Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию  Иван Васильевич меняет профессию

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Иван Васильевич меняет профессию

Иван Васильевич меняет профессию

1973, 88 мин., «Мосфильм»
Режиссер и сценарист Леонид Гайдай, сценарист Владлен Бахнов, композитор Александр Зацепин
В ролях Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Александр Демьяненко, Савелий Крамаров, Наталья Селезнева, Наталья Крачковская, Наталья Кустинская, Владимир Этуш, Михаил Пуговкин, Сергей Филиппов

Экранизация пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Однажды инженер Тимофеев испытал потрясение от собственного изобретения начала действовать машина времени, соединив его квартиру с палатами великого государя Ивана Васильевича Грозного, который хоть и горевал по роскошной жизни, однако в тоску и отчаяние в иной Москве не впадал. До этого события в квартире Тимофеева находились пенсионер-общественник Бунша и уголовник Жорж, которые исчезли в обратном направлении…
Выход на экраны в 1961 году короткометражек «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» подготовил почву, а появление «Операции «Ы»…» ознаменовало начало «золотого десятилетия Гайдая». Снятые им фильмы неизменно входили в число кассовых лидеров. Первый тревожный звоночек прозвенел для чиновников Госкино и для поклонников комедий, когда вышедший в 1971 году двухсерийный фильм «12 стульев» занял 6-е место в рейтинге проката, собрав 39 миллионов зрителей. Кстати, большинство из них привлекло в залы название любимого романа и имя любимого комедиографа. Но, несмотря на приличные сборы, фильм всех разочаровал. И никому ведь не докажешь, через какую густую «колючую проволоку» придирок и отказов пришлось продираться режиссеру в ходе работы! Не объяснишь, что мечтал снять в роли Бендера Владимира Высоцкого, и пробы были прекрасные, но отстаивать его кандидатуру не было сил. Тем более тот сильно пил. А тут еще пьющий Сергей Филиппов… Да еще распался звездный тандем с многолетними соавторами Яковом Костюковским и Морисом Слободским… Но ни жесткая критика фильма, ни советы чиновников разрабатывать уже найденную им золотую жилу-троицу-не заставили Гайдая повернуть назад. После Ильфа и Петрова режиссер вообще замахнулся на Михаила Булгакова, которого еще больше, нежели предыдущих авторов, не жаловала официальная пропаганда. Тем более что пьесу «Иван Васильевич», написанную Булгаковым в начале 1930-х годов, не поставил ни один столичный театр. Но Леонида Иовича это не остановило. Вместе с соавтором по «12 стульям» Владленом Бахновым он засел за сценарий. Роли управдома Бунши и царя Ивана Грозного писались специально на любимого гайдаевского актера Юрия Никулина. Но тот прочитал сценарий и отказался, посчитав, что имя Булгакова заведомо означает для картины «полку», и это тем более не повод отказываться от долговременных гастролей с цирком в Австралию. Начались долгие поиски актера на главную роль. Гайдай пробовал многих замечательных артистов, в том числе Евгения Евстигнеева, Георгия Вицина, пока не остановился на Юрии Васильевиче Яковлеве (р. 1928), более двадцати лет бывшем одной из ярчайших звезд нашего кино. Пробы утверждались худсоветом студии. И хотя картину «Иван Васильевич меняет профессию» зритель сразу включил в трилогию «про Шурика», всенародно любимый Александр Демьяненко проходил кастинг на роль инженера Тимофеева наравне с другими известными артистами, в том числе и Олегом Видовым. И Наталья Селезнева, сыгравшая супругу Шурика-уже не Лиду, а Зину, выиграла в жесткой конкуренции с такими красавицами нашего экрана, как Наталья Гвоздикова, Людмила Савельева и др. Леонид Вячеславович Куравлев (р. 1936), сыгравший обаятельного жулика Жоржа Милославского, снялся более чем в 200 фильмах! Среди них: «Живет такой парень» (1964), «Ваш сын и брат» (1965), «Вий» (1967), «Неподсуден» (1969), «Начало» (1970), «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Не может быть!» (1975), «Афоня» (1975), «Ты-мне, я-тебе» (1976), «Дамы приглашают кавалеров» (1980), «Мы, нижеподписавшиеся» (1981), «Ищите женщину» (1982), «Опасно для жизни» (1985), «Левша» (1986), «Оно» (1989), «Самоубийца» (1990), «Личная жизнь королевы» (1993), «Ширли-мырли» (1995), «Сибирский цирюльникъ» (1998), «Сыщики» (2001-03), «Железнодорожный романс» (2003), «Улицы разбитых фонарей-6-10» (2005-10) и др. Как обычно, на съемочной площадке Гайдая царило обожание актеров, они чувствовали это, фонтанировали экспромтами и импровизациями. Многие удачные актерские фразы и придумки вошли в картину. Так, Юрий Яковлев в сцене банкета настолько вжился в роль ошалевшего от воли подкаблучника, что вскочил и закричал: «Танцуют все!»-вызвав гомерический хохот всей группы. Как-то Леонид Гайдай увидел Наталью Леонидовну Крачковскую (р. 1938)-супругу звукорежиссера Василия Крачковского, с которым часто работал на картинах, и сказал: «Ее надо снимать!». И сделал это, сняв сначала в роли мадам Грицацуевой в «12 стульях», а потом практически в каждой своей картине. Все трюки актриса выполняла сама, потому что подобрать ей дублершу было нереально. Наталье Крачковской, ужасно боявшейся высоты, пришлось самой перелезать с балкона на балкон на высоте пятого этажа, что чуть не закончилось для нее трагически: ее, теряющую сознание от страха, едва успели втащить на балкон. Во время съемок актриса заболела и сильно похудела. Гайдай был вынужден остановить съемку, а Крачковской велел сесть на диету: «…С утра-манная каша со взбитыми сливками, в обед-макароны с сыром, на ужин-оладьи с медом. Через неделю вернетесь». Она вернулась, а потом много снималась и снимается в кино: «Русский бизнес» (1993), «Московские каникулы» (1995), «Клубничка» (1997), «Идеальная пара» (2001), «Медики» (2001), «Русский бизнес-2» (2002), «Юбилей прокурора» (2003) и др. Старую Москву снимали в заповедном Ростове Великом. А поскольку Гайдай всегда проигрывал актерам каждую придуманную сцену, то он первым полез на старую крутую крышу, где должна была происходить сцена погони. И так изобразил все «в лицах», что все умирали со смеху, забыв о раненной на фронте ноге мэтра. Как обычно, со сдачей картины у Гайдая были большие проблемы. Казалось, чиновники рассматривали фильм в микроскоп, во всем подозревая крамолу. Режиссер бился как лев за каждый эпизод, но фильм стал короче почти на 200 метров, некоторые эпизоды пришлось переозвучить (хотя, казалось бы, ну что, кроме смеха, может вызвать диалог милиционера с царем: «Где живете?» «Москва. Кремль». Вместо этого осталось: «В палатах»), а у Леонида Иовича, как обычно, обострились все болезни. И все-таки 23 сентября 1973 года вышел на экраны, любимый народом, «не научно-фантастический, не совсем реалистический и не строго исторический фильм» «Иван Васильевич меняет профессию». Картину посмотрели 60, 7 миллионов зрителей, что поставило ее на 3-е место в рейтинге самых кассовых фильмов 1973 года. Обошли ее «А зори здесь тихие…» Станислава Ростоцкого-66 миллионов и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» Эдмонда Кеосаяна-60, 8 миллионов. Как это всегда было с фильмами Гайдая, песни из «Ивана Васильевича…» «Теряют люди друг друга», «Разговор со счастьем» и даже шуточная-про Марусю-Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенева сразу стали любимыми народными хитами. Фразы из фильма, ставшие крылатыми: Шурик. А где царь? Шпак. Закусывать надо. А что вы так на меня смотрите, отец родной? На мне узоров нету и цветы не растут (Милославский). Ах ты, бродяга, смертный прыщ! (Иван Васильевич)-Ах ты, хулиган, а еще очки надел! (Ульяна Андреевна)-Боже мой, какой текст, какие слова! (Якин)-Были демоны, мы этого не отрицаем, но они самоликвидировались (Милославский). В милицию замели, дело шьют (Иван Васильевич). Введите гражданина посла (Милославский). Вот смотрит… Вы на мне дыру протрете, отец родной! (Милославский)-Все, все, что нажил непосильным трудом, все же погибло! (Шпак)-Все, что нажито непосильным трудом!.. Куртка замшевая!.. Три… (Шпак)-Милиционер. Выходит, у вас два мужа? Ульяна Андреевна. Выходит, два. Милиционер. И оба Бунши?-Головы им отрубят, и всего делов! (Иван Васильевич)-Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе, если, конечно, они у вас есть (Милославский). Да ну вас к черту! Что за пошлые вопросы! (Милославский)-Если бы вы были моей женой, я бы повесился (Шурик). Если ты еще раз вмешаешься в опыты академика и станешь на пути технического прогресса, я тебя… (Милославский)-Если хотите знать, нам, царям, за вредность надо молоко бесплатно давать (Бунша). Бунша. За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет? Милославский. Во всяком случае не мы. Закусывайте, Маргарита Васильевна, закусывайте, все оплачено (Бунша). Замуровали, демоны! (Иван Васильевич)-Здрав будь, боярин! (Иван Васильевич)-Икра красная… Икра черная… Икра заморская-баклажанная… (Феофан)-И зачем я открылась этому святому человеку?! (Зина)-И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат… и меня вылечат (Ульяна Андреевна). Интеллигент несчастный! Выучили вас на свою голову, облысели все! (Ульяна Андреевна)-Какой паразит осмелился сломать двери в царское помещение? Разве их для того вешали, чтобы вы их ломали?! (Милославский)-Ключница водку делала? (Иван Васильевич)-Конвой тоже свободен. Конвой свободен! (Милославский)-Меня мучают смутные сомнения… (Бунша)-Не задержали, а я сам к вам шел, к вам, сам, чистосердечно во всем признаться (Бунша). Не приставай к царю! (Милославский)-Ну и дом у нас! То обворовывают, то обзывают! А еще боремся за звание дома высокой культуры быта! (Шпак)-О, да ты, ваше благородие, нарезался!.. (Милославский)-Оставь меня, старушка, я в печали… (Иван Васильевич)-Раз уж взяли, так уж и быть, не обратно же им отдавать (Милославский). С восторгом предаюсь в руки родной милиции, надеюсь на нее и уповаю (Бунша). Сейчас милиция разберется, кто из нас холоп! (Шпак)-Сесть я всегда успею! (Милославский)-Слушайте, я не узнаю вас в гриме. Кто вы такой? Сергей Бондарчук? Нет. Юрий Никулин? У-у, нет-нет-нет… Боже мой, Иннокентий Смоктуновский! Кеша! (Якин)-Танцуют все! (Бунша)-Торопись, торопись, князь, крути, крути свою машину! (Иван Васильевич)-Тьфу на вас еще раз! (Милославский)-Ты на что намекаешь? Я тебя спрашиваю, ты на что, царская морда, намекаешь? (Милославский)-Ты что, сукин сын, самозванец, казенные земли разбазариваешь?! Так никаких волостей не напасешься (Милославский). Милиционер. Фамилия. Иван Васильевич. Рюриковичи мы. Царь, приятно познакомиться, царь! (Бунша)-Человек! Официант! Почки один раз царице (Бунша). Что вы на меня так смотрите, отец родной, на мне узоров нет и цветы не растут! (Милославский)-Что же ты делаешь, царская морда?! (Милославский)-Что это за пьяные выходки! Я на вас жалобу подам. Коллективную (Шпак). Это я удачно зашел! (Милославский)-Эх, Марфуша, нам ли быть в печали! (Бунша)-Я артист больших и малых академических театров, а фамилия моя… фамилия слишком известная, чтобы я ее называл (Милославский). Я бросаю мужа, этого святого человека со всеми удобствами… (Зина)-Я требую продолжения банкета! (Бунша)-Я царствовал, но вам не изменил, меня царицей соблазняли, но не поддался я, клянусь (Бунша).