Москва в Октябре

1927, 70 мин., «Межрабпом-Русь»
Режиссер Борис Барнет, сценарист Олег Леонидов
В ролях Василий Никандров, Иван Бобров, Александр Громов, Николай Романов, Анна Стэн, Яков Толчан

Киноинсценировка исторических событий, юбилейная постановка-к десятилетию Октябрьской революции-посвящена революционным событиям в Москве…
Снявший фильм Борис Барнет (1902-1965)-советский кинорежиссер, актер и сценарист. Барнет родился в Москве в семье английских ремесленников. Его дед был потомственным печатником, приехавшим в Российскую империю из Великобритании. Он владел типографией, которая перешла по наследству к отцу Барнета, а от него-к старшему брату Бориса. С приходом к власти большевиков в 1917 году, типография была национализирована, сам же Борис Васильевич решил связать свою жизнь с искусством. В 1920 году, в возрасте восемнадцати лет Борис уходит добровольцем в Красную армию и попадает на Юго-Восточный фронт, где служит санитаром. Окончил Главную военную школу физического образования трудящихся при Главном управлении военных учебных заведений в Москве, после окончания которой зачислен в штат школы как преподаватель по боксу. Выступал на ринге как профессиональный боксер. На одном из боев Барнета замечает режиссер Лев Кулешов и приглашает его на роль ковбоя в своей кинопостановке «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924). Это было первое знакомство Бориса Барнета с кинематографом и его первая роль в кино. Учился в Государственном Техникуме Кинематографии. После съемок в «Мистере Весте…» Барнет пишет киносценарий «Четыре шайки» и, в надежде заработать, относит его в сценарный отдел «Межрабпомфильма». Денег ему не заплатили, но сочинение понравилось, и уже через несколько месяцев Борис Васильевич приступает к работе над сценарием для новой фильмы «Мисс Менд» (1926) по одноименному» роману Мариэтты Шагинян. В 1920-30-х годах Борис Барнет работает в пролетарском игровом кино уже как режиссер-постановщик и продолжает сниматься как актер. Заметным успехом советского кинематографа стала звуковая лента, снятая Борисом Барнетом, «Окраина» (1933). В этом фильме, повествующем о периоде Первой мировой войны, через судьбы людей провинциального городка показаны последние годы существования Российской империи. Барнет использовал новаторские приемы монтажа и преподнес тему войны и революции в небольшом городке с совершенно неожиданной стороны. В фильме своеобразно сплетены патетические и лирические начала. В 1934 году фильм получил Кубок Муссолини на Втором Венецианском кинофестивале в Италии. В 1940 году на киностудии «Мосфильм» по сценарию, написанному Михаилом Вольпиным и Николаем Эрдманом, Барнет снял кинокомедию «Старый наездник» о заслуженном жокее, бегущем от неудач на ипподроме в родную деревню. Премьерный показ состоялся в январе 1941 года, в московском Доме кино. Коллеги и критики восторгались работой, называя «Старого наездника» «первой настоящей советской звуковой комедией», но фильм был снят с проката и запрещен А. А. Ждановым. С началом Великой Отечественной войны Борис Васильевич, как и большинство деятелей советского искусства, работает над созданием героико-патриотических образов в отечественном кинематографе. Со своими фильмами и бригадами артистов посещает госпитали и воинские части. Наиболее известный послевоенный фильм Бориса Барнета «Подвиг разведчика» (1947) пользовался большой популярностью у зрителей. По мнению коллег по жанру, «Подвиг разведчика» заложил основу традиции героико-приключенческих фильмов в советском киноискусстве. Снятые Барнетом в 1950-х годах фильмы оценивались критиками и прессой того периода не столь высоко. Историческая драма «Аннушка» (1959)-одна из немногих работ режиссера, которая пользовалась зрительским успехом. Следует вспомнить и «цирковой фильм» 1957 года «Борец и клоун», снятый режиссером на киностудии «Мосфильм», к работе над которым Барнет подключился после внезапной кончины Константина Юдина, уже на стадии съемочного процесса. Последним фильмом режиссера Барнета стал «Полустанок», снятый им в 1963 году на киностудии «Мосфильм», по сценарию, совместно написанному с ленинградским прозаиком Радием Погодиным. В 1964 году режиссера приглашают на Рижскую киностудию ставить историко-приключенческую драму «Заговор послов» об известной операции ЧК в годы Гражданской войны. Во время затянувшегося подготовительного периода Борис Барнет покончил с собой в рижской гостинице 8 января 1965 года. Художнику чувственно-эмоционального восприятия жизни уже не хватало физических сил для адекватной реакции на нее, а это для Барнета было главным условием творчества. В предсмертном письме Барнет писал о старости и усталости и о том, что потерял веру в себя, без которой невозможно работать, а следовательно, жить. Похоронили Барнета на Втором Лесном кладбище, в Риге на Аллее старых большевиков.