Энциклопедия советского кино

Крылья

Крылья

1966, 85 мин., ч/б, «Мосфильм
Режиссер Лариса Шепитько, сценаристы Валентин Ежов и Наталья Рязанцева, композитор Роман Леденев
В ролях Майя Булгакова, Жанна Болотова, Пантелеймон Крымов, Леонид Дьячков, Владимир Горелов, Юрий Медведев, Николай Граббе, Жанна Александрова, Сергей Никоненко, Римма Маркова, Аркадий Трусов, Ольга Гобзева, Евгений Евстигнеев

О двух днях жизни уже немолодой женщины, бывшей летчицы, Надежды Петрухиной. Однажды внезапно ушла из дома ее дочь, и из училища, где она была директором, сбежал обиженный мальчишка. Эти события заставляют героиню пересмотреть свою жизнь…
Это второй фильм (после «Зноя» по Чингизу Айтматову) недавней выпускницы ВГИКа Ларисы Шепитько. Международное признание и слава придут к ней десять лет спустя, после «Восхождения», но уже здесь она зарекомендовала себя большим мастером, способным проникнуть в самые сокровенные глубины человеческой сущности. Это рассказ о жизни бывшей военной летчицы, а ныне директора ПТУ Надежды Петрухиной. Она, уважаемый в городе человек, депутат горсовета, переживает тяжелый душевный кризис. По натуре Петрухина максималист. Война для таких, как она, стала одним из высших проявлений человеческого духа. Поэтому героиня и вспоминает войну с ужасом и вместе с тем как свой звездный час. Она, на ее беду, так и не смогла перестроиться и теперь со своим максимализмом и жертвенностью выглядит порой неуместно, а то и нелепо. Едва ли не лучшую свою роль сыграла в этой картине Майя Булгакова, но все же это не актерское, а режиссерское кино. Как отмечала критика, Лариса Шепитько в содружестве с оператором Игорем Слабневичем строят изобразительное решение в соответствии с тревожно-пульсирующим состоянием ума и сердца страдающей героини. Кадры ретроспекций возникают как воспоминания Петрухиной о молодости и любви, они словно бы высветлены и очищены памятью. Авторы сумели найти выразительно-поэтическую форму, просто потрясающе снята сцена прощания влюбленных. Современные сцены, напротив, даны в хроникально-будничном стиле, однако прозаическое на вид повествование наполнено множеством скрытых метафор.