Дочь партизана  Дочь партизана  Дочь партизана  Дочь партизана                                                                                                                       

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Дочь партизана

Дочь партизана

1935, 70 мин., «Украинфильм»
Режиссер Алексей Маслюков, сценарист Вера Данилевич, композитор Филипп Козицкий
В ролях Гуля Королева, Николай Иванов, Владимир Поддубный, Эдик Боярчук, Игорь Романцев, Яков Осипец, Галина Баторина, Галя Сечковская

Об участии детей в борьбе с кулаками…
Фильм о том, как дети участвовали в борьбе с кулаками, сняли в 1935 году, а озвучили в 1937-м. К середине 1930-х годов Иосиф Сталин победил всех своих внутренних противников. Однако в стране продолжали искоренять состоятельную прослойку крестьян-так называемых кулаков-и остальных «врагов народа». Сценаристы и режиссеры создавали на эту тему множество фильмов, которые рассказывали о сплоченности рабочих и крестьян против «неблагонадежных элементов». К таким картинам относится и «Партизанская дочка»: сельские пионеры борются против кулаков у себя в колхозе, и один из них, сын нынешнего колхозника, разоблачает кулацкое прошлое своего отца.
Главную роль в картине сыграла юная актриса Гуля Королева. Это был ее третий фильм. Во время съемок Королевой было 13 лет, для фильма артистка долго училась ездить верхом без седла. Зато после премьеры ее наградили путевкой в Артек. Позже Гуля Королева участвовала в Великой Отечественной войне, погибла и посмертно была награждена орденом Красного Знамени за «беззаветную храбрость и героизм». Ей посвящена книга Елены Ильиной «Четвертая высота» (1945).
Марионелла (Гуля) Королева (1922-1942) начала сниматься в кино, когда ей было три года. Как-то раз мама взяла девочку на съемки. Так Гуля появилась в одном из эпизодов фильма режиссера Ольги Преображенской «Каштанка». Затем она снялась в картине «Бабы рязанские» (1927). Преображенская запомнила белокурую, резвую девчушку в массовке и взяла ее на роль самой маленькой из «рязанских баб». Детям тридцатых годов полюбился фильм «Дочь партизана». Бесстрашную крестьянскую девочку Василинку сыграла Гуля Королева. Непросто далась эта роль тринадцатилетней актрисе. Например, много дней училась она ездить верхом. Зато, когда работа над лентой была завершена, Гулю наградили путевкой в Артек. В картине «Я люблю» режиссера Л. Лукова (1936) Гуля Королева исполнила роль Варьки, внучки старого шахтера. В книге Е. Ильиной «Четвертая высота» рассказывается, что она так достоверно сыграла сцену прощания с дедом, что актер, исполняющий роль Никанора, после окончания съемки сказал: «А знаете, мне показалось, что я и в самом деле помер. Лежу и чувствую, как мне на руку падают настоящие слезы. Признаюсь, у меня от страха волосы на голове шевелились». В 1940 году она стала студенткой Киевского гидромелиоративного института. В 1941 году второкурсница Гуля была уже замужем, супруг учился в военной школе. В эвакуацию в Уфу она уехала вместе с матерью и отчимом. Здесь же родился ее сын Сашенька. Получив звание санинструктора, она пошла работать в госпиталь. Ее кипучая энергия и актерский опыт пригодилась, когда она организовывала для раненых спектакли и концерты. А утром 1 мая 1942 года Гуля вошла в комнату в военной форме, привычно спокойная, и сказала матери, что через полчаса уезжает на фронт. В годы Великой Отечественной войны Гуля Королева, почетный красноармеец 780-го стрелкового полка, спасла жизнь 100 бойцам и командирам. В критический момент боя на берегу Дона, близ хутора Паншино, она подняла и повела в атаку оставшееся без командира подразделение. В том бою Гуля пала смертью храбрых. Приказом командования Донского фронта от 9 января 1943 года за беззаветную храбрость и героизм в борьбе с захватчиками Марионелла Владимировна Королева была награждена орденом Красного Знамени посмертно.
Фильмы с участием Г. Королевой сохранились и демонстрировались у нас в стране и за рубежом. В разное время они показывались в московском кинотеатре «Иллюзион». Отрывки из кинокартин использовались в телевизионных постановках, посвященных ее жизни и героическому подвигу.
…Гуля была веселая, жизнерадостная. Где была Гуля, там не было уныния. Без выдумки она не могла и дня прожить. Своей жизнерадостностью заражала всех ребят. В ее присутствии мальчишки не решались обижать девочек, она таких тумаков надает обидчику, что тот долго будет помнить. С Гулей я познакомился в 1934 году на Одесской киностудии. У моей дочери Тани, ровесницы Гули, была хорошо дрсссированная собака по кличке Эрна. Эта собака участвовала в съемках некоторых фильмов. В 1934 году режиссер Алексей Маслюков снимал кинокартину «Дочь партизана». Гуля в этой картине играла главную роль-Василинку. Там была лошадь Сивко, о которой упоминается в книге «Четвертая высота», но, кроме лошади, в фильме большое участие принимала и собака. Гуле пришлось много внимания уделять Эрне, чтобы та выполняла ее команды. Поэтому Гуля прошла целый курс дрессировки служебных собак. Ей пришлось изучить учение академика Павлова о рефлексах. А Таня во время съемок ей помогала. В кинокартине рассказывается о том, как кулак, чтобы навредить колхозу, завел колхозную лошадь в болото, чтобы она погибла. В фильме есть эпизод, в котором Эрна ведет девочку по болоту, и чтобы успеть за собакой, Гуля привязывает ей свой платок вместо поводка. Вместе они ищут лошадь и после долгих поисков находят. Не зная, что ноги лошади связаны, Гуля пытается ее вытащить. По заданию режиссера собаку научили в эго время «помогать» Гуле и тащить ее за юбку. При съемке сцены, где Василинка смотрит на портрет умершей матери, произошел курьез. Гуля сидела в стороне и готовилась: держала у лица лук, чтобы вызвать слезы. И вот раздалась команда режиссера: «Приготовились!». Гуля стала на место. «Начали!»-и аппарат заработал. Но так как собака Эрна уже привыкла к этим командам, она сорвалась и, подбежав к Гуле, по привычке вцепилась зубами в ее юбку. Конечно, съемку пришлось начать сначала. Был и такой смешной момент: когда Гуля платком выгоняла из комнаты мух, Эрна должна была бегать за ней, прыгать и ловить мух зубами. А как же это сделать? Гуля предложила, чтобы над декорацией комнаты положили доску, на которой сидела бы Таня и бросала вниз маленькие кусочки мяса. Так и сделали. А у зрителей было полное впечатление, что собака помогает Василинке-Гуле избавляться от мух. После кинокартины «Дочь партизана» Гуля с этой собакой снималась в фильме «Солнечный маскарад» и в других картинах. Гулина мама по делам киносъемки часто выезжала в командировки, и в это время Гуля жила у нас. С дочерью Таней они сдружились. Были они однолетки и вместе участвовали в киносъемках. Гуля подарила ей несколько своих фотографий, прислала даже снимок из Артека. Из Артека вместе с другими ребятами она поехала в Москву, в Кремль на правительственный прием, а когда вернулась оттуда, с восторгом рассказывала нам о встречах. В 1938 году Гуля перешла в 9 класс, мама ее переехала на Киевскую киностудию, туда переехала и Гуля. И наши встречи в дальнейшем были случайными.
…Посмотрела фильм «Дочь партизана», который меня приятно удивил. По жанру фильм комедия (есть комедийные моменты) и драма о колхозной жизни. Показана борьба с кулаками, конокрадами. Одна их линий картины-соревнование пионеров-юнатов. Некоторые сцены мне напомнили «Тимур и его команду», когда Гуля сражается с мальчиком, которого играл Эдик Боярчук (с которым Гуля снималась и в «Солнечном маскараде»). Героиня Гули Василинка любит животных, в доме живет собака, а колхозе конь Сивка, на котором Гуля ездила как наездница. Мама Василинки погибла от беляков, когда та была малышкой. Жили они с папой. Когда я смотрела на Василинку, на ее смелость и отвагу в защите несправедливости, мне сразу представлялась Гуля Королева на фронте. Характер был уже сформирован. Одна из высот, которую взяла Гуля связана с укрощением Сивка.
…Почему-то в письмах к папе, она называет фильм «Партизанская дочка», а не «Дочь партизана». 1 июля 1934 г. Дорогой папочка! Я себя чувствую хорошо, даже собираюсь сниматься в картине, которая называется «Партизанская дочка». Учусь кататься на лошади, чем ты должен быть очень доволен, учусь брать барьеры и канавы, это мне очень нравится. Я снимаюсь в главной роли. Числа 10-го мы уезжаем на съемку в деревню, со мной поедет мадам-я очень довольна. Я загорела, купаюсь в море, провожу свое время очень хорошо. Папка, я забыла тебе написать, что я учусь ездить и в седле, и без седла, а также галопом и шагом. Один раз взяла препятствие. Я очень испугалась, когда его брала.
Ну пока до свидания. Море шлет тебе привет, солнце светит в твою пользу. Целую тебя, передай всем привет из теплой голубой Одессы. Гуля.
13 апреля 1935 г. Дорогой папочка! Большое спасибо за краски и за альбом. Пересылаем тебе статьи о «Партизанской дочке» и обо мне, есть и моя статья. Сейчас я снимаюсь в картине режиссера Лукова «Я люблю» в роли Варьки, работается ничего, особенно меня поразило ртутное освещение, которое не сжигает глаза, и при нем отдыхаем-свет голубоватый, и очень приятный свет. Киевская фабрика очень большая, куда больше Одесской. В группе я окружена любовью, особенно хорошо ко мне относится директор группы; у нас в картине снимается актер Чувелев, который очень хорошо знает и тебя, я ему дала твой телефон, он должен тебе позвонить. Папочка, я надеюсь, что в картине «Я люблю» я буду лучше играть, чем в «Партизанской дочке». Папочка, как твое здоровье? Какая у вас погода? Мне после картины должны дать путевку в лагерь Артек, наверное, это будет в августе. Ездил ли на метро? Хорошо там или плохо? «Партизанская дочка» идет с большим успехом, всюду огромные рекламы, и я на Сивке, и я с Сивком в болоте, и я около березы, и мой портрет. Мама, наверно, закажет несколько моих карточек для тебя и для нас. Целую крепко-крепко. Привет всем. Гуля. Весь май буду рисовать.
…Елена Ильина дружила с родителями Гули, знала ее еще маленькой девочкой, потом школьницей. Последняя их встреча произошла в Уфе, вместе с Гулей они бежали устраиваться в госпиталь, потом виделись и общались там. Вместе мыли полы, ухаживали за ранеными. Вскоре Гуля стала заведовать больничным клубом. В лучшем своем бархатном платье она читала бойцам стихи и пела песни. Но Гуля страдала от того, что делает для победы ничтожно мало. И все-таки ушла на фронт. Когда Елена Ильина писала «Четвертую высоту» она много беседовала с отцом Гули, читала все ее письма, письма однополчан, их воспоминания. Отец жил в Москве, мама в Киеве-писательнице не довелось тесно пообщаться с ней. Поэтому в сюжете есть некоторые неточности, что допустимо в художественной книге. Но сквозила и недосказанность, какие-то детали Гулиной биографии необходимо было скрыть. Развод ее родителей, появление отчима, судьба Гулиного мужа-не очень вписывались в рамки детской повести, а занятия с репетиторами вообще портили сюжетный замысел. Повесть от этого хуже не стала. Она прекрасна. И самое прекрасное в ней то, что Елене Ильиной удалось максимально достоверно рассказать о характере Гули. Все, кто знал девушку, вспоминают ее именно такой: бесстрашной, волевой, отчаянной, стремящейся защищать слабых, а еще веселой, смешливой, постоянно что-то напевающей. Одна из связисток, воевавшая вместе с Гулей, говорила: «Она, наверное, не умеет плакать». Читатели полюбили героиню «Четвертой высоты», да так, что книга выдержала огромное количество переизданий не только в Советском Союзе, но и в других странах. Повесть выходила всех языках республик и автономных округов СССР, а также на французском, румынском, чешском, словацком, венгерском, болгарском, испанском, японском, иврите и многих других языках, в Китае повесть издается до сих пор. Книга не устаревает, она перечитывается на одном дыхании, словно в детстве, и также, как в детстве с Гулей не хочется расставаться, хочется узнать о ней, как можно больше. Теперь это можно сделать, прочитав сборник «Все о Гуле Королевой», в котором собраны все Гулины письма (а их больше 100), письма ее мамы, письма тех, кто воевал с Гулей, воспоминания близких и друзей. Архив, в котором помимо писем, находилось больше 200 фотографий Гули Королевой был разрознен: его бережно хранили и в музее, и в семье. Но все, что сохранилось, удалось собрать и почти полностью показать современному читателю. Книга «Все о Гуле Королевой» издана небольшим тиражом, т.к. издатели пока не знают насколько нынче интересны письма Гули и воспоминания о ней. Мне же кажется эта книга очень важной. Сегодняшние реалии приучают ребенка к весьма поверхностному взгляду на происходящее и, к сожалению, на прочитанное тоже. «Все о Гуле Королевой»-возможность погрузиться в то время, услышав живой голос Гули и тех, кто ее знал и любил. В книге нет сюжета, но письма, выдержки из дневника отца, воспоминания, письма мамы-все выстроено про хронологии той короткой, но яркой жизни, которую прожила Гуля Королева. От рождения до гибели. Достоверное описание того, как погибла Гуля, можно прочитать только в сборнике. Когда Зинаида Сачкова, на руках которой умерла Гуля, написала отцу о том, как это произошло, повесть уже выдержала много переизданий. Не знаю, всем ли удастся купить книгу, поэтому приведу выдержку из письма З. Сачковой здесь: «В ночь с 23 на 24 ноября я была контужена и отправлена Гулей в санбат. Сама же она оставалась на высоте, которую мы назвали: «Будь ты проклята!». Когда я пришла в сознание, бойцы нашей части сказали мне, что Королева ранена, но осталась на высоте. Я поспешила к Гуле на выручку на машине с боеприпасами. Издали я увидела ее с гранатами и автоматом в руках. Она бежала и стреляла, после взятия окопов у немцев. Я побежала к ней, но она вдруг упала. Потом поднялась и опять побежала. Когда я к ней подбежала, она опять упала. Она была без шубы. Я сняла свою и постелила под нее, а другой полой прикрыла. В это время Гуля сказала: «Зинок! А я думала, что не увижу тебя, а ты как в сказке появилась передо мной!». Она подняла руку и показала на высоту, сказала: «Будь она проклята!». Гуля была ранена, кроме ноги в руку разрывной пулей, так что вся ладонь, кисть была разворочена, потом осколком в голову и, наконец, в грудь пулей около сердца. Когда я ее перевязала, немцы приблизились так, что мне приходилось отстреливаться. Под конец я выстрелила дымовой шашкой и бросила в них гранату. Под прикрытием дыма, мы стали отходить. Гуля крепко держалась за мой рукав. Иногда приходилось ползти, у меня каску несколько раз сбивало, а ушанку я надела на Гулю. Я старалась довести ее до сарая, который и теперь стоит недалеко от ее могилы. Гуля просила меня петь и даже пыталась сама подпевать «Темную ночь» и «Распрягайте, хлопцы коней». Гуля вела себя мужественно. Ни одного слова, ни одной жалобы на ранения и боль. Я посадила ее к себе на колени и держала в полусидячем положении. Видимо, пуля задела сосуды около сердца, и ей стало тяжело дышать. Я плакала, а она меня утешала. Мечтали дойти до Берлина. «После войны поедем в Москву, к папке с Сашей, походим по Красной площади, потом поступим в мединститут, будем учиться на хирурга. Зинок, если тебе будет трудно, приходи к папке, он у меня хороший. Встретит, как родную. Все время до самой смерти она была в сознании и говорила, говорила…Потом стала задыхаться…Верно, пневмоторакс. Я ничем не могла ей помочь. Я даже не думала, что лишусь моей дорогой подруги. Вдруг голова ее запрокинулась…Несколько мгновений…И она умерла. До самого конца она была в сознании».