Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
1925 год. Мафия чикагских подпольных-в эпоху сухого закона-торговцев
спиртным потерпела едва ли не крах из-за предательства Микка Нича. Теперь
его должен уничтожить киллер Джонни Поллак, который добирается аж до Одессы,
где Микита Ничипорук открыл «великий самогонный путь». Американский гангстер,
изображая профессора-энтомолога, ищет предателя в кипучем городе, пребывающем
в загуле НЭПа, и становится почетным гостем советской России. Приспешники
Микиты объявляют американцу войну, а он, «задушенный» гостеприимством,
замученный расстройством психики, сдается чекистам…
В СССР случилась перестройка, дающая возможность народу «выпустить пар»,
чтобы «котел» не разорвало, отчего появилось обманчивое впечатление «глотка
свободы». А у известного польского режиссера Юлиуша Махульского (р. 1955),
любимого советскими зрителями за фильмы: «Ва-банк» (1981), «Секс-миссия»
(в советском прокате-«Новые амазонки», 1983), «Ва-банк-2» (1984), «Кингсайз»
(1987), случилась любовь к русской манекенщице Лизе Вергасовой, к которой
он часто мотался на ее историческую родину и которую мечтал снять в кино.
И он предложил Александру Бородянскому идею сценария о приезде в СССР
гангстера. У того же родилась гениальная контридея: пусть уж будет себе
гангстер из самой настоящей Америки, и даже пусть приезжает в СССР, но
в 1920-е годы во времена НЭПа. Года два они ездили друг к другу в гости,
все что-то придумывали, но, когда осталось всего две недели до срока сдачи
сценария, сели и его написали. А поскольку писали два веселых человека,
то, естественно, у них получилась комедия. И не простая комедия, а пародийная.
Да не просто пародийная, а просто «матрешка в матрешке»-столько в ней
«слоев»: На Голливуд с его гангстерскими сагами. И чикагские мафиози получили
фамилии видных актеров и режиссеров итальянского происхождения-Де Ниро,
Чимино, Скорсезе, Пачино, Коппола, де Пальма, Сталлоне. За помощью они
обращаются к еврею Поллаку-Сидни Поллаку, влиятельному голливудскому режиссеру
и продюсеру, в фильме носящему имя Джон. На съемки фильма «Броненосец
«Потемкин», в котором оказались в массовке Джон Поллак в мундире белого
офицера, командующего расстрелом, и Мик Нич (Нечипорук) Одноногий матрос.
Получилось, что хрестоматийный кадр-съезжающая по Потемкинской лестнице
детская коляска-обязан рождением киллеру, пытающемуся настигнуть свою
мишень. Кстати, именно этот эпизод, как и эпизод приезда Владимира Маяковского
из Штатов в Одессу, позволяет точно датировать время действия ленты-1925
год. Много еще в этой картине веселеньких и прозрачных намеков: обмотанный
колючей проволокой, выкрашенной в белый цвет (о, перестройка!), таможенный
пост; слова «девушки с телеграфа»: «Это не деньги. Рубли давайте»; просьба
Поллака в булочной поменять доллары (театр абсурда!) и ответ Японца: «Он
падает. Могу поменять по курсу 61 копейка за доллар»…обычно в этом месте
зал рыдал от хохота, потому что на тот момент курс доллара в СССР был
именно таким. В общем, фильм получился веселым и многозначительным. Главную
роль сыграл один из популярнейших польских артистов Ежи Штур (р. 1947),
которого Махульский снимал в своей «Секс-миссии». Микиту Нечипорука (Мик
Нича)-можно сказать «родоначальника международного русско-американского
гангстеризма»-сыграл актер Владимир Иванович Головин (1940-2010) («Трое»
(1988), «Холодное лето пятьдесят третьего…» (1988), «Духов день» (1990),
«Шизофрения» (1997), «Олигарх» (2002), «Телохранитель» (2006), «Антиснайпер-3»
(2010), «Антиснайпер-4» (2010), широкую известность которому принесла
роль-тоже криминального авторитета-в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…».
Блестяще сыграла роль орущего персонального гида Поллака с говорящей фамилией
Глушко актриса Галина Леонидовна Петрова (р. 1956), которой в уста вложили
сакраментальную фразу: «Секса у нас нет!». Этот фильм открыл ее яркое
дарование в широком диапазоне от комедии до драмы: «Сукины дети» (1990),
«Вор» (1997), «Next-2» (2002), «Next-3» (2003), «Вдовий пароход» (2010)
и др. Незабываем Николай Караченцов в роли Японца, особенно, произнося
пророческие слова: «Хотелось бы, чтобы у нас была мафия…но для этого надо
много и упорно работать!». А свою супругу (правда, уже бывшую) режиссер
в картине тоже снял-в роли работающей под прикрытием лейтенанта милиции
Афродиты Переплетчиковой. Фразы из фильма, ставшие крылатыми: Алло! Это
ЧК? Белые в городе! (Швейцар)-А профессор-он вообще не пьет!-Американиш
швайне!-Ваше благородие! При всем уважении!! Вы меня хоть свяжите, что
видимость была, что я боролся!!! (Швейцар)-Великий самогонный путь (Нечипорук).
Взвод! Для принятия пищи-разойдись!-Впервые в совдепии-стриптиз! Второе-тефтель
с рисом или котлета с картошкой. О, йес! Мне тефтель с картошкой! Тефтель-с
рисом!!! Все в порядке, все хорошо, мне тефтель с рисом, ему котлету с
картошкой, потом поменяемся… Меняться-нельзя!!!-Вы же не сдали нормы ГТО.
И теперь всю нашу кафедру к субботнику не допускают. Вы что-все из милиция?
(Поллак)-Живым меня не возьмете! (Нечипорук)-И не хлопайте дверью!-Каждый
день на кладбище ходит, как на работу! Какой белый поручик? Их же всех
передавили! Выходит, не всех!-Когда речь идет о чести семьи, разговор
о деньгах не уместен. Японец. Марки, фунты, кроны? Поллак. Dollars. Японец.
Он падает, могу поменять по курсу 61 копейка за доллар. Поллак. O key.
Ну, американца-то мы накормим…-И меня!.. Ну что это за синкопа? Вот это-синкопа!-Передавайте
привет товарищу Чаплину от одесской пионерской организации!-Почему никто
не верит мне в этой стране?! (Поллак)-Прости-прощай, Одесса-мама, Нью-Йорк-папаша
ждет меня (Японец). Японец. Пятьсот бутылок оказались пустыми. Нечипорук.
Как-пятьсот? Японец. Наверное, ребята выпили. Север, Аляска, холодно-решили
согреться. Нечипорук. Пятьсот бутылок?! Японец. Но их же пять человек
было!-Росфлот бронировал для вас одно место! А номер-трехместный! Вы что
же-хотите один в трехместном номере жить?! (Глушко)-Слушай, тут тебе не
Америка. Если из-за каждых пятисот бутылок ребят в таз-не с кем будет
работать! (Японец)-Снимай, снимай! Внимание на коляску!-Совсем плохой
стал! (Японец)-Тем, кто смел и духом молод, мы вручаем серп и молот. Ты
как приехал из Чикаго, только и слышишь от тебя: мафия, мафия!.. Хотелось
бы, чтобы она у нас была, но для этого надо очень много поработать (Японец).
Ты не знаешь мафии! Они найдут человека даже в заднице у дьявола! (Нечипорук)-Ударь
меня еще раз! (Поллак)-У нас тут хоть и не Чикаго, но мы не любим, когда
на нас кладут из-под хвоста! (Японец)-Хочу в тюрьму в Стране Советов!
(Поллак)-Глушко. Что вас больше всего интересует в жизни, товарищ американец?
Поллак. Джаз, бокс, секс. Глушко. Секса у нас нет. Джаза тоже. А бокс
мы вам организуем. Это не деньги. Рубли давайте. Это у вас в Америке все
можно за деньги. А у нас, извините!.. Все для блага человека (Глушко).
Я-американский ученый-энтомолог, следую на Суматру в поисках бабочек!
(Поллак)-Я ему поменял по нашему курсу-один к одному (Японец). Я-поручик!
Это самозванец!