Братья  Братья  Братья  Братья  Братья  Братья  Братья

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Братья

Братья

Северная Корея-СССР, 1957, 93 мин., «Киностудия им. М. Горького/Корейская государственная студия художественных фильмов»
Режиссеры Иван Лукинский и Сан Ин Чхон, сценаристы Аркадий Первенцев, Ким Сын Гу и Се Ман Ир, композитор Карен Хачатурян
В ролях Цой Сын Хи, Пак Хак, Син Се Мин, Иван Дмитриев, Михаил Пуговкин, Петр Аржанов, Чо Ан-Бон, Хван Чер, Ан Сон Хи

Фильм рассказывает о судьбе двух братьев. Старший Ман Сен живет в Северной Корее, руководит работой по восстановлению электростанции. Младший Ман Чер, студент уехавший из дома перед войной в Сеул учиться, живет в Южной Корее и настроен враждебно по отношению к северянам. После окончания войны учитель Ман Чера, лисынмановец Ли, отправляет юношу в его родной город, рассчитывая, что там он будет вести подрывную работу. Однако, узнав настоящую правду о жизни людей в Северной Корее, Ман Чер понял преступные замыслы своего учителя и решительно порвал с ним. В этом ему помогает Ок Лим, девушка которую он давно любит. Она только недавно вернулась на родину из Москвы, где училась в балетной школе…
В фильме участвует Михаил Пуговкин. Он играет старшину водолазов, которые прибыли помогать корейским товарищам восстанавливать Северную ГЭС.
Кино Северной Кореи родилось в 1947 году буквально на пустом месте. Его история была прервана в 1949 году. Студия была уничтожена в 1949 году американскими бомбами. Оставшиеся в живых кинематографисты превратились в солдат. Лишь только небольшая группа фронтовых операторов продолжала снимать. Вышло несколько памятных документальных фильмов «Зов ко всему миру», «Правда о войне», показавшие чудовищные преступления агрессоров. Кинематограф Северной Кореи довольно быстро преодолел схематизм образов первых лент, таких как «Доменная печь» (1950), где ощущается чрезмерная затянутость действия и однокрасочная характеристика персонажей, или «Пограничники» (1950), «Моя Родина» (1949), «Юный партизан», «Родной край». По мнению самих корейцев лучшими военными фильмами являются «Море крови», «Пять братьев партизан» (1966) и «История отряда самообороны» режиссера Че Ик Ге. Этот фильм, снятый «по методу Чхоллима», то есть с предельной экономией и в рекордные сроки-за 46 дней, радует реальным показом жизни и психологической правдой характеров. Действие фильма относится к середине 1930-х годов, когда японские оккупанты начали создавать в корейских провинциях так называемые отряды самообороны, намереваясь подавить рост партизанского движения руками самих корейцев. Но такая политика порождала только восстания и рождение новых партизанских отрядов. Партия сразу сформулировала предельно четкую программу для киноработников. Первая задача-показать героев и объяснить смысл антияпонской борьбы. Вторая задача-разоблачать происки опасного врага, воспитывать в народе постоянную готовность к отпору и победе. Третья-всеми средствами способствовать строительству социализма. Первой из поставленных задач отвечают фильм «По велению сердца» (1956) режиссера Ким Нак Себ. Картина поставлена по роману корейского писателя Хан Сер Я «История» о партизанском движении в 1931 году в Корее, оккупированной Японией. Это киноповесть о судьбе мальчика Цой Хо Чера, родители которого погибли от рук японских палачей. Осиротевшего Цой Хо Чера поместили в школу для детей погибших партизан, но в сердце ребенка так глубока ненависть к поработителям, что мальчуган добивается разрешения участвовать в боевых операциях. Цой Хо Чера вырастает в смелого и находчивого разведчика партизанского отряда. Второй задаче о борьбе против диверсантов и агентов вражеских разведок посвящен фильм «Борьба еще не окончена» (1957) режиссера Мин Ден Сок (первый его фильм «Доменная печь», 1950). Лисынмановцы задумали убить Ли Мен Се, видного ученого, проживающего в Северной Корее, чтобы завладеть его открытием. Для этого они засылают в Пхеньян Пак Дон Гына. Близко столкнувшись с жизнью Корейской Народно-Демократической Республики, Пак Дон Гын не смог совершить преступления и решил во всем признаться сотрудникам корейской контрразведки. С его помощью была разоблачена и поймана банда матерых диверсантов. Режиссеру в этом фильме удалось не только построить захватывающее, динамичное действие, но и раскрыть волнующие переживания честного человека, попавшего в сети вражеской разведки. Талантливый актер Ким Се Ен передал очень живо естественную смену страха и надежды, отчаяние и решимость в душе главного героя. Этой же теме посвящен фильм «Ровно в 9» (1958) режиссера Цой Нам Сен. Гын Сам честно трудился на заводе, пользовался заслуженным уважением и авторитетом у товарищей и был назначен бригадиром одной из ведущих бригад на заводе. Гын Сам редко вспоминал свое прошлое. Он никогда никому не рассказывал о нем. Считая, что честным трудом искупил свою вину-оказанную им когда-то в порыве страха услугу врагу. Но были люди, которым этот факт из биографии Гын Сама был нужен, чтобы шантажировать его и заставить служить себе. Пробравшиеся на завод шпионы, угрожая разоблачением, потребовали от Гын Сама выполнения их грязных поручений. Струсив, Гын Сам выполнил одно задание врагов, но задуманный диверсантами план не удался и вызвал подозрение органов безопасности. Начатое расследование тревожит врагов и они требуют от Гын Сама, чтобы он взорвал завод. Гын Сам успевает сообщить в партком о готовящемся преступлении. Шпионы арестованы. Ровно в 9 часов первый отечественный трактор выходит из ворот завода. Третий задачей поставленной партией перед киноработниками, помогать строить социализм, полностью отвечает картина «Ее жизненный путь» (1958) режиссера Чен Сан Ин. О трудной, но славной судьбе простой корейской женщины рассказывает этот фильм. Тяжело живется корейским крестьянам под властью японских империалистов. Нищета никогда не покидает хижины бедняков. Чтобы как-то жить, крестьяне продают своих детей на фабрики, в дома богачей. Ен Сунн была также продана на текстильную фабрику. Фабрика почти не отличалась от тюрьмы-работа с утра до ночи, огромное, сырое, темное общежитие, и так изо дня в день. Но ничего не смогло сломить девушку. Она жила надеждой на новую счастливую жизнь. И вот настало время, когда люди освобожденной Кореи сами начали строить свою жизнь. Но успехи молодой Корейской республики не дают покоя его врагам. Войска Ли Сын Мана переходят 38-ю параллель. Началась война. Погиб на фронте муж Ен Сун. Тяжелое горе легло на плечи молодой женщины. Трудом, активным участием в строительстве новой Кореи отомстила Ен Сун врагам. Она становится инициатором соревнования многостаночников, обучает своих подруг работать сразу на тридцати станках. Наступил для Ен Сун радостный день-ей присвоили звание Героя Труда. О социалистическом строительстве и восстановлении разрушенного войной повествует, в чем-то перекликаясь с фильмом «Братья», и картина известного режиссера и актера Ю Вок Цуна «Под светлым солнцем». Задуманная как повесть о рабочем классе и новой интеллигенции сегодняшней Кореи, фильм рассказывает о строительстве ГЭС, быте рабочих и их взаимоотношениях между собой. История о том, как инженер в годы антияпонской борьбы, потерявший дочку, вдруг находит ее здесь на стройке, выросшей и тоже выучившейся на инженера. Корейской войне посвящен фильм «Безымянная высота» (1957) режиссера Юн Рен Гю. Действие картины происходит в 1950 году, в дни борьбы корейского народа против американских захватчиков. В фильме показана героическая борьба небольшого отряда корейских войск за высоту Безымянную. Крестьяне окрестных деревень, в частности, семья Пак Тюн Бо, оказывает большую помощь воинам корейской Народной армии. Впечатляет в фильме сила любви корейской девушки к своей родине, во имя которой она, не колеблясь, посылает пулю вслед своему жениху, оказавшемуся изменником. К той же теме можно отнести и фильм «Дорога к счастью» (1957) режиссера Чен Сан Ив рассказывающего о жизни и борьбе корейских крестьян, проживающих на равнине Пхундэкбэр, близ 38 параллели, против американцев и лисынмановцев. Действие фильма развертывается в 1950 году. В центре фильма судьба бедного старого крестьянина Хван Нам Чира и бывшего профессора сеульского университета Ко Сэль Бона, человека, мечтавшего прожить всю жизнь вдали от политики. Лишь гибель единственного сына помогла профессору понять, кто его друзья и кто враги. Действие фильма «Волки» (1956) режиссера Ли Сек Тин, переносит нас в 1930-е годы, когда еще вся Корея находилась под властью иноземных захватчиков. Показывая трагическую судьбу молодой кореянки и ее маленького сына, фильм вскрывает волчьи повадки американских миссионеров в Корее, вся деятельность которых пронизана ханжеством и лицемерием. В центре фильма рассказ о том, как сын миссионера Стивенсона тяжело ранил корейского мальчика Су Гира. Боясь открытого возмущения корейцев, врач миссии по приказанию Стивенсона умерщвляет мальчика. Чтобы замести следы преступления, труп убитого сжигают. О тяжелой жизни в Южной Корее повествует фильм «Отовсюду видна Большая Медведица» (1959) режиссера Мия Дек Сик. Угнанные лисынмановцами из Северной Кореи Дек Сам и его дочь Бок Сир терпят страшные лишения и нужду. В Южной Корее для них, как и для сотен таких же несчастных, нет ни работы, ни пристанища. Единственное утешение для Дек Сама-смотреть на звездное небо и вспоминать о родных местах, мечтать о том, что, может быть, снова удастся туда вернуться. Что бы как-то прожить и не умереть с голоду, Дек Сам поддается на уговоры вербовщиков и дает согласие переселиться в Южную Америку. Он надеется заработать там денег и вернуться на родину. Но вскоре выясняется, что вся затея с вербовкой была наглым обманом-на нем заработали лисынмановцы и американские вербовщики, они никуда не собирались отправлять бедняков. Доведенные до отчаяния, возмущенные безработные, а с ними и Дек Сам выступают против лисынмановцев и американских колонизаторов, призывая к борьбе за свободу и объединение Кореи. Картина «Путь один» (1958)-производства киностудии «Корея-фильм» режиссера О Бен Чхо. Поставлена по повести Хан Сер Я и раскрывает одну из многих страниц жизни молодежи Южной Кореи-ее борьбы против американских империалистов, борьбы за объединение народов Южной и Северной Кореи. На корейских киностудиях (их, к слову сказать, шесть) ставились и музыкальные фильмы и комедии. Так, «Девушка с Кымган-сан» в постановке народного артиста Пак Хак и Ким Тек Гю-декорационно яркое, удивительно музыкальное и оптимистическое по своему звучанию произведение, которое вполне можно назвать корейским мюзиклом. Фильм рассказывает о девушке с Алмазных гор, ставшей благодаря чудесному голосу профессиональной актрисой. В этой «музыкальной истории» выражается сущность народного строя, открывающего путь в большое искусство самородков из народа. На этом фоне разворачивается и история отца, встретившего дочь, потерянную им в годы войны. В фильме-концерте «Прекрасная песня» (1955) принял участие коллектив Государственного театра Корейской Народно-Демократической Республики, Государственный классический художественный театра КНДР, Государственная балетная студия Цой Сын Хи, Художественный ансамбль песни и пляски Корейской народной армии. «Сказание о девушке Сим Чен» (1957) режиссера Ким Ен Хи-экранизация одноименной корейской оперы, в основу которой положена старинная легенда о самоотверженной любви и преданности Сим Чен, согласившейся стать жертвой морского царя, чтобы вернуть зрение своему старому отцу. Сильным оказался драматический и вокальный талант обаятельной корейской артистки Ли Сун Хи. Выразительная мимика актрисы и интонационное богатство просто завораживает. Трогательна любовь героини к слепому отцу, потрясает сцена признания героини в принесенной ей жертве и прощание с отцом. С огромной силой передана создателями фильма история безмерной любви к человеку, которая предстает более сильной, чем любовь к жизни, чем горечь страданий и страх смерти. С большим талантом и вкусом поставлена режиссером Ким Ен Хи сцена на корабле, с которого Сим Чен бросается в море, сцены в подводном царстве и финальный эпизод. Чарует и музыка в фильме композитора Ден Нам Хи. Первым цветным корейским фильмом был фильм-балет «Сказание о крепости Садо» (1956). Либретто спектакля и его постановка принадлежит народной артистке КНДР Цой Сын Хи. Режиссер-постановщик Тен Дюк Че. В фильме принимали участие артисты Государственной балетной студии имени Цой Сын Хи и Государственной консерватории Кореи. В основу фильма-балета положена легенда о любви дочери князя красавицы Кым И и молодого война Сун Ди. Злая мачеха оклеветала Сун Ди, и он вынужден был уйти из крепости. Когда же на княжество напали иноземные захватчики, Сун Ди во главе народа разбил врага. Мир и свобода снова пришли на землю Садо, и никто больше не препятствовал счастью Кым И и отважного Сун Ди. А «Моя сноха, мой зять» (1958) режиссера Юн Дя Ен-кинокомедия. Фильм рассказывает забавную историю о том, как двое стариков, желая познакомиться со своим будущим зятем и невесткой, едут из деревни в Пхеньян и попадают в смешную и запутанную ситуацию. После долгих недоразумений все выясняется, и дело заканчивается радостной свадьбой молодых. Детям посвящен фильм «Юный капитан» (1958) режиссера-постановщика Ли Га Сен. Школьник Юн Хо приезжает на каникулы к своему дедушке-рыбаку. Мальчик знает, что где-то здесь в годы борьбы корейского народа за свою независимость погиб его брат-моряк Ким Юн Син. Ребенок решает разыскать могилу брата. Случайно Юн Хо узнает, что место гибели брата-Орлинный остров. С большими приключениями Юн Хо добирается туда со своим другом Сын Мо. А вскоре на Орлинном острове сооружается в честь погибших моряков памятник. А Юн Хо твердо решает стать капитаном, когда вырастет. Вот таким было корейского кино 1950-х годов, но нельзя, говоря о нем, не сказать и о недостатках. Слабым местом и основной проблемой, к сожалению, как впрочем, и во многих национальных кинематографиях, в корейском кино было связано с недостаточно полноценным сценарием. Драматургические просчеты, увы, во многом сводили на нет профессиональную работу режиссеров и актеров. Кроме того, надо отметить что, как правило, фильмы о современности оказывались художественно слабее произведений на военно-патриотическую тему. Причина эта крылась в механическом перенесении на современность приемов и эстетики агитационных произведений, сделанных о войне. Несколько слов хочется сказать и о рисованной мультипликации, ставшей настоящим международным брендом корейских кинематографистов. Классическое изобразительное искусство Кореи преимущественно искусство графическое, и поэтому рисованное кино имеет там невиданные по богатству традиции. Корейская графика в высшей степени самобытна и своеобразна, и ее лаконизм и условность не с чем и сравнить. И мультфильмы по этому получаются у них всегда удивительно изящными по исполнению. Слово «чхоллима» наряду со словом «чучхе» стало символом Кореи. Монумент Чхоллима, воздвигнутый в столице-Пхеньяне, символизирует историю великих перемен, происшедших в КНДР. Чхоллима-крылатый конь, рвущийся с высокого обелиска, символ одной из корейских киностудий, стал символом и сегодняшней Кореи. Старинная легенда, поэтизируя реальность, стала символом прогресса и движения корейской нации вперед. Идти в этом направлении во многом помогают корейцам и фильмы, выпускаемые в их стране. И как сказал провозгласивший лозунг Ким Ир Сен: «Устремимся вперед темпами Чхоллима»!