Лесная песня  Лесная песня  Лесная песня  Лесная песня  Лесная песня  Лесная песня  Лесная песня  Лесная песня  Лесная песня  Лесная песня

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Лесная песня

Лесная песня

1980, «Киностудия им. А. Довженко»
Режиссер, сценарист и оператор Юрий Ильенко, композитор Евгений Станкович
В ролях Людмила Ефименко, Виктор Кремлев, Майя Булгакова, Иван Миколайчук, Людмила Лобза, Борис Хмельницкий, Виктор Демерташ, Нина Шацкая, Светлана Сергеева, Филипп Ильенко, Валентин Ходулин, Владимир Федоров

Фильм снят по одноименной драме-феерии Леси Украинки. Красивая, трагическая лесная сказка о том, как царица леса-лесная русалка Мавка и Лукаш-простой сельский юноша, полюбили друг друга. Но чары леса не смогли отвлечь человека земли от его повседневных забот, Лукаш предал их чувство, за что и был лишен своего музыкального дара-способности играть на сопелке. Великодушная Мавка откупает талант любимого ценой своей жизни…
Экранизация драмы Леси Украинки могла, наверное, стать почти эталоном авторского кинематографа. Не стала…Почему? Ведь после нескольких попыток освоить новые жанрово-тематические пласты Юрий Ильенко возвратился здесь к тому, с чего, собственно, начал. К мифу, преданию, легенде. Что это-начало с белого листа? Желание, пройдя прежний путь, обнаружить упущенное, не замеченное когда-то? Быть может. Но странное дело-в своих первых фильмах Юрий Ильенко сумел добиться гармонии формы и содержания, а в «Лесной песне», похоже, и не стремился к этому. Только так, видимо, объясняется явный перекос в, казалось бы, волшебной феерии. Вместо воздушно-переменчивой Мавки на экране-тяжеловато-рельефная, подчеркнуто материальная героиня. А чарующие переливы ее бездонных глаз уступили навязчивой демонстрации смелых вязанных одежд, выдержанных в стиле ретро…Правда, авторы фильма пытаются сыграть за актеров операторскими приемами-круговыми панорамами, использованием широкоугольной оптики, ручной камеры. С каждым кадром красота в картине все больше и глубже засасывается красивостью. Так импозантная внешность Бориса Хмельницкого, одетого в огненно-красные одежды, кажется взятой из другой оперы и плохо стыкуется с настоящим огнем, вспыхивающим на экране. А талантливый актер Иван Миколайчук запоминается, пожалуй, лишь роскошными мехами шубы и шапки…Бесспорно, передать зыбкость, ирреальность лесных духов в игровом кино сложно. Куда проще представить себе «Лесную песню», к примеру, в анимации, с ее неограниченными возможностями образной трансформации. Но в прежних работах Юрий Ильенко не раз доказывал, что ему под силу самые трудные задачи. Здесь же создается впечатление исчерпанности творческого метода. Причем речь идет не о топтании на месте, но о значительном шаге назад от уровня, с которого начиналась биография режиссера в искусстве. Отсюда возникает парадокс-картина, где каждый кадр буквально кричит о талантливости автора, оказалась неудачей. Конечно, и здесь можно говорить о своеобразном звукоряде, о впечатляющей силе отдельных символов. Но частные удачи не меняют главного-претенциозной красивости, псевдопоэтичности фильма, наполненного многозначительными длиннотами. Фильм-узор. Фильм-вышивка, где порой теряется чувство меры и вкуса. Фильм, где чувства словно застыли в ледяном зеркале экрана.