Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер  Курьер

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Курьер

Курьер

1986, 84 мин., «Мосфильм»
Режиссер Карен Шахназаров, сценарист Александр Бородянский, композитор Эдуард Артемьев
В ролях Федор Дунаевский, Анастасия Немоляева, Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Светлана Крючкова, Александр Панкратов-Черный, Алла Евдокимова, Эдда Урусова, Владимир Смирнов, Владимир Меньшов, Андрей Вертоградов

По одноименной повести Карена Шахназарова. Многих поведение юного Ивана шокирует. Многие вызывают у него приступ скепсиса. Но знакомство с новыми людьми заставляет его иначе оценивать свои поступки. Любовь к профессорской дочери не только заводит в тупик их отношения, но и делает Ивана жертвой собственной неискренности…
На Московском международном кинофестивале картина получила специальный приз и приз ФИПРЕССИ.
В начале было слово…Именно так в печатном виде со страниц популярного журнала «Юность» в 1982 году пришел в мир, придуманный Кареном Шахназаровым, «Курьер». Повесть очень понравилась читателям и критикам, за нее автор получил литературную премию имени Бориса Полевого. Повесть понравилась и начинающему режиссеру Андрею Эшпаю, который захотел ее экранизировать. Автор ничего против не имел, только посоветовал привлечь к написанию сценария Александра Бородянского, с которым успешно работал над фильмами «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх». Сценарий был успешно написан, но киностудия имени Горького его отвергла. Прошло несколько лет, и Бородянский напомнил Шахназарову, что есть хороший сценарий-грех не использовать. Вопреки сомнениям режиссера, на «Мосфильме» сценарий приняли. Хотя партийная организация киностудии созвала заседание с повесткой дня «обсуждение аморального поведения Ивана Мирошникова». Но Горбачев уже нацелил страну на перестройку, и партийные ревнители морали притихли. Карен Георгиевич Шахназаров (р. 1952) снял фильмы «Мы из джаза» (1983), «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Город Зеро» (1989), «Цареубийца» (1991), «Сны» (1993), «Американская дочь» (1995), «День полнолуния» (1998), «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001), «Всадник по имени Смерть» (2003), «Палата № 6» (2009) и др. В картине собран прекрасный актерский ансамбль. Правда, в роли профессора Кузнецова Шахназаров видел вначале Олега Табакова, но тот оказался. Зато роль понравилась Олегу Басилашвили, и он ее прекрасно сыграл. То, что Инна Михайловна Чурикова согласилась сниматься, режиссер вообще считал чудом. Дело в том, что она снимается исключительно в картинах своего мужа, режиссера Глеба Панфилова. Со взрослыми исполнителями все быстро определилось, а вот с главными героями-подростками дело обстояло из рук вон плохо. На роль Кати пробовалось большое количество школьниц, студенток, молодых актрис (среди них были Юлия Меньшова и Алена Хмельницкая). Нашлась же героиня случайно. Во время проб претендентам на роль Ивана надо было подавать реплики, и режиссер попросил своего оператора Николая Немоляева позвать дочку, благо они жили рядом с «Мосфильмом». Настя пришла, подыграла и… осталась, а всех юношей, претендентов на главную роль, забраковали. Правда, Настя не радовалась этому событию: на носу были выпускные экзамены, к которым девушка относилась очень серьезно. Всем миром ее еле-еле уговорили. Анастасия Николаевна Немоляева (р. 1969) снялась в фильмах «Следопыт» (1987), «Интердевочка» (1989), «Моя морячка» (1990), «Цареубийца» (1991), «Маэстро вор» (1994), «Тяжелый песок» (2003) и др. В настоящее время продолжает кинокарьеру и весьма успешно, вместе с супругом, занимается бизнесом: расписывает мебель, посуду, работает под заказ, устраивает персональные выставки. Время шло, пробы тоже, а режиссер был просто в отчаянии: «Я понимал, что фильм должен держаться на герое. Если хорошего актера на главную роль не найдешь, можно закрывать картину. И вот до самого последнего момента я так никого и не нашел. Оставалось дня три-четыре до начала съемок…» (Шахназаров). Вся группа пребывала в истерически-подвешенном состоянии. И тут Настя, которая ни сценария, ни повести не читала, но столько слышала от окружающих о «чудике» Иване, вспомнила о парне, бывшем однокласснике, который ушел из школы после восьмого класса в медучилище, Феде Дунаевском. Федор поговорил с режиссером, и все сказали хором: «Он!» А вот члены худсовета, посмотрев пробы, Федора решительно забраковали: «Этот парень профнепригоден!». Но Шахназаров настоял на своем. «После первых же сцен я понял, что правильно выбрал главного героя. Федя по своему внутреннему существу очень точно попадал в характер, в нем было ощущение этого поколения» (Шахназаров). В 1986 году «Курьер» получил на Московском кинофестивале второй приз, а председатель жюри Роберт Де Ниро сказал, что хотел бы приз за лучшую мужскую роль отдать Федору Дунаевскому. Но член жюри от СССР эту идею не поддержал. Эта роль принесла Федору Леонидовичу Дунаевскому (р. 1969) всемирную славу, потому как фильм собрал большое число международных наград. Да и судьба его была чем-то схожа с литературным персонажем: его родители тоже развелись, он жил с мамой, которая часто болела. И ему пришлось с 14 лет зарабатывать: дворником в детском саду для глухих детей (где Федя с приятелями по ночам в подвале играл рок), санитаром, где проявилась его коммерческая хватка (он за полцены сдавал в магазин бутылки-презенты от благодарных пациентов непьющему доктору, с которым работал, и делил с ним доход). Шахназарову понравилось, что Федя умеет играть на гитаре и петь, и в фильме появился смешной и трогательный эпизод-дуэт Ивана с мамой «Трава у дома». Успех «Курьера» не вскружил Федору голову, он долго «искал себя». Снялся в фильмах: «Дорогая Елена Сергеевна» (1988), «Небеса обетованные» (1991), «Маэстро с ниточкой» (1993) и др. В 20 лет уехал в Израиль. Был мойщиком посуды в ресторане, потом работал на радио, играл в театре Михаила Козакова в Тель-Авиве. Вернулся в Москву, работал у Соловьева администратором на «Ассе», два года учился в его мастерской во ВГИКе… А потом уехал в Италию. Там довольно успешно владеет фирмой, специализирующейся на грузовых перевозках. И мечтает сделать сиквел «Курьера». Написал сценарий, который Шахназаров отметил как «неплохой», но снимать продолжение отказался. Читатели «Советского экрана» назвали «Курьера» лучшим фильмом 1987 года. В прокате он занял 6-е место, собрав 32 миллиона зрителей. Фразы из фильма, ставшие крылатыми: А что, если этим дыроколом да по башке?! (Макаров)-Иван. Степан Афанасич, какое у вас самое заветное желание? Макаров. Чтобы в Московской области атмосферное давление не падало ниже 740 градусов. Иван. Это еще зачем? Макаров. Рыба лучше клюет! Иван. А я мечтаю, чтобы коммунизм на всей земле победил. Мальчиков у нас действительно дефицит, но не до такой же степени. Иван. Базин, а вот у тебя какая мечта? Базин. Пальто купить. Иван. На, держи. И мечтай о чем-нибудь великом. А можно я вас буду папой называть? (Иван)-Профессор Кузнецов. А на что семью содержать будете? Иван. Трудности нас не пугают. Работать будем. Я немного пишу. Профессор Кузнецов. Да-с, и что? Интересно было бы послушать. Иван. Ну вот, из последнего. Я памятник себе воздвиг нерукотворный. К нему не зарастет народная тропа…-В зоне. Пять лет отсидел. От звонка до звонка. У тебя спиртяги нет? (Иван)-Ко мне нельзя, у меня тетка с семьей в гости с Таллина приехала. Голова идет кругом от этих провинциалов (Базин). Мы, наше поколение, желаем знать, в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание (Олег Николаевич). Носки тоже снимать? (Иван)-Основной принцип моего существования-служение гуманистическим идеалам человечества (Иван). Иван. С детства мечтал стать шестеркой. Мать. Тогда можешь считать, что тебе крупно повезло. Иван. Так форточку-то открывать? Макаров. Не надо, и так полегчало. Катя. Что будем делать? Иван. Целоваться. Зинаида Павловна. А вот я загадала бы желание, чтобы выйти замуж за японца! Макаров. Почему это за японца-то? Зинаида Павловна. А у них технология самая передовая! Макаров. А грузин тебя не устроит? А то у меня есть один знакомый!-Мать. Я подыскала тебе место. Иван. Надеюсь, не ниже замминистра?-Я смотрю телевизор и хорошо знаю современную молодежь. У нас замечательная молодежь. Тронутый немного. С молотилки упал (Катя). Дарвин тоже плохо начинал, зато как кончил! (Иван)-Обозвать человека не сложно! (Иван)-У меня на даты память плохая (Иван).