Татьяне Лиозновой удалось найти с Тихоновым общий язык после многочисленных продолжительных бесед. Сцену свидания Штирлица с женой придумала сама Лиознова, но в романе ее не было. Когда режиссер показала отснятый материал Юлиану Семенову, тот одобрил идею и пожалел, что не написал этот эпизод для книги. Роль фрау Сорих предложили Фаине Раневской, но она отказалась. Другими претендентами на роль Штирлица были Арчил Гомиашвили (пригласивший по этому случаю всю съемочную группу в ресторан) и Олег Стриженов.
Сценарий к фильму по своему роману о разведчике Максиме Максимовиче Исаеве (Владимире Владимирове), работавшем в самом фашистском логове под именем штандартенфюрера Штирлица, Юлиан Семенов написал сам. Он был писателем № 1 советского детектива. И хотя фильмы по его произведениям «Пароль не нужен» (1967) и «Майор Вихрь» (1968, сериал) и др. были хорошо встречены зрителями, классикой жанра, как «Семнадцать мгновений весны», «Петровка, 38» (1980) и «Огарева, 6» (1980), они не стали. Режиссер Татьяна Михайловна Лиознова (р. 1924), уже прославившаяся фильмами «Евдокия» (1960), «Им покоряется небо» (1963) и «Три тополя на Плющихе» (1967); впереди еще будут фильмы «Карнавал» (1981), «Мы, нижеподписавшиеся» (1981), «Конец света с последующим симпозиумом» (1986), прочитав роман в журнале, мечтала о его экранизации. Но когда обратилась к Семенову за разрешением, выяснилось, что тот уже продал сценарий «Ленфильму». Вероятно, ее горячность подействовала на автора, и тот отозвал сценарий, разорвав контракт и вернув студии деньги. Получив вожделенную папку, Лиознова испытала шок: в сценарии не оказалось ничего из того, что так привлекало ее в романе, вместо сражений интеллектов-стрельба и горы трупов. Тогда она, заручившись согласием Семенова, сама засела за работу, одновременно с созданием режиссерского перекраивая и дописывая литературный сценарий. Кандидатура Вячеслава Тихонова возникла практически сразу, и он получил роль, которая, несмотря на большое число творческих удач, стала знаковой в его биографии. Лиознова изначально снимала не боевик, и ее подстерегала опасность, что фильм, в котором много разговоров и размышлений героя, может получиться скучным. Но этого, к счастью, не произошло. Динамика достигалась за счет умелого монтажа картины, разбивающего эпизоды заставками дат, звуком включенного хронометра, задающим напряженный ритм действию, закадровым голосом Ефима Захаровича Копеляна (которого после этой работы прозвали Ефим Закадрович), хроникальными кадрами сражений Великой Отечественной, эпизодами из немецкой кинохроники и блестящим актерским составом. Этот фильм многих актеров сделал не просто известными, но и горячо любимыми зрителями. Так, до самых «Покровских ворот» Инна Ульянова оставалась для всех подвыпившей Дамой с чернобуркой, убеждавшей Штирлица, что в любви она-Эйнштейн. А прекрасный театральный актер Леонид Сергеевич Броневой (р. 1928), у которого не очень складывалось с кино-«папашей» Мюллером. И даже его невольное подергивание шеей от тесного воротничка превратилось в творческую находку. Потом уже будут фильмы: «Вооружен и очень опасен» (1977), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Возвращение резидента» (1982), «Покровские ворота» (1982), «Формула любви» (1984), «Небеса обетованные» (1991), «Простые вещи» (2007) и др. Роль радистки Кэт сыграла актриса Театра сатиры Екатерина Градова, супруга Андрея Миронова. Красавец Олег Табаков внешне не был похож на хилого Шелленберга, но сыграл этого интеллектуала от разведки с таким обаянием и внутренним азартом, что после выхода фильма на мировой экран режиссер получила благодарственное письмо от потомков бывшего шефа разведки, в котором говорилось, что в картине удивительно достоверно передан его характер. Враги в фильме Лиозновой умны и изобретательны, что соответствовало действительности, поэтому во сто крат дороже оказываются победы советского разведчика, сумевшего их переиграть. Замечательные работы сделаны в картине Юрием Визбором (Борман), Николаем Прокоповичем (Гиммлер), Лаврентием Масохой (адъютант Мюллера Шольц) и др. Но, по выражению Татьяны Михайловны, «есть в картине две роли, гениально сыгранные актерами без слов». Речь идет о Евгении Лазареве, сыгравшем роль связного, сопровождающего жену Исаева на встречу с мужем, и Элеоноре Шашковой. Актрису Театра имени Вахтангова загримировали, «состарили» лет на десять и быстро отсняли эпизод с Е. Лазаревым. А вот сцена встречи с Исаевым не шла. Тихонова в тот день не было на площадке, у него был выходной. И тут произошло мистическое совпадение: дверь кафе «Элефант» открылась, и он вошел. Сел под камеру, и сцена у актрисы сразу «пошла». На другой день, когда в этом эпизоде снимали крупный план Тихонова, Шашкову привезли в павильон, и актеры сумели все повторить. Эпизод встречи длится в фильме всего семь с половиной минут, но, усиленный замечательной музыкой Микаэла Таривердиева, он стал одним из самых ярких и драматичных, вошел в историю отечественного и мирового кино, о чем говорит его частое цитирование и пародирование в разных фильмах. «Заграницу» снимали в Прибалтике, «Женеву»-в Тбилиси. Лиознова, Тихонов и др. стали лауреатами Госпремии РСФСР имени братьев Васильевых. Фразы из сериала, ставшие крылатыми: Беременность делает красивой любую женщину (Кэт). В общем, дело тухлое, но постарайтесь его покопать (Мюллер). В связях, порочащих его, замечен не был (характеристика на Штирлица). Шелленберг. Важен только результат, а кого погладят по головке и кому дадут конфетку, в этом ли суть?! Мюллер. Я не люблю сладкого!-Все: ученые, писатели, артисты-по-своему невменяемы. К ним нужен особый подход. Потому что они живут своей, придуманной ими жизнью (Штирлиц). Штирлиц. Вы плохо выглядите. Мюллер. Хорошо еще, что вообще живу. Вы слишком много знаете. Вас будут хоронить с почестями после автомобильной катастрофы (Шелленберг). Вы так убежденно уверяете меня, что человек произошел от обезьяны, как будто вы видели эту обезьяну, и она что-то шепнула вам на ухо (Шлаг). Габи, как шахматный партнер вы меня не интересуете (Штирлиц). Действия и поступки-одно и то же (Мюллер). Если ошибутся и схватят больше, чем надо, я их извиню. Главное, чтоб не пропустили ту, которую я жду (Мюллер). Запомните этого человека. Отныне вы будете водить его повсюду. Желательно даже из сортира в умывальню (Мюллер). Информация к размышлению… (Автор)-Когда о нас, математиках, говорят, как о сухарях, это ложь. Ложь! В любви я Эйнштейн! (Дама с чернобуркой)-Контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому. Порой даже самому себе. Мне можно (Мюллер). Маленькая ложь рождает большое недоверие, Штирлиц (Шелленберг). Меня больше всего устраивает обращение Мюллер. Категорично, скромно и со вкусом. Я слушаю вас, дружище! (Мюллер). Мюллер бессмертен. Как бессмертен в этом мире сыск (Шелленберг). Народ… А ведь народ-то состоит из людей. Значит, во имя народа вы уничтожаете людей (Шлаг). Не зарывайтесь, Штирлиц, не зарывайтесь! Я все-таки старше вас и по званию и по возрасту! (Мюллер)-Не очень-то я верю тем, кто вертится вокруг начальства и выступает без нужды на наших партийных митингах. Бездари. Болтуны. Бездельники. А этот молчун. Я люблю молчунов. Если друг молчун, так это друг, а если враг, так это враг. Я уважаю их. У них есть чему поучиться (Мюллер). Не падайте в обморок, но, по-моему, мы все под колпаком у Мюллера (Штирлиц). Невозможно понять логику непрофессионала (Мюллер). Очень легко советовать другим: будь честным. А поодиночке каждый старается свою нечестность вывернуть честностью. Как бы это оправдать себя и свои действия (Мюллер). Приятно, когда тебя считают дьяволом. Люди умирают-память о них остается. Пусть даже такая память (Мюллер). Разведчик или сдается сразу, или не сдается вовсе, за исключением редких случаев после применения специальных мер головорезами Мюллера (Шелленберг). Самые счастливые люди на земле те, которые могут вольно обращаться со временем, ничуть не опасаясь за последствия (мысли Штирлица). Трудно стало работать. Столько развелось идиотов, говорящих правильные слова! (Штирлиц)-Случилось что-нибудь невероятное, Биттнер? Мы заняли Москву? (Мюллер)-Сначала послушаем наших немцев, потом побеседуем с вашей русской (Мюллер). Странное свойство моей физиономии: всем кажется, что меня где-то видели (Штирлиц). У нас в камерах легких вопросов не задавали (Клаус). Человечество больше всего любит чужие тайны (Штирлиц). Что вы, словно мальчик, пускаете туман? Или вас зовут Монте-Кристо? (Штирлиц)-Что случилось за те двое суток, что меня не было: перевернулся мир, на землю сошел Бог? Кальтенбруннер женился на еврейке? (Штирлиц)-Что это вас на эпитеты потянуло?! С усталости, а? Оставьте эпитеты нашим партийным бонзам. Мы, сыщики, должны выражаться существительными и глаголами: он встретился, она сказала, он передал (Мюллер). Штирлиц! А вас я попрошу остаться (Мюллер). «Этот будет рыть землю-подумал Мюллер-ишь, как головой бодается, словно конь» (автор). Юстас-Алексу…-Я перестану вам верить, если вы согласитесь отвечать на все вопросы (Шлаг). Я призываю вас к откровенности, в основе которой всегда лежит цинизм. Откровенность-это высшая, целенаправленная, разумная субстанция цинизма (сотрудник Даллеса). Я старый добрый человек, про которого распускают слухи (Мюллер). Ясность-это одна из форм полного тумана (Мюллер).