Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего  Холодное лето пятьдесят третьего

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Холодное лето пятьдесят третьего

Холодное лето пятьдесят третьего

1987, 102 мин., «Мосфильм»
Режиссер Александр Прошкин, сценарист Эдгар Дубровский, композитор Владимир Мартынов
В ролях Валерий Приемыхов, Анатолий Папанов, Юрий Кузнецов, Владимир Кашпур, Нина Усатова, Виктор Степанов, Зоя Буряк, Владимир Головин, Алексей Колесник, Андрей Дударенко, Александр Завьялов, Виктор Косых, Сергей Власов, Елизавета Солодова

1953 год. В тайге скрывается амнистированная группа уголовников, совершающих одно за другим тяжкие преступления. В поисках еды и средств передвижения они набредают на деревушку, где в ожидании катера находятся двое амнистированных политзаключенных. Этим двоим и предстоит спасти беспомощных жителей от банды рецидивистов…
Идея нового фильма принадлежит режиссеру Александру Анатольевичу Прошкину (р. 1940), известному своими фильмами: «Стратегия риска» (1978), «Инспектор Гулл» (1979, по своему сценарию), «Частное лицо» (1980), «Опасный возраст» (1981), «Михайло Ломоносов» (1984-86), «Николай Вавилов» (1990, по своему сценарию), «Увидеть Париж и умереть» (1992), «Черная вуаль» (1995), «Русский бунт» (1999), «Трио» (2000), «Доктор Живаго» (2006), «Живи и помни» (2008), «Чудо» (2009) и др. В 1986 году в доме отдыха кинематографистов в Пицунде он познакомился с Валерием Приемыховым. Появилась идея снять его в фильме. И режиссер стал искать подходящий сценарий. Вскоре в его руки попала история «Танец поденок» Эдгара Дубровского о банде, захватившей поселок. Но делать боевик в чистом виде режиссеру было неинтересно. И тогда, как он сказал, у него «возникла идея совместить все это с событиями 1953 года-с бериевской амнистией». Вместе с Дубровским он взялся за переделку сценария, добавляя психологизма в черты героев и усиливая драматизм действия. Образ бывшего офицера Басаргина, прошедшего ад сталинских лагерей, но, несмотря на уничижительную кличку Лузга, не потерявшего человеческое достоинство, не ставшего «мелким», писался специально на Валерия Михайловича Приемыхова (1943-2000) и стал самым ярким в кинобиографии этого талантливого человека-актера, режиссера, сценариста, писателя. Он снялся в фильмах: «Никудышная» (1980), «Пацаны» (1983), «Милый, дорогой, любимый, единственный» (1984), «Простая смерть» (1985), «Попутчик» (1986), «Мой боевой расчет» (1987), «Наш бронепоезд» (1988), «Солнечный день в конце лета» (1992), «Время печали еще не пришло» (1995), «Крестоносец» (1995, актер, сценарист) и др. Его последней актерской работой стала роль Сауляка в сериале «Каменская. Не мешайте палачу» (2000). По его сценариям поставлены фильмы: «Магия черная и белая» (1983), «Взломщик» (1986), «Князь Удача Андреевич» (1989), «Крестоносец» (1995) и др. В качестве режиссера снял фильмы: «Штаны» (1991), «Мигранты» (1991), «Кто, если не мы» (1998). За роль Басаргина получил Госпремию СССР и был признан по опросу читателей журнала «Советский экран» лучшим актером 1988 года. На вторую главную роль-Копалыча-пробовали многих известных артистов, прошедших через лагеря. Но режиссер остановился на Анатолии Папанове. Картину снимали в Карелии, в заброшенной деревне Руга под Петрозаводском. Холодная северная красота тех мест создавала образ страны, застывшей в страхе и «холодном ожидании». Съемки шли в ударном темпе, почти без выходных, и были закончены почти за месяц. В последний съемочный день снимали эпизод гибели Копалыча. Прошкин вспоминает: «Анатолий Дмитриевич ко мне подходит и ернически, как всегда, говорит: «А покажи-ка мне мою «могилку»!». Я было начал возражать, а он стоит на своем. Ну, отвел я его на «могилу Копалыча». Минут пять, наверное, он там стоял, потом отошел-и мы простились». А через пару дней Анатолий Дмитриевич неожиданно скончался от спазма сердца в московской квартире. Прошкин считает, что «у Анатолия Дмитриевича было предчувствие. Как будто он постоял тогда у собственной могилы…». Кстати, неприятная деталь: после смерти Папанова выяснилось, что из квартиры украдена крупная сумма-10 тысяч рублей, весь гонорар актера за последний фильм… «Я не знал, как закончить картину. И вдруг мне привели для массовки совершенно обычного человека-бывшего учителя, который ничем не выделялся в толпе. Мгновенно, в 3 секунды, мне пришла мысль дать ему точно такой же чемоданчик, как у Приемыхова, и чтобы они встретились и разошлись-два обыкновенных человека, возвращающиеся из разных лагерей. Так, прямо на съемочной площадке, выстроился финал» (Прошкин). Этот эпизод снимали в Москве на Яузском бульваре, д. 2/16. Фильм занял 3-е место в рейтинге проката 1988 года (42 миллиона зрителей), по опросу читателей журнала «Советский экран» назван лучшим фильмом 1988 года, его закупили для проката 46 стран мира, а Александр Прошкин, Валерий Приемыхов и Анатолий Папанов (посмертно) были удостоены Государственной премии СССР. Картина получила награды: «Ника-88» (лучший игровой фильм), Хихон-89, Ва-Лансьен-89. Фразы из фильма, ставшие крылатыми: Шура, вот что скажу. Людям, сейчас особенно, доверяться нельзя. Люди, Шура, это такие козлы (Лузга). Шура. Ты сам-то кем раньше был? Лузга. Раньше? Когда раньше-то, Шурочка?-А я тебе говорю: мы похороним его здесь!-Враги народа! Троцкисты, утописты, вредители! То-то я гляжу, хари гнусные!-Копалыч. …мы должны покончить с этой сволочью! Лузга. Угу. Я лично никому ничего не должен. Об одном жалею: годы. Так хочется пожить по-человечески, и работать (Копалыч).
Осенью 1986 года во 2-е творческое объединение киностудии «Мосфильм» поступил новый сценарий ленинградского сценариста Эдгара Дубровского под названием «Танец поденок» (поденки-мотыльки). Э. Дубровский родился в 1937 году в творческой семье-его отец был художником. Однако по стопам родителя Эдгар не пошел, став альпинистом. Но тяжелая травма заставила его навсегда распрощаться со спортом, и Дубровский подался в сценаристы. Его дебют на большом экране состоялся в 1968 году, когда в широкий прокат вышел фильм по его (совместно в В. Григорьевым) сценарию «Моабитская тетрадь». И, как говорится, пошло-поехало. За последующие двадцать лет Дубровский написал больше десятка сценариев, по которым были поставлены следующие фильмы: «Круг» (1973), «Запасной аэродром» (1977), «Приключения принца Флоризеля» (1980), «Два долгих гудка в тумане» (1981), «Преферанс по пятницам» (1984), «Жил-был доктор». (1984, с Д. Притулой). Как видим, жанры, в которых работал Дубровский, совершенно разные: «Моабитская тетрадь»-героическая повесть о татарском поэте Мусе Джалиле, погибшем в застенках гестапо, «Круг»-детектив про подвиги сотрудников ОБХСС (кстати, фильм являлся продолжением безусловного хита 1960-х годов-ленты «Два билета на дневной сеанс», сценарий которой был написан другими сценаристами), «Запасной аэродром»-киноповесть про любовь и дружбу, «Приключения принца Флоризеля»-суперудачная экранизация произведений Р. Стивенсона, «Два долгих гудка в тумане»-крепкий детектив, «Преферанс по пятницам»-криминальная драма, «Жил-был доктор».-киноповесть о враче. В 1987 году на экраны страны вышел очередной фильм, снятый по сценарию Дубровского (совместо с А. Ожеговым)«Красная стрела». Это была социально-психологическая драма о жизни и деятельности генерального директора научно-производственного объединения (в этой роли снялся Кирилл Лавров). Учитывая, что Дубровский в своей работе чередовал жанры (то детектив, то драма), можно было с уверенностью определить, что следующая его вещь будет из разряда криминальных. И хотя так оно и вышло, однако сценарист своим новым произведением удивил многих. Во-первых, он написал его в жанре вестерна, во-вторых, речь в нем шла о сталинских репрессиях. И хотя эта тема в те года уже вышла из подполья (в стране начинался антисталинский бум), но ни одного художественного фильма (документальные выходили) об этом трагическом времени пока не появилось. Несмотря на то что это был первый отечественный вестерн (и, как показало время, единственный) на тему сталинских репрессий, основная канва его сюжета была не нова. У Дубровского речь шла о том, как в 1955 году (53-й год возникнет позже) банда уголовников, отпущенных на волю по амнистии, терроризирует глухую сибирскую деревушку. Однако за последние несколько лет в советском кинематографе появились картины, в которых главным героям приходилось противостоять уголовникам, сбежавшим из мест заключения. Например, в военно-приключенческом фильме Андрея Малюкова «В зоне особого внимания» (1978) беглых зэков весьма зрелищно вырубал прапорщик десантных войск Валентир (за актера Михая Волонтира это делал известный спортсмен Тадеуш Касьянов), а в «таежном» истерне Георгия Кузнецова «Найти и обезвредить» (1982) преступников ликвидировали трое молодых горожан, приехавших в тайгу поохотиться. Видимо, Дубровский видел эти фильмы (кстати, оба пользовались большим успехом у зрителей) и вполне мог «позаимствовать» идею для своего сценария. Однако идея идеей, но ее воплощение-дело иное. Дубровскому удалось создать превосходную вещь, которая ни в чем не уступала лучшим произведениям этого жанра. Правда, чтобы перенести ее на экран нужен был толковый режиссер, поскольку в истории кино уже бывали случаи, когда талантливое произведение, попав в никчемные руки, превращалось в пустышку. И такой режиссер вскоре был найден. 30 октября Главная сценарно-редакционная коллегия объединения одобрила сценарий и заключила с его автором договор на экранизацию, а уже спустя несколько недель был определен и режиссер-постановщик-Александр Прошкин. А. Прошкин родился в 1940 году. Окончив актерский факультет Ленинградского театрального института, он был распределен в труппу Театра комедии, который в те годы возглавлял прославленный режиссер Николай Акимов. В течение пяти лет Прошкин тянул актерскую лямку, после чего взвалил на себя не менее тяжкий труд-стал режиссером. В 1970-е годы он переехал в Москву, чтобы заняться телевизионной режиссурой. Им были поставлены такие телеспектакли, как: «Пиквикский клуб», «Доктор философии» (один из моих любимых в детстве спектаклей), «Опасный возраст». В 1984 году Прошкин снял телесериал «Михайло Ломоносов», который принес ему всенародную славу. Тем временем, приключения сценария «Танец поденок» продолжались. 26 декабря он вновь был обсужден во 2-м объединении. От прежнего он отличался двумя деталями: во-первых, названием-он теперь назывался «Ближняя история», и во-вторых, временем действия-оно было перенесено на два года раньше, в июль 1953 года, когда в Москве был арестован Лаврентий Берия, а страну заполонили уголовники, выпущенные им незадолго до этого по амнистии. Процитирую отрывки из некоторых выступлений: Г. Чухрай: «Я читал с интересом. Режиссера мы знаем, и я думаю, это может быть хорошая приключенческая и социальная кинокартина». Л. Шмуглякова: «Мне очень понравился сценарий. Это вестерн. В нем точно расставлены персонажи, а образы Лузги и Копалыча вносят в жанр какую-то особенность. То, что форму вестерна наполнили содержанием о том, как человек распрямился, вспомнил давно забытое, мне очень нравится. Но мне кажется, жанр надо по возможности сохранять». А. Прошкин: «Это чистый вестерн. Главный герой-политический заключенный на поселении. Мы решили, что действие надо перенести в 1953 год, когда возникла драматическая ситуация: не стало вождя и время для всех было неясное». Сценарий был принят и запущен в режиссерскую разработку. 6 января 1987 года было принято решение включить фильм «Ближняя история» в темплан киностудии «Мосфильм» на текущий год. 29 января сценарий был послан в МВД СССР с тем, чтобы, ознакомившись с ним, министерство выделило консультанта. Однако ответ оттуда озадачил киношников. 19 февраля начальник Пресс-бюро МВД Б. Михайлов прислал на «Мосфильм» ответ следующего содержания: «В связи с тем, что работник милиции представлен в сценарии лишь в малозначительных эпизодах, выделение консультанта из органов внутренних дел для работы над фильмом считаем нецелесообразным. По нашему мнению, произведение перегружено сценами жестокости и кровопролития, которые могут негативно воздействовать на зрителей, прежде всего из числа молодежи». Самое интересное, что спустя некоторое время МВД переиграет свое решение и все-таки выделит для картины своих консультантов. 1 марта фильм (под новым названием «Холодное лето 53-го») был запущен в подготовительный период. Начался выбор натуры, разработка эскизов строительство декораций, подбор актеров. Выбор большинства актеров ограничился пределами Москвы и Ленинграда, хотя несколько человек представляли и другие города Союза. Например, на роль бандита Крюка был приглашен актер киевского Театра киноактера А. Колесник, на роль старика Якова-пенсионер из того же Киева В. Олексеенко, а в милиционера Манкова предстояло перевоплотиться актеру Тамбовского драматического театра Виктору Степанову, которого Прошкин открыл еще в «Ломоносове» (тот играл главную роль). 13 апреля состоялось утверждение актеров на главные и второстепенные роли. Кроме упомянутых, тогда были утверждены следующие кандидатуры: вор в законе Барон-Владимир Головин (Ленинградское телевидение), бандит Михалыч-А. Дударенко (Таллинский театр русской драмы), бандит Шуруп Виктор Косых (в прошлом-Данька из «Неуловимых мстителей»), бандит Муха А. Завьялов (Ленинградский Малый театр), бандит Витек-Сергей Власов (Ленинградский Малый театр), немая Лида-Нина Усатова, ее дочь Саша-Зоя Буряк (студентка ЛГИТМиКа), Зотов-Юрий Кузнецов (Ленинградский Театр комедии), Фадеич-Владимир Кашпур (МХАТ), жена Копалыча-Елизавета Солодова, сын Копалыча-Борис Плотников. На роль Сергея Петровича Басаргина по прозвищу Лузга был практически сразу же приглашен столичный актер Валерий Приемыхов. В. Приемыхов родился 26 декабря 1943 года в Белогорске (Амурская область). О своем детстве артист вспоминал так: «Детство у меня было замечательное, настоящее, босоногое. Не знаю, существует ли сейчас такое детство, какое было у меня. Я ходил на рыбалку, бегал босиком, купался, загорал, дрался, ходил в тайгу, жег костры и был абсолютно счастлив. Я помню, были бедные, были побогаче, совсем богатых тогда не было, но сказать, что я чувствовал какие-то социальные проблемы, нет. Я ходил в детский сад, пил рыбий жир, который ненавидел, ел манную кашу, которую не люблю до сих пор, в школе у нас не было коньков, лыжи у нас были плохие, но это ничего не значило. Я был единственный ребенок в семье, но меня не баловали. Я ходил по воду, хотя колодец был далеко, носил дрова, топил печь и благодаря маме, которая меня научила читать, много читал. И никто никогда меня не воспитывал разговорами. Я терпеть этого не могу, лучше высечь ребенка, но только не капать ему на мозги интеллигентными беседами». По словам самого Приемыхова, актером он стал случайно и по недоразумению, а так всю жизнь хотел быть писателем. Тем более что первый его рассказ был опубликован, когда он учился в шестом классе. Но жил он тогда на Дальнем Востоке, в маленьком таежном поселке, где само звание «писатель» казалось чем-то недоступным. Поэтому Валерий какое-то время занимался вполне прозаическими делами: работал токарем на заводе, а вечером ходил в «народную студию» при театре. Отслужил два года в армии. Затем родители дали сыну денег до Хабаровска, где он должен был поступить в железнодорожный институт. Но в это же время как раз открылся Дальневосточный институт искусств, куда Валерий вопреки родительскому благословению и отправился вместе со своим приятелем. И оба поступили. После окончания института в 1966 году Приемыхов два сезона отработал в Русском драмтеатре имени Крупской во Фрунзе. Но работа в провинции вскоре ему наскучила, и он решил ехать покорять Москву. Попытка удалась: он одновременно прошел конкурс и в Литературном институте, и во ВГИКе, на сценарном (на курсе известного кинодраматурга Иосифа Михайловича Маневича). ВГИК Приемыхов закончил на год раньше-в 1973 году, однако года два никак не мог пристроить свои сценарии ни на одну из киностудий. И только в 1975 году ему улыбнулась удача: «Ленфильм» взял для постановки его совместный с Вилем Липатовым сценарий «Иван и Коломбина», в котором рассказывалось о демобилизовавшемся солдате, пришедшем на работу в автоколонну. Фильм снял Валерий Чечунов. По словам самого Приемыхова, картина не получилась. В том же 1977 году вышли еще два фильма по сценарию Приемыхова: «Дикий Гаврила» и телефильм «Миг удачи». Как актера Приемыхова открыла режиссер Динара Асанова. Произошло это в 1979 году, когда она пригласила Валерия на главную мужскую роль в свою картину «Жена ушла», сценарий которого написал Приемыхов. До этого она собиралась снимать в этой роли Владимира Высоцкого (жену должна была играть Марина Влади), но из этой затеи ничего не получилось: оба актера в те годы были «непроходимыми», то есть снимать их не рекомендовалось по идеологическим соображениям. В итоге сниматься стали Валерий Приемыхов и Елена Соловей. Далее послушаем рассказ самого В. Приемыхова: »На «Ленфильме» кто-то настучал, что мы снимаем не по сценарию, что там секс, курят в кадре и так далее. Несмонтированный материал срочно вызывают в Москву, его смотрит Павленок, тогдашний начальник, и отзывается примерно так: «Эта Катя Васильева с лицом диссидентки, эта куриная ж. Соловей и этот сексуальный маньяк Приемыхов!». Два месяца фильм мурыжат, мы выбиваемся из плана, наконец, дают поправки: убрать секс, убрать курящую Васильеву. А это ведь кино, перебив планов. Павленку говорят: «Видите, какая ерунда и нестыковка получается?». А он: «Ничего, у нас такая плохая пленка, что никто ничего и не заметит!». После фильма пошли возмущенные письма, что я очень плохо говорю, а у меня действительно немножко такой южнорусский говор, и «ч» неправильно звучит, и речевой аппарат тяжелый, тем более что нетренированный». Однако, несмотря на перечисленные недостатки, Приемыхова вскоре вновь пригласили сниматься-в телефильм «Личная жизнь директора» (1981). Но всесоюзная слава пришла к нему два года спустя, когда он блестяще сыграл роль начальника летнего спортивно-трудового лагеря для трудных подростков. Фильм «Пацаны» занял в прокате 12-е место, собрав 25 миллиона зрителей. Он был удостоен целой кучи призов: на Всесоюзном кинофестивале в Киеве, в Алма-Ате и Кошалине. Хотя мало кто знает, что эта роль досталась Приемыхову тоже не просто: киношное начальство требовало, чтобы ее сыграл Родион Нахапетов, но Динара Асанова настояла на Приемыхове. В 1985 году этот дуэт снял еще один фильм: «Милый, дорогой, любимый, единственный», в котором Приемыхов снялся со своей тогдашней женой-Ольгой Машной. Картина собрала в прокате 12 миллионов зрителей. Но вернемся к фильму «Холодное лето 53-го». На роль инженера Николая Павловича Старобогатова пробовались многие известные актеры, в том числе Георгий Юматов и Вацлав Дворжецкий. Однако в споре победил мало кому известный актер из Белоруссии Г. Гарбук. Фактурно он хорошо подходил под выписанный в сценарии образ бывшего инженера, волею судьбы угодившего в сталинские лагеря. Но уже в начале мая Гарбук по каким-то причинам с дистанции сошел, и возникла кандидатура суперпопулярного Анатолия Папанова. А. Папанов родился 31 октября 1922 года в городе Вязьма в рабочей семье. Затем Папановы перебрались в Москву, где Анатолий закончил школу и пошел работать литейщиком в ремонтные мастерские 2-го Московского шарикоподшипникового завода. И там с ним едва не случилась трагедия. В один из дней кто-то из рабочих его бригады совершил кражу: вынес с территории завода несколько строительных деталей. По нынешним меркам это не самое тяжкое преступление, но в те времена (а события происходили в конце 1930-х) подобное каралось жестоко. Поэтому, как только обнаружилась кража, на завод приехала милиция и арестовала всю бригаду, в том числе и Папанова. Всех посадили в Бутырку. Допросы вел умудренный опытом следователь, который не отличался чрезмерной кровожадностью. Вызвав на допрос Папанова, он, видимо, сразу понял, что этот наивный юноша вряд ли причастен к краже. Поэтому на девятые сутки он распорядился отпустить его из-под ареста. За многие десятилетия своего пребывания в искусстве Папанов переиграл массу ролей в театре и кино, однако у большинства зрителей он прежде всего ассоциировался с ролями комедийного плана. Хотя в последние десять лет своей жизни таких ролей в кино у него было мало: из семи фильмов, в которых он играл в период 1977-87 годов, только три проходили по разряду комедии. А роль Старобогатова в картине Прошкина и вовсе была редкостью в творческой карьере актера-ничего подобного он до этого не играл (разве что генерал Серпилин в «Живых и мертвых» и Дубинский в «Белорусском вокзале», но это было давно-в середине 1960-х-начале 1970-х). Стоит отметить, что друзья Папанова отговаривали его от съемок в этой картине, считая, что он и так сверх меры загружен в театре, в ГИТИСе. Но актер им ответил: «Меня эта тема волнует-я в ней многое могу сказать!». Где-то после майских праздников в мосфильмовском павильоне № 1 началось строительство декораций «Каюта Фадеича», «Дом Зотова», «Квартира Старобогатовых». Первой была построена «каюта», с которой и начались съемки. 2 июня снимали эпизод из начала фильма: милиционер Манков (В. Степанов) наносит визит Фадеичу (В. Кашпур). Фадеич: «Чем живет страна?». Манков: «Кореша позавчера похоронил. Воевали вместе». «Скончался от ран?». «Урки зарезали в подъезде. С дежурства шел. Форму взяли, наган. Магазин грабанули с пальбой. Это они так амнистию празднуют. Но мы их крепко посекли. Но шестеро в лес ушли. Где-то шляются, сволочи. Эх, собак у нас маловато». 3 июня-все та же «Каюта Фадеича», но теперь к двум героям прибавился третий-начальник фактории Зотов (Ю. Кузнецов). Услышав от Манкова, что начальник милиции Дмитрук приказал облить бензином и сжечь портреты Берия, Фадеич заявляет: «Дмитрук-враг народа!» На что Манков сообщает: «Ночью по радио сообщение было, один раз только передавали. Дмитрук потом в краевое управление звонил, там подтвердили: разоблачен, выведен из состава, арестован. Все!» (Л. Берия был арестован 26 июня 1953 года.) Манков делает попытку скомкать портрет опального министра, лежащий на столе, но Фадеич хватает его за руку: «Нет! Я не оповещен!». В каюту приходит Зотов, который на улице имел неприятную встречу с Лузгой (эту сцену снимут на натуре). Манков показывает ему трофейную машинку для стрижки волос, которую специально привез с материка. Но отдает ее не сразу-подняв руку, заставляет Зотова дотянуться до нее, но тот и ростом, и силой не вышел, чтобы тягаться с мощным милиционером. Затем Манков предлагает опробовать новинку прямо здесь: постричь ему волосы на спине. Но Фадеич их прогоняет на улицу: дескать, здесь не скотный двор, марш с рейда. 4 июня-все та же «каюта»: Фадеич спрашивает у Манкова: «А какая амнистия-то?». Манков напоминает: «Ну, весной, после смерти товарища Сталина, уголовникам же амнистия была. Берия дал. Я тогда ничего понять не мог-у народа такое горе, а всех урок на свободу. Органы с ног сбились. Кровью захлебываемся, мать твою!». Фадеич: «Нет, все было учтено. Значит, так надо. Значит, такая линия». Манков в ответ рассказывает, как сжигал портреты Берии по приказу своего начальника: «Я сегодня чуть свет лодку заправлял, смотрю Дмитрук едет-начальник милиции. Верхом. А на седле, что-то привязано. Ну, туман был понизу, лошади не видно было, так иногда голова поднимется, покажется. А спереди у Дмитрука перед грудью портрет. Да не один-три. Бросил их на землю, слез и ко мне. «Полей бензином». Я говорю: «Это что, приказ?» «Приказ, говорит, а что же еще?». И еще много слов добавил, матом все. И спалили». «Ну, а чей портрет-то, не услышал?» спрашивает Фадеич. В каюте повисает короткая пауза, которую нарушает Манков: «Ну, Берии». Затем снимали эпизоды из конца фильма: Зотов, Лида и Фадеич сидят в доме, запертые бандитами. Лида пытается выбраться наружу, чтобы спасти дочь, но мужики оттаскивают ее от двери; Фадеич распоряжается по поводу убитых: «Якова похороним на кладбище, а Манкова надо везти в район, по месту жительства». «А этих?»-спрашивает старик, имея в виду бандитов. «Хоронить их еще»-зло роняет Фадеич; Зотов возмущается на приказ Фадеича идти вместе с мужиками перетаскивать тела бандитов в ледник: «Я целый день на мушке у них просидел, а теперь мне их же и таскать? Да если б я их не сдержал, вас бы всех здесь перебили. Никуда я не пойду». 5 июня-съемки не было, проходило освоение нового павильона«Дом Зотова». В тот день из Ленинграда приехал исполнитель роли вора в законе Барона актер Владимир Головин. 6-7 июня-съемки не проводились. 8 июня-бандиты (Барон, Михалыч, Крюк, Муха, Витек, Шуруп) приходят в дом Зотова, Шуруп (В. Косых) орет, как резаный: «Жрать давай!»-остальные рассредотачиваются по дому; Михалыч сообщает, что к дому приближается женщина (это немая Лида, у которой с Зотовым роман). 9 июня-Зотов возвращается в дом с улицы, где встречался с Лидой (сцену, когда он ее прогонит от дома, снимут на натуре) и говорит главарю: «Немая приходила. Я мог ей на пальцах сказать. Вопрос: почему не сказал?» «Жить, небось, хочешь», отвечает главарь. Зотов продолжает: «Завтра к вечеру, или послезавтра, придет катер. Привезет деньги на пять факторий. На катере человек пять или шесть. Одно-два ружья. Ну куда вы на этих лодках? А на катере мы далеко и быстро можем уйти». «Мы?-переспрашивает главарь. Витек добавляет: «Ты и твои вошки?». «Не, он чистый, вмешивается в разговор Шуруп, от него одеколоном тянет». Далее Зотов, спасая свою жизнь, выдает Манкова: «В деревне милиционер. Вчера приехал, про катер сказал. ППШ у него». «Почему раньше не упредил с легавым?»-интересуется главарь. «Ну, теперь я с вами», отвечает Зотов. Витя с чердака наблюдает в бинокль, не идет ли Манков. Ругается: «Не идет, падла!» Шуруп бросается на Зотова: «Задушу, гад!». Но главарь его осаживает: «Тихо ты, баклан». 10-11 июня-съемки не проводились из-за отсутствия на съемочной площадке Владимира Кашпура, который находится на гастролях в Монголии и неготовности декорации «Дом Старобогатовых». 12-14 июня-съемки не проводились. 15 июня-в каюту Фадеича приходит Басаргин, он же Лузга (В. Приемыхов), и набрасывается с кулаками на Зотова: «Гнида! Падаль! Всю мою жизнь из-за таких как ты. Из-за таких как ты в лагерях должны сидеть!»; Басаргин требует похоронить Копалыча на местном кладбище, но Фадеич сопротивляется: «Не могу. Как определенного на поселение, надо предъявить власти». Но Басаргин неумолим: «Копалыча мы похороним здесь». И когда Фадеич опять возражает, он: «А я говорю, мы похороним его здесь!». 16 июня-Басаргин пьет чай в каюте, на него одевают чистую рубаху, и Фадеич его наставляет: «Вот тебя там спросят: как, мол, там все было? А ты возьми и скажи: я, мол, дорогие товарищи, выполнял указания капитана рейда»; в каюту приходят мужики и сообщают, что семеро убитых сложены в леднике. Басаргин догадывается, что один бандит остался в живых и требует у Фадеича открыть сейф с оружием, но тот отвечает, что нельзя. 17 июня-банда в каюте Фадеича: главарь воспитывает хозяина: «Что может твоя власть? Убить меня. Так и я могу убить тебя. И любого. Твоя власть, что дала тебе? Гроши. А я? Я красиво живу, я беру сколько надо, и еще вдвое. Я красиво живу. А по тебе ходят, ты подошвы лижешь!», Фадеич защищается: «Я исполняю долг». На него налетает Шуруп: «Да заткнешься ты, наконец, козел вонючий?! Дай его мне, я разорву его, падлу!». Басаргин приходит к жене и сыну Копалыча, чтобы сообщить им о его гибели и месте захоронения. 18 июня-Басаргин в семье Старобогатовых: сын Копалыча пытается объяснить гостю, что они не смирились с арестом отца: «Мы хотели писать. Сталину, конечно. Но мама удержала. Мама решила, что он там лучше знает, как надо. Ведь ничего не было известно: почему, за что. Говорили что-то чудовищное, мы, конечно, не верили, но так много людей пропадало». 19 июня-начинается монтаж отснятого материала. Группа готовится к отбытию в экспедицию в Петрозаводск. 20-21 июня-переезд в Петрозаводск. 22-24 июня-подготовка к съемкам в деревне Кудема, что на берегу озера Руга. 25 июня-снимают начальные эпизоды фильма: бабка (Карпова) ловит козу; поймав, тащит ее за собой; деревенские старухи идут к пристани; старуха ставит на землю бутыль, которую вручил ей Зотов. 26 июня-старуха приходит к Зотову за керосином; Зотов берет бутыль и идет в сарай; поставив бутыль, лихорадочно ищет кусок бумаги, чтобы написать записку Манкову с предупреждением о приходе бандитов; написав записку («Манков, у меня в доме 6 бандитов»), накрывает ею горлышко бутыли; отдает бутыль старухе. 27 июня-старуха подходит к Зотову и просит дать керосину, на что тот отвечает: «Завтра приходи»; бандиты лежат в лесу и наблюдают за деревней (эпизод в картину не вошел). 28 июня-Витек глядит в бинокль и видит Сашу. Шуруп ему: «Кого видишь?». «Старуху»«Ты давай за ментом следи»; старуха идет с бутылью, направляясь к дому Манкова; бандиты наблюдают из леса за деревней (эпизод в картину не вошел). 29 июня-съемки не проводились. В Петрозаводск для участия в съемках картины прилетел Анатолий Папанов. Вспоминает режиссер фильма А. Прошкин: «Мы снимали натуру в Карелии, в ста восьмидесяти километрах от Петрозаводска, в довольно глухой деревне, расположенной на полуострове. Неделю работали нормально. Жители нам по мере сил помогали. И никаких неожиданностей не предвиделось, поскольку деревня изолирована с трех сторон водой. Через неделю наступает первый съемочный день А. Д. Папанова (на календаре было 30 июня). Он приехал вовремя, начинаем снимать и. Ничего не могу понять: куда ни направим камеру, в видоискатель лезут посторонние лодки. Много моторок. И все движутся в нашем направлении. А какие могут быть моторки в пятьдесят третьем году? Стреляем из ракетницы, кричим против ветра в рупор-бесполезно: со всех сторон на нас несутся моторные лодки. Приближаются, причаливают, и мы видим: в каждом суденышке по два-три ребенка с дедом или бабкой, в руках у каждого ребенка почему-то книжка или тетрадка. И все, оказывается, приехали на встречу с «Дедушкой Волком». Мы сдались и прервали съемки. Правда, киношная администрация в свойственной ей суровой манере пыталась применить «прессинг» по всему полю», но вмешался Анатолий Дмитриевич: «Что вы, что вы! Давайте лучше соберемся как-то вместе!». Собрались, рассадили детей. Он каждому что-то написал, для каждого нашел свои слова. Я наблюдал эту сцену, забыв о дорогой цене сорванного съемочного дня. Видел по лицам этих детишек, что они на всю жизнь запомнят встречу с человеком бесконечно доброго сердца. И, главное, видел лицо этого человека. Не забыть до последнего моего часа. Снималась у нас в картине молоденькая девушка, студентка из Ленинграда (речь идет об актрисе Зое Буряк). Забавное существо, с интересной индивидуальностью. На роль дочери глухонемой я пересмотрел множество актрис, известных и неизвестных. Но с появлением этой все кончилось: стало ясно, что тут никакой конкуренции быть не может, хотя девушка и мало в ту пору умела. Анатолий Дмитриевич ни в одном эпизоде с нею как с партнером не встречался, но сразу же ее заприметил, подошел к ней-она букой среди актеров держалась, прогулялся с ней к мосткам, и вдруг слышим оттуда неудержимый хохот. Что-то он ей очень серьезно рассказывает, а она в себя не может прийти от смеха. Уж если такой авторитетный и маститый актер оказался для нее вовсе не страшным, она и других сторониться тут же перестала. Так он ввел ее в круг товарищей по искусству, стер все грани, окунул в атмосферу равных в творчестве партнеров». В первый съемочный день Анаталия Папанова, 30 июня, были отсняты следующие эпизоды: Копалыч умывается; панорама утренней деревни; лодка с Манковым вползает на песок; Манков на берегу. 1 июля-Копалыч с бригадиром Яковым несут корзину с рыбой; к ним подходят Лида, матрос; Копалыч в сарае точит нож, затем разделывает рыбу; Копалыч выходит из сарая, зовет Лузгу: «Эй, ты, фолософ». Приемыхов на съемки еще не приехал. 2 июля-Лида полощет белье; Лида отчитывает дочь за то, что она общается с Лузгой; Манков едет в лодке и поет шлягер тех лет «Летят перелетные птицы» (с этого эпизода начинается фильм). 3 июля-съемки не проводились. 4 июля-Манков идет к дому Зотова, по дороге пинает ногой записку с предупреждением; пуля, выпущенная Шурупом из охотничьего ружья, попадает Манкову в бок, он поворачивает назад, за ним, стреляя на ходу, бегут бандиты. Затем снимали эпизоды из финального боя: Барон падает после выстрела Копалыча, Крюк-после выстрела Басаргина. 5 июля-старуха приходит к Манкову и передает ему просьбу Зотова зайти к нему; Манков идет от дома; Манков бежит от бандитов; Манков падает на мостки после выстрела Михалыча, к нему подбегает Муха и добивает из винтовки; банда входит во двор дома милиционера, Барон приказывает: «Закрыть всех по домам, никого не выпускать. Витек, возьмите два ствола и всех собак. Михалыч, погляди лодки». 6 июля-съемки не проводились. 7 июля-бандиты находят тело убитого Витька; Крюк наступает на горло Мухе, но его осаживает Барон: «Ты чего? Ты себя выше Мухи, что ли, считаешь? А может, и меня? Я в законе, а ты, падаль, мародер, от тебя трупами смердит!.».; бандиты сгоняют жителей деревни в сарай; Басаргин прячется от бандитов. 8 июля-первый съемочный день в экспедиции Валерия Приемыхова: Саша общается с Лузгой, рассказывает ему, что Зотов приглашает ее к себе в гости: дескать, у него и конфеты есть, и сгущенка; Манков беседует с Лузгой: «Ты ж воевал, мать твою. На каком фронте-то был?». «На Первом Белорусском», отвечает Лузга. «А в плен как попал?». «Так там же в деле есть, гражданин начальник», тут же на глазах меняется Лузга. «Ишь ты, гордый какой. Да я Карпаты штурмовал, когда ты немцам в плену галифе лизал»; бандиты направляются к Фадеичу, который, стоя на пристани, кричит им в рупор: «Не сметь входить на государственную пристань!» 9 июля-Саша разговаривает с Лузгой; Лида обливает обоих водой из ведра. 10-11 июля съемки не проводились. 12 июля-Копалыч смолит лодку, а Лузга сачкует, сидя на берегу; Копалыч: «Работать надо». 13 июля-Копалыч Лузге: «Откуда они пришли?». «Амнистия у них случилась по случаю смерти вождя и учителя Иосифа Виссарионовича Сталина»; Копалыч роет могилу для Манкова, Лузга спрашивает: «Ты чего раздухарился, дядя?». «Вернутся-бить будут»«Тебя мало били?». 14 июля-бандиты находят Копалыча и Лузгу, узнают от Зотова, что они политические, и Муха избивает Лузгу, приговаривая: «А-а, враги народа: троцкисты, утописты, вредители. То-то я гляжу, хари гнусные. Родину не любишь, да?»; Витек выпытывает у Лузги и Копалыча: «Девка где? Ну, лохи, падлы, к вечеру если не найду-обоих кончу». В тот же день, отснявшись, Анатолий Папанов самолетом из Петрозаводска вылетел в Москву, чтобы оттуда затем улететь в Вильнюс, где находился с гастролями Театр сатиры. 15-16 июля на съемочной площадке фильмы были выходные дни. 17 июля-Лузга ест уху, Саша сидит на мостках и внимательно за ним наблюдает; Саша спрашивает Лузгу: «А ты кем раньше был, Лузга?». «Да когда раньше, Саша?»-переспрашивает он; глухонемая Лида волнуется за дочь. 18 июля-Саша и Лузга продолжают общение. 19 июля-бандиты бегут за Манковым; Муха, сраженный метким выстрелом Лузги-Басаргина в лоб, падает на землю; Басаргин прячется от бандитов; трое бандитов стоят посреди деревни, раздается выстрел Копалыча (Папанова на съемках все еще нет) и один из них-Барон-падает на землю, другой Шуруп-бежит прочь, а третий-Крюк-дает очередь из автомата; Басаргин стреляет из автомата по лодке, в которой от него пытается убежать Шуруп (кстати, в сценарии эпизод расправы выглядел иначе: там Барон пытался уплыть на лодке, а обозленный Шуруп уложил его из винтовки). 20 июля-Лузга, услышав выстрелы, вскакивает с места; Витек догоняет Сашу в лесу, повалив ее на землю, пытается изнасиловать; Басаргин нападает на Витька сзади и всаживает ему в шею нож (в сценарии фигурировала неизменная спутница зэка 1950-х-остро отточенная ложка); Крюк падает на землю после меткого выстрела Басаргина; Шуруп бежит к лодкам; Басаргин бежит за Шурупом. 21 июля-Басаргин успокаивает Сашу, у которой истерика. 22 июля-эпизод из начала фильма: панорама деревни; Лида прячет Сашу в сарае; Витек ищет Сашу. 23 июля-освоение декорации. 24 июля-Саше Лузге: «У нас просто так не сажают!»; Манков и Зотов выходят от Фадеича, Зотов: «А в торге следствие закончено?». Манков: «Копают. А что, беспокоишься?». «Чего мне беспокоиться, я оттуда после войны ушел».«Ну, хвосты длинные бывают». «А у тебя, значит, все чисто?». Манков, зная, что у его собеседника в кармане лежит скомканный и выброшенный им портрет Берии, говорит: «А ты бдительный мужик, Ваня. И в кармане у тебя сильный факт. Ну, ты ведь знаешь, как эту бумажку использовать?» Зотов: «Да уж, не растеряюсь».; Саша бежит к лесу, спасаясь от Витька. 25 июля-Лузга наблюдает за Витьком; Лузга бежит вслед за Сашей и Витьком; Саша идет от озера к дому; над убитой Сашей рыдает Лида; Барон стреляет в Басаргина, но тот прячется за валун; Басаргин догоняет Барона в озере и заваливает его в воду; Зотов и Фадеич прибегают с оружием на берег; Басаргин медленно выходит из воды (в съемках эпизода участвовали два каскадера). 26 июля-Барон бежит к озеру; Басаргин топит Барона в озере; Басаргин идет мимо Лиды, рыдающей над телом Саши. 27 июля-подготовка к съемкам. 28 июля-выходной день. 29 июля-ждут на съемки Папанова, но тот приехать не сумел по уважительной причине: поскольку задержали вылет самолета Вильнюс-Москва, он не успел на рейс Москва-Петрозаводск. Чтобы не терять напрасно время, решили заменить Папанова дублером (его снимали со спины). Были сняты эпизоды: Михалыч нашел Копалыча в лесу; Михалыч видит Басаргина и прячется за Копалычем, стреляет в Басаргина; Басаргин падает; Михалыч убит после меткого выстрела Басаргина; Муха застает врасплох Басаргина и Копалыча: «Хенде хох! Брось винтарь!»; Басаргин бросает винтовку, но в следующую секунду стреляет в Муху от бедра из «тэтэшника». 30 июля-на съемочной площадке наконец-то появляется Папанов. Снимаются эпизоды: Михалыч сообщает Копалычу об аресте Берии: «А ты знаешь, что Берия враг народа? По радио сказали». «Да ладно», не верит Копалыч». «Да вы тут согнили, дед. Лаврентий Павлович гикнулся. Радоваться надо, скоро всем амнистия будет, и вам тоже. Скоро ты свободным будешь»; Басаргин и Копалыч идут по лесу, Копалыч сообщает другу об аресте Берии: «Берия враг народа. Я не шучу, честное слово. Вот только тот человек, который мертвый, сказал: «Берия осужден и арестован». Но Басаргин не верит: «Думай, что несешь». «Сережа, было сообщение по радио. Это только начало, начало».; Басаргин и Копалыч останавливаются, после окрика Мухи. 31 июля-Лузга и Копалыч на берегу; Басаргин приходит на кладбище, где похоронен Копалыч. 1-2 августа-подготовка к съемкам. 3 августа-план вечерней деревни; Копалыч умывается; Лузга и Копалыч сидят на берегу; Басаргин и Копалыч лежат в укрытии, Копалыч: «Об одном жалею: годы. Так хочется пожить по-человечески и поработать. Меня сам Орджоникидзе ценил. Вы поверите, Сережа? Сейчас все круто изменится, все. Меня забрали в 1939-м. Был за границей-значит, шпион. Жена, сын-студент. Вы представляете, что их ожидало? Из Бутырки чудом удалось послать записку, чтобы отреклись». Басаргин: «И не пишут?»«Четырнадцать лет. Они и думать устали: виновен-невиновен, жив-мертв».; Копалыч встает во весь рост и стреляет по бандитам из винтовки; Басаргин находит мертвого Копалыча. 4 августа-Копалыч зовет Лузгу работать; Копалыч выходит из сарая на улицу; Лузга представляется Копалычу: «Не Лузга я-Басаргин Сергей». «Очень приятно. Старобогатов Николай Палыч, английский шпион, инженер в прошлом, главный». «Полковая разведка, капитан. Попал в окружение, бежал, вышел к нашим один. И был я в этом плену меньше суток». В этот день Папанов вновь покинул съемочную площадку-поехал в Москву, чтобы встретиться со своими студентами (в 1983 году он решил попробовать себя на преподавательском поприще и взял в ГИТИСе иностранный курс-монгольскую студию). Оттуда он должен был затем поехать в Ригу, чтобы участвовать в гастролях Театра сатиры. Вспоминает А. Прошкин: »Пораньше закончив съемки, 4 августа, я просил Папанова остаться в деревне и хорошо отдохнуть. Театр перебрался из Вильнюса в Ригу образовалось два свободных дня. Анатолий Дмитриевич настаивал на перелете в Москву: «Нет-нет-нет! Я обязан туда вырваться. Через месяц начинаются занятия моего курса в ГИТИСе. Надо пробивать общежития, поругаться кое с кем и всякое такое. Чтобы ребятам нормально жилось!». Я подозреваю, что он и без того был ходатаем по чужим бедам. Спорить не стал. О чем бесконечно сожалею». Тем временем с отъездом Папанова съемки не остановились. 5 августа снимали эпизоды: Лузга общается с Сашей. Работа длилась с 8 утра до пяти вечера: четыре часа подготовки, и четыре часа непосредственно сама съемка. Сняли всего два кадра. После чего вечерним рейсом Валерий Приемыхов улетел в Москву. В тот же день в Москве состоялся просмотр отснятого материала худсоветом объединения. Вечером этого же дня в своей квартире внезапно скончался Анатолий Папанов. Вспоминает жена актера Н. Каратаева: «В Москве Толя был один. Как потом мне рассказал наш слесарь, он его встретил, и Анатолий Дмитриевич спросил: «Саша, почему у нас нет горячей воды?». Тот в ответ: «Да отключили».«Ну, ничего, говорит, помоюсь холодной». Он всегда любил холодный душ. Разгоряченный, уставший, он встал под холодный душ, и у него случился сердечный приступ. Поначалу я была спокойна. И только когда он не прилетел к спектаклю, тревога меня как ножом полоснула. Я начала метаться. Звоню в Москву на пульт: говорят, квартира с охраны снята. Звоню соседке. Она вышла, на окна глянула-свет горит. А мои-дочка с семьей-были на даче. Позвонила Нине Архиповой, ее зять рванул к моим за город. Приехал уже мой зять, перелез с соседнего балкона на наш, выбил стекло. В ванной текла вода. ледяная. Потом диагноз поставили: острая сердечная недостаточность». Тем временем съемки «Холодного лета» продолжаются. 6 августа снимались эпизоды: Лида на пристани зачерпывает воду в ведро; Зотов подбирает портрет Берии, выброшенный Манковым в окно; Лида закрывает Сашу в сарае; Фадеич выходит на улицу с рупором в руках; банда входит на пристань и идет к Фадеичу; Витек пытает Лиду: «Дивчина где?»; Витек, приникнув к щели сарая, выглядывает Сашу; Фадеич, Зотов и Лида стоят на пристани и встречают пароход. 7 августа-Шуруп вырывает рупор у Фадеича; по озеру идет пароход; Фадеич кричит в рупор: «Здравствуй, Петя!»; Лида пытается подать сигналы проплывающим на пароходе: дескать, здесь бандиты, помогите, но те не обращают на нее внимания. 8 августа-Манков идет по берегу, направляясь к Фадеичу; Фадеич кричит в рупор: «Прекратить стрельбу!»; Фадеич и Зотов встречают пароход. В этот же день режиссер фильма Александр Прошкин выехал в Москву с отснятым материалом, чтобы проявить его и показать худсовету. Тогда же состоялись похороны Анатолия Папанова. Хоронили актера в закрытом гробу. В тот день тысячи людей пришли на Новодевичье кладбище, чтобы отдать последнюю дань любви замечательному актеру. Вспоминает В. Золотухин: «Я спешил на последнее свидание с Анатолием Дмитриевичем, взял такси у Белорусского вокзала. Когда водитель узнал, куда мне ехать, он открыл дверцу машины и сообщил своим коллегам о смерти Папанова. Они тут же бросились к цветочному базару у станции метро, накупили цветов, отдали мне: Поклонись ему от нас». По злой воле судьбы, спустя одиннадцать дней-16 августа-в Риге, прямо на сцене, где проходил спектакль, скончался еще один наш гениальный актер, работавший вместе с Папановым в одном театре-Андрей Миронов. 16 августа возобновились съемки фильма «Холодное лето 53-го». В тот день снимались эпизоды: Фадеич стоит на пристани; Саша бежит в лес; Лузга бежит за Сашей; Лида дает дочери пощечину, чтобы та не общалась с Лузгой; Лида подает сигналы проходящему мимо пароходу. 17 августа съемочная группа пакует вещи, 18-го-покидает места натурных съемок и отправляется в Москву. С 21 августа начинается монтаж картины. 3 сентября из Ленинграда приезжает актер Ефимов, которому предстоит озвучивать роль вместо Анатолия Папанова. Одновременно с этим идет поиск московской натуры для финала фильма. 15 октября проходит запись музыки. 18 октября в 8 часов утра съемочная группа приезжает на Покровский бульвар, где должны быть отсняты последние кадры фильма: встреча Басаргина с бывшим лагерником, возвращающимся домой. Эпизод снимали до шести вечера при большом количестве массовки. 2 ноября состоялось обсуждение фильма на худсовете объединения «Жанр». Приведу отрывки из некоторых выступлений. Л. Шмуглякова: «Прекрасная картина, которая сильно действует, образец того, как можно самые страшные, больные вещи показывать в такой занятной вестерновой форме, с напряженным действием. Великолепно играет Приемыхов». В. Меньшов (председатель худсовета): «Мне нечего добавить, да и мы все повторяем друг друга. Это безусловная удача. Замечательные актерские работы, начиная от девочки и ее глухой матери и до других. Впервые я увидел два новых компонента: музыка и финал. Прекрасная точка-встреча на бульваре, но это не стыкуется с последним планом Папанова. Нужно подвигать на столе, посмотреть, как будет, если поставить этот план после титра «Конец фильма», или даже попробовать в начале фильма. Если это не получится, то придется убирать, так как разрушается атмосфера. Музыка иногда мешает картине, на таком нажиме нельзя это делать. Праздничный финал и эти двое на бульваре-это здорово! Но девочку не надо было убивать. В любом случае мы от души поздравляем коллектив создателей, даем фильму первую категорию. Не сомневаемся, что ее поддержат все инстанции. Думается, фильм тянет на событие, бьет в «десятку». «Белое солнце пустыни»-великая картина, но это фильм не хуже». Фильм «Холодное лето 53-го» вышел на широкий экран в апреле 1988 года. Успех ленты был безоговорочным-ее приняли практически все возрастные категории зрителей. За первые два месяца проката картину посмотрели 32 миллиона 200 тысяч зрителей (в одной Москве она собрала 2, 5 миллиона), ее купили для показа 24 страны. На Всесоюзном кинофестивале, который проходил в том же году в Баку, фильм был удостоен 1-й премии, а на фестивале в Хихоне (Испания) он победил в номинации «Лучший сценарий». В июле 1988 года «Холодное лето» представляло советское кино в конгрессе США и было приобретено в фонд библиотеки конгресса как образец классического советского вестерна. Наша критика фильм хвалила, хотя в дружном хоре восторженных голосов попадались и критические. Например, В. Чаава в газете «Вечерняя Москва» так отзывался о картине: «Не знаю, как для кого, но для меня это не продолжение «Покаяния» (фильм Тенгиза Абуладзе, наделавший много шума в те годы), но и не простенький боевик, это фильм неиспользованных возможностей, лента, которая могла стать ярким явлением в нашей жизни, но не стала». Но подобных публикаций было мало. В большинстве отзывов на картину (а я просмотрел их массу, причем не только в центральной, но и в республиканской прессе) преобладали восторженные нотки, фильм хвалили по всем параметрам: за прекрасную режиссуру, операторское и актерское мастерство. Особенно выделяли исполнителя роли Лузги-Басаргина Валерия Приемыхова, которому удалось мастерски сыграть двух разных людей: сначала забитого доходягу-лагерника, затем-супермена. Кстати, сам актер в интервью, которое автор этих строк брал у него в январе 1997-го, признавался, что меньше всего хотел походить на Шварценеггера. Он рассказал, что режиссер и часть съемочной группы буквально настаивали на том, чтобы его внешний вид хоть в чем-то соответствовал суперменским эталонам. Реквизиторы даже свитер ему подобрали соответствующий: грубой вязки, в нем у Лузги плечи были как у Поддубного. Но актер ценой невероятных усилий сумел настоять на том, чтобы его герой ходил в задрипанном свитерке с дырками, и вообще весь его вид должен был первоначально вызывать у зрителей жалость. И превращение в супермена должно было происходить как бы исподволь, без упора на «физику». Отмечая прекрасную работу актера, критик Н. Савицкий в журнале «Советский экран» писал: «Распрямление совершается неожиданно. Ну, действительно, чего можно было ждать в минуту смертельной опасности от этого Лузги (кличка Басаргина), обтрепанного доходяги с потухшим взором и вялыми движениями? От полуголодного попрошайки, которого деревенская девчонка позволяет себе дразнить, как дворового пса («Скажи «гав».) и которому Манков на ходу, с явной брезгливостью бросает почти пустую пачку дешевого курева. Но вот она наступает, решающая минута, и перед нами другой Басаргин. (Наверное, В. Приемыхову нелегко было добиться, чтобы преображение его героя, необходимо скорое по условиям сюжета, произошло тем не менее естественно, психологически мотивированно; актеру это удалось.) Куда только подевались его апатичная покорность, медлительность, сутуловатая арестантская стойка с заведенными за спину руками!.. Теперь он как сжатая стальная пружина, сгусток воли и энергии. Он полон неистового желания доказать этой мрази, шестерым уголовникам, весной выпущенным по «бериевской» амнистии и теперь вот случайно попавшим в островную деревеньку, что человек, не потерявший чести и совести, способен постоять за себя, за других, которые слабее или вовсе ничтожны духом. И докажет!». Как я уже упоминал, в конце 80-х мода на истерны прошла, однако в эти же годы были сняты сразу три «рашен-вестерна». Правда, две картины из трех вновь явились профанацией жанра. Речь идет об экранизациях бессмертных произведений Фенимора Купера: «Следопыт» (1987) Павла Любимова и «Зверобой» (1991) Андрея Ростоцкого. У обоих режиссеров цель была благородная-дать новую жизнь читаным-перечитаным книгам, тем более что в советском кинематографе до них никто этого еще не делал. Однако стоило бы смельчакам задуматься: а не потому ли никто не брался за это дело, что эта идея изначально казалась всем провальной? Ну, действительно: чтобы толково экранизировать Купера, надо иметь хотя бы хорошую производственную базу, сродни той, что была у тех же коллег с «ДЕФА». Ничего этого у Любимова и Ростоцкого не было. В итоге результат оказался плачевным. Например, вряд ли кто оспорит мнение, что Евгений Евстигнеев-актер гениальный. Но в роли индейского вождя (!) в «Следопыте» он смотрится, мягко говоря, нелепо. То же самое мы видим и у Ростоцкого: русские парни на фоне пейзажей средней полосы России разыгрывают сценки из «индейской жизни», которые иначе, как художественной самодеятельностью не назовешь. И чем серьезнее они это делают, тем смешнее становится зрителю. И только третий «рашен-вестерн» получился по-настоящему интересным. Во многом потому, что был решен в жанре комедии. Речь идет о фильме Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» (1987). Кстати, исполнитель главной роли-мистера Феста-Андрей Миронов отметился и в «Следопыте», но там на фоне слабой драматургии его роль выглядела блекло, а в «Человеке» талант актера развернулся во всю ширь. Не случайно, согласно опросу, проведенного журналом «Советский экран», именно эта роль принесла Андрею Миронову звание лучшего актера года (к сожалению, сам артист до этого счастливого момента не дожил, внезапно скончавшись в августе 1987 года). Фильм «Человек с бульвара Капуцинов» занял в прокате 2-е место, собрав на своих сеансах 40 миллионов зрителей. Получилось, что в таком сугубо мужском жанре, как вестерн, женщина «обскакала» мужиков. Браво! Последним режиссером, кто отметился на поприще истерна является на сегодняшний день Николай Стамбула, который в 1995 году снял фильм «Волчья кровь». Это тем более удивительно, что с конца 1980-х годов в отечественном кинематографе уже никто не обращался к событиям гражданской войны, предпочитая снимать либо боевики про мафию, либо комедии с эротическим уклоном. И вдруг-истерн. Сюжетом для «Волчьей крови» послужил роман Л. Манчинского «Прощеное воскресенье», в котором шла речь о событиях 1920-х годов, разворачивающихся в Сибири. В нем командир Красного отряда Родион Добрых (Евгений Сидихин) гоняется за бандой, чтобы отомстить за своего повешенного отца. Честно говоря, учитывая время, в которое снимался фильм (середина 1990-х годов), можно было ожидать от него большего. Например, в Америке на эти же годы приходится новый взлет интереса к вестернам, так там на этой волне появилась целая серия классных фильмов про Дикий Запад, решенных в современном ключе. У нас этого, к сожалению, не произошло, и фильм Стамбулы ничего нового в жанре истерна не открыл. А жаль. Но унывать не стоит, ведь, в крайнем случае, можно смотреть старые добрые истерны времен расцвета жанра.
Последняя роль Анатолия Папанова, умершего 5 августа 1987 года от сердечного приступа, принимая холодный душ (горячая вода была отключена) в своей квартире…