Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
Страховой агент Юрий Деточкин обладает обостренным чувством
справедливости. Он похищает автомобили жуликов, а вырученные деньги переводит
детским домам, считая, что помогает тем самым правосудию. Но у блюстителей
закона иная точка зрения…
Реальную ли историю или анекдот о современном Робин Гуде, угоняющем автомобили
у жуликов и отправляющем вырученные за них деньги в детские дома, Рязанов
услышал от Юрия Никулина. В 1964 году в журнале «Молодая гвардия» была
напечатана повесть «Берегись автомобиля», впервые подписанная двумя фамилиями-Эмиль
Брагинский и Эльдар Рязанов, что ознаменовало рождение в дальнейшем одного
из самых успешных творческих тандемов, по сценариям которого Рязанов поставил
свои лучшие комедии. Поскольку повесть была хорошо принята читателями
и критикой, с прохождением заявки на ее экранизацию проблем не возникло.
В роли Деточкина Рязанов, естественно, видел Юрия Никулина, но тот уезжал
с цирком на длительные зарубежные гастроли. И началась эпопея с пробами.
Режиссер хотел, чтобы главного героя сыграл Смоктуновский. Но возникли
осложнения: сам актер был настолько занят, что даже не мог приехать на
пробы, и со здоровьем у него были проблемы, поэтому он отказался (тем
более что до этого никогда не снимался в комедии и считал, что у него
нет способностей к этому жанру). В свою очередь, руководство студии от
этой идеи пребывало в шоке. После трагического Гамлета, триумфально шествующего
по экранам мира, приглашать Смоктуновского на роль то ли инфантильного
романтика, то ли «придурка»?! Тем более по сюжету ему придется играть
Гамлета из самодеятельного театра-а это уже шарж на самого себя! На роль
Деточкина пробовались Леонид Куравлев и Олег Ефремов. Посмотрев пробу
последнего, Рязанов предложил ему роль следователя Максима Подберезовикова,
сделав прекрасный выбор. Олег Николаевич Ефремов (1927-2000)-актер, режиссер,
сценарист, педагог Школы-студии МХАТа, профессор, до последних дней главный
режиссер МХАТа, снялся в кино в 80 фильмах, в основном в главных ролях.
Среди них: «Испытательный срок» (1960), «Мой младший брат» (1962), «Сотрудник
ЧК» (1964), «Живые и мертвые» (1964), «Вызываем огонь на себя» (1963-64),
«Война и мир» (1965-67), «Айболит-66» (1966), «Три тополя на Плющихе»
(1967), «Еще раз про любовь» (1968), «Гори, гори, моя звезда» (1969),
«Король-олень» (1969), «Мама вышла замуж» (1969), «Случай с Полыниным»
(1970), «Здравствуй и прощай» (1972), «Москва, любовь моя» (1974), «Дни
хирурга Мишкина» (1976), «Шофер на один рейс» (1981), «Чужая жена и муж
под кроватью» (1984), «Батальоны просят огня» (1985), «Первая встреча-последняя
встреча» (1987), «Шапка» (1990), «Ширли-мырли» (1995) и др. Поняв, что
никто из претендентов не «ложится» на задуманный образ, Рязанов сам отправился
в пригород Ленинграда на дачу к больному Смоктуновскому и, включив весь
арсенал напора и обаяния, вырвал-таки согласие актера, подтвержденное
распиской. Стойкий многолетний успех у зрителей и причисление картины
к категории «культовых» подтвердили талант режиссера, в том числе и в
умении собирать уникальные актерские ансамбли, в которых запоминались
как главные герои, так и блестящие работы актеров второго плана и эпизодов.
Как это было с Евгением Евстигнеевым, сыгравшим режиссера народного театра,
предлагавшего «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира», с Георгием Жженовым-потрясающе
достоверным безымянным автоинспектором, Анатолием Папановым-этаким дубиной-полковником
в отставке с его яркими тирадами: «Свободу Юрию Деточкину!» и «Тебя посодют,
а ты не воруй!», Андреем Мироновым в роли обаятельного спекулянта Димы
Семицветова, Галиной Волчек-покупательницей магнитофона и т. д. В придачу
с Юрием Яковлевым в «роли» закадрового голоса. Замечательная театральная
актриса Ольга Александровна Аросева (р. 1925), к сожалению, в кино снимавшаяся
нечасто, особенно запомнилась в фильмах Рязанова «Берегись автомобиля»,
«Старики-разбойники» (1971) и «Невероятные приключения итальянцев в России»
(1973), а также в фильмах «Интервенция» (1968) и «Трембита» (1968). Для
роли Любы она овладела профессией водителя троллейбуса, окончив специальные
курсы, и во время съемок сама водила троллейбус по Садовому кольцу. В
этом фильме, что у Рязанова случалось редко, не было песни, ставшей хитом,
но зато была потрясающая музыка Андрея Петрова, а его пронзительный вальс
сразу стал классикой. И хотя в первый год фильм собрал всего 29 миллионов
зрителей и занял 11-е место в рейтинге проката 1966 года, он стал классикой
отечественного кино, и за все время, что продолжает демонстрироваться
на экранах, вызывает стойкий интерес, навсегда попав в рейтинг самых любимых
народом фильмов. Картина собрала немалую коллекцию призов на Международных
кинофестивалях в 1966 году в Эдинбурге, Сиднее, в 1967 году в Мельбурне,
в 1969 году в Картахене и др. А Иннокентий Смоктуновский был назван лучшим
актером года по опросу «Советского экрана» (как и за роль Гамлета в 1964
году). Фразы из фильма, ставшие крылатыми: И у меня привычка: ты удираешь-я
догоняю (инспектор ГАИ). Тебя посодют, а ты не воруй! (Семен Васильевич)-Жениться
нужно на сироте! (Дима)-Здесь было так темно, тихо и пустынно, что невольно
хотелось совершить преступление (голос от автора). Подберезовиков. Кто
свидетель? Прохожий. Я! А что случилось?-Не пора ли нам, друзья мои, замахнуться
на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?! (Режиссер)-Свободу Юрию Деточкину!
(Семен Васильевич)-Ты вообще живешь на свете по доверенности (Семен Васильевич).
Я не настолько богат, чтобы оплачивать еще и стихийные бедствия (Дима).
Подберезовиков. А волчий капкан? А больная нога? А сигареты «Друг»? Режиссер.
Послушайте, прекратите отсебятину! Во времена Шекспира не было сигарет
«Друг»! И почему вы перешли на прозу?-Вот ты посмотри на себя, ведь ты
же идиот! (Люба)-Пастор. Все люди верят. Один верит, что Бог есть, другой-что
Бога нет. И то и другое недоказуемо. Пересчитывать будете? Деточкин. Буду.
Детектив без погони-это как жизнь без любви (голос от автора). Мама такая
хорошая, про паровоз поет (Подберезовиков). Машина-на имя жены, дача-на
мое имя. Ничего у тебя нет! Ты голодранец! (Семен Васильевич)-Не трожь
собачку! (Семен Васильевич)-Мы будем просто-таки нещадно бороться с лицами,
живущими на, допустим, нетрудовые доходы! (Семен Васильевич)-Подберезовиков.
Простите, а вы не псих? Деточкин. Нет. У меня и справка есть. Твой дом-тюрьма!
(Семен Васильевич)-Он, конечно, виноват, но он… не виноват… (Подберезовиков)-Дима.
Что делать, Инка? Что делать?! Семен Васильевич. Сухари сушить!-Я за взятки
не то что зятя, дочь родную в порошок сотру! (Семен Васильевич)-Ты доигрался
в своем народном театре: к тебя приходил следователь (мама Деточкина).