Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни  Навстречу жизни

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Навстречу жизни

Навстречу жизни

1952, 77 мин., «Ленфильм»
Режиссер Николай Лебедев, сценарист Екатерина Виноградская, композитор Василий Соловьев-Седой
В ролях Надежда Румянцева, Владимир Соколов, Георгий Семенов, Василий Меркурьев, Сергей Гурзо, Виктор Хохряков, Анатолий Кузнецов

По мотивам повести Ивана Василенко «Звездочка». Одному из ленинградских ремесленных училищ поручен важный государственный заказ на изготовление партии новых станков. В пылу энтузиазма не все ребята трезво оценивают свои возможности. Бригада девочек во главе с Марусей Родниковой предлагает перейти на скоростное резание, а бригада мальчиков внесла предложение заменить ученические нормы рабочими. Нарушение трудовой дисциплины приводит Марусю к поломке станка. Родникова тяжело переживает случившееся. Она убеждается в правоте своего друга Паши Сычева, который, не увлекаясь радикальными новшествами в токарном деле, научился экономить время на рабочих операциях. Товарищи помогают Родниковой выработать в себе дисциплинированность и собранность. Ребята выполнили госзаказ с отличной оценкой. Кончается учеба в училище, выпускники разъезжаются по разным предприятиям и стройкам Союза…
Николай Иванович Лебедев-один из тех немногих советских кинорежиссеров, кто посвятил все свое творчество детям. Как у каждого художника, у него есть и большие радостные победы и фильмы, в которых что-то не получилось, ускользнуло в сложном процессе рождения картины. Но когда думаешь обо всем, что сделал для детей режиссер, труд его вызывает чувство глубочайшего уважения. Более сорока лет он работает только для юного зрителя, изучает его, никогда не изменяя ему, не уходя даже на время во «взрослое кино». По фильмам режиссера можно проследить, как менялось детство маленьких граждан нашей страны, каким тяжелым оно было для детей трудового люда в предреволюционные годы, в годы гражданской войны, каким светлым и радостным оно стало в годы Советской власти. Герои Лебедева узнали боль утрат и горе в дни фашистского нашествия, мужали в борьбе, становясь в одну шеренгу со старшими братьями и отцами, чтоб защитить от захватчиков свою Родину. Лебедев-истинный знаток ребячьих душ, он понимает интересы, желания детей, умеет увлечь их в мир революционной романтики. В огромной стране, именуемой детством, режиссер находит для себя самое дорогое, хотя и самое сложное: его интересует главным образом тот возраст, когда маленький человек, оставаясь еще ребенком, уже чувствует себя полноправным взрослым. Это подростки, их жизнь, их проблемы, формирование характера. Это время, когда закладывается все лучшее, что проявится в характере позднее, и все то «трудное», что мешает человеку стать полезным членом общества. Всем своим творчеством Лебедев как бы говорит: уважайте человека в подростке, умейте увидеть в нем качества, которые впоследствии помогут ему стать замечательным гражданином нашей страны, готовым на подвиг, на добрые дела, но помните при этом, что он все-таки еще и ребенок, часто поступающий по логике детского мышления. Дети в фильмах Лебедева совершают подвиги, и то, как они их совершают, нередко ошеломляет, удивляет, даже кажется нелогичным, невозможным с «взрослой» точки зрения. Художник же верит своим героям, он мог бы, как и Сент-Экзюпери, сказать, что ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Поэтому-то дети у него лихо скачут на тачанке во главе наступающих войск, бесстрашно спасают большевика, преследуемого полицией, привозят эшелоны хлеба в голодающий Питер. Прежде чем стать кинорежиссером, Лебедев несколько лет был актером, снимался в фильме «Декабристы», где играл роль князя Оболенского, в картине «Дворец и крепость» и других работал ассистентом режиссера и, только изучив всесторонне процесс съемок, перешел на режиссерскую работу. К детям и подросткам Лебедев пришел в самом начале своего творчества: он навсегда запомнил улыбку детей, смотревших его первый «немой» фильм «Настоящие охотники» (снятый им совместно с режиссером Н. Угрюмовым). Зритель просто-напросто покорил режиссера. «С этого дня я и стал режиссером картин для детей. Меня подкупила непосредственность детского восприятия, их открытое, лишенное всякой дипломатии отношение к героям. Более благородного и чуткого зрителя, чем дети, я не видывал»-рассказывал он позднее. С этого первого просмотра Лебедев, снимая фильмы, знал, что у него есть «своя» аудитория, что «его зритель» ждет от кинематографистов фильмов увлекательных, фильмов «про себя». В «немой» период киноискусства Лебедев поставил еще два фильма для детей, один из которых, «Товарный № 717», не сохранился до наших дней. Другая картина, «Солдатский сын», свидетельствовала о рождении настоящего кинематографического художника. В этом фильме наметилась основная черта его творчества-стремление открыть юному зрителю мир героики, романтики, мир, в котором дети живут полнокровно, участвуют в настоящей жизни как маленькие граждане своей страны. Созрела мечта художника-проникнуть в душу подростка, познать его психологию, создать героя, которому бы дети захотели подражать. В своем первом фильме «Настоящие охотники» художник касался жизненных проблем еще в рамках несколько искусственного сюжета, упрощенно противопоставляя мнимую и истинную романтику. В фильме «Товарный № 717» режиссер, наоборот, делал своих юных героев вершителями судеб взрослых, способными решать сложнейшие жизненные вопросы и производственные дела. Все это было данью времени, закономерным просчетом молодого режиссера, ищущего для своего зрителя выражения гражданской темы. И только в своем третьем фильме для детей, «Солдатский сын», который был снят Лебедевым по собственному сценарию, режиссер находит многие верные художественные решения героической темы-важнейшей для детского кино. Здесь есть и настоящий герой-подросток, и подлинная жизнь, в которой мальчик порой теряется, но, оставаясь героем, решает, пусть по-детски, многие жизненные вопросы. Эта связь героя с жизнью в пропорциях разумных и реальных в период становления детского кино вовсе не была аксиомой. Нужны были творческие открытия, глубокое знание жизни подростков, вера в них. Лебедев был предельно искренен в своих фильмах, нередко он воспроизводил в них мысли и чувства своего собственного детства. Николка Чижов, герой фильма «Солдатский сын», испытывает на себе все жизненные тяготы эпохи царизма. Мальчика исключают из школы за то, что он задает «богохульный» вопрос. Он становится свидетелем рабочих волнений, избиения рабочих конной полицией. Он видит, как, защищаясь, отец убивает жандарма. Много горя у мальчика-такова была жизнь тех лет, когда дети разделяли с отцами их трудную участь. Лебедев все это пережил сам, многое написал по личным воспоминаниям, взволнованно и страстно. Тон картины безрадостен, суров, автор честно рассказал о том, что было. Дети нашего времени должны знать правду о прошлом, и большая заслуга режиссера в том, что он не упустил вторую и главную задачу: не только рассказать, что было, но и показать настоящего героя-подростка, того, кто выстоял, не согнулся под тяжким бременем, кто не мог жить иначе, чем он жил, не мог не бороться. Близкий по возрасту герой приближает события к современным детям, они могут идентифицировать себя с полюбившимся им образом, воспринять сердцем все, что происходит с героем. В этом ключ к детскому зрителю. И не только детскому. Ведь детские фильмы смотрят и взрослые. Нередко картины, созданные для детей, бывают хорошими пропагандистами и за рубежом. «Солдатский сын» в числе других был известен во многих странах: «Один из крупных советских фильмов можно посмотреть сейчас впервые. Все события в фильме показаны через призму видения молодого паренька. «Солдатский сын» дает живую картину развития классового сознания русских рабочих в стачечных битвах и революционного брожения, ведущего от генеральной репетиции 1905 года к Октябрьской революции. «Солдатский сын» полон юмора, драматизма и подлинного веселья в большей степени, чем любая продукция голливудской фабрики одурманивания». Сейчас, когда уже известны многие эстетические параметры детской картины, когда доказано, что с детьми должно и можно говорить обо всем-даже сейчас тематическое направление картины все же остается решающим фактором. Но тем, кто, подобно Лебедеву, создавал советское детское кино, приходилось многое в своих фильмах просто-напросто открывать. Поэтому так важно отметить в творчестве Лебедева тематическое многообразие, а главное-попытку освоить новый, самый современный жизненный материал. Сразу же после фильма «Солдатский сын» режиссер создал свою последнюю «немую» картину-«На Луну с пересадкой»-обратившись к самому популярному тогда и увлекательному для детей материалу-авиамоделизму. Примечательны некоторые сюжетные линии данного фильма. Изобретательству главного героя-школьника помогают взрослые-начальник политотдела, прилетевшая в колхоз летчица. Автор сценария А. Пантелеев и режиссер делают все, чтобы воссоздать правдивую атмосферу, показать все так, как и происходит в жизни. Немаловажно и то, что авторы стремились связать фантазию детей с реальными событиями. Создатель планера школьник Леня Глебов участвует в соревнованиях, происходящих в Коктебеле. Он добивается успехов, его мечта осуществляется. В таком решении авторы видели воспитательный смысл картины. Им хотелось, чтобы дети поверили в рассказ, узнали подлинные дела маленьких современников. Первым звуковым фильмом Лебедева был «Федька», повесть о гражданской войне. 1919 год. Море крови заливает Украину. Дети становятся свидетелями жестоких расправ. У героя фильма казнят отца-председателя сельсовета. Смерть эта ожесточает мальчика. Детство кончилось. В душе зреет мысль о мести. Но жизнь учит Федьку, что не месть должна владеть и править человеком. Постепенно он вернее понимает окружающее и становится настоящим бойцом Красной Армии. И вот уже он, подобно Чапаеву, несется на тачанке среди наступающих войск. Режиссер не боялся обвинений в подражании «Чапаеву». Он умышленно сделал похожий кадр, так как знал, что его зритель хотел видеть своего сверстника настоящим бойцом, что он завидовал Федьке. Быть в настоящем бою с врагом, равным среди воинов, мчаться на тачанке-да разве это не мечта и многих современных мальчишек? А ведь фильм о гражданской войне-это для детей почти документ, это для них не вымысел, а подлинная история. Вот этой героикой и увлекает художник своего зрителя: он с первых шагов своего творчества понял, что героическая тема больше других любима детьми, потому что связывает их с настоящей жизнью, заставляя верить, что возраст-не помеха подвигу. Ей-то режиссер и посвящает в дальнейшем большинство своих фильмов. Эту романтику искал Лебедев и в биографии С. Буденного, в ярких эпизодах его детства. Картина «Детство маршала», снятая по книге «Хуторская команда» И. Всеволожского, выдержала проверку временем. В числе лучших картин она была восстановлена и в конце 1960-х годов снова выпущена на экран под названием «А крепость была неприступная». Известно, что С. М. Буденный одобрительно относился к картине и, подшучивая, жалел, что режиссер не показал его, въезжающего на коне в горящую избу. В 1939 году Лебедев ставит фильм «Наездник из Кабарды» по сценарию А. Попова. Все в этом фильме есть, казалось бы, для увлекательного зрелища. Действие происходит в живописном кабардинском ауле. Дети заняты интересным делом: они воспитывают коней для Красной Армии. Есть даже трудовой подвиг мальчика: он вырастил из самого слабого жеребенка быстроногого скакуна-гордость колхоза. Есть, наконец, в фильме скачки, всегда столь эффектные на экране. Но фильм не стал любимым детским произведением. Решение патриотической темы носило в этом фильме несколько поверхностный характер. Фильм прошел незаметно, но в биографии художника он сыграл важную роль: режиссер познакомился с писателем Александром Поповым, с которым впоследствии создал несколько интересных картин. С 1941 по 1945 год, то есть всю Великую Отечественную войну, Николай Иванович Лебедев был на фронте, а, возвратившись на родной «Ленфильм», снова стал работать для своего любимого зрителя-для детей. В 1950 году его фильм «Счастливого плавания», снятый по сценарию А. Попова, получил Государственную премию. Это был первый случай, когда картина для детей стала в один ряд с теми фильмами, которые получили столь высокое общественное признание. Это была победа советской детской кинематографии, которая к тому времени стала уже самостоятельной областью киноискусства, имела свою студию, своих режиссеров и в мире была лидирующим отрядом детского кино. Драматическая повесть об учениках Нахимовского училища-фильм «Счастливого плавания», в отличие от первой совместной работы с А. Поповым, обладал не только выигрышными зрелищными атрибутами, но по самой своей сути был волнующим детей, глубоким, проблемным произведением. Авторы стремились проникнуть в психологию подростков и помочь своему зрителю усвоить нравственные принципы, моральные критерии-ту основу, на которой держатся в советском обществе отношения учеников между собой, а также между ними и воспитателями. Повесть эта не только раскрыла многие сложности в становлении характеров, но и поведала о высоком нравственном отношении людей друг к другу, о подлинном гуманизме нашего общества. На одну из главных ролей воспитателя и командира пятой роты Левашова Лебедев пригласил выдающегося артиста нашего времени-Н. Черкасова. Режиссеру важно было, чтобы зрители обязательно полюбили этого человека, почувствовали в нем друга, привлекающую детей значительную личность. Герой Черкасова-это по-настоящему яркий, умный, интересный человек, идеальный воспитатель, о котором дети могли только мечтать. Впоследствии Лебедев говорил: «В определенных условиях игра перед киноаппаратом превращается для детей в жизнь: в такие минуты их пе надо учить естественности. Она возникает сама собой. И посредственному актеру трудно дотянуться до такого уровня. Зато настоящий мастер, снимаясь с детьми, получает большое творческое удовлетворение. Так было и с Черкасовым в фильме «Счастливого плавания». Блестящий актер-это совсем не частое по тем временам явление для детского фильма. Как часто в детской картине образы взрослых бледны и невыразительны. А между тем так важно, чтобы «взрослый мир» в картине для детей был но-на- стоящему умным, служил примером детворе. Успех фильма «Счастливого плавания» был закономерным. У картины много настоящих поклонников, и среди них-космонавт Герман Титов. Он писал о ней восторженно, особенно о ее нравственной силе, отмечая, как выразительно показаны в ней товарищество, жизнь нахимовцев на корабле. Детская кинематография развивается в общем кинематографическом русле. Поэтому естественно, что, хотя она имеет свои специфические задачи, в ней находят отражение те же влияния и тенденции, которыми определяются пути развития всего киноискусства. Вот почему не избежал общих веяний и фильм Лебедева «Навстречу жизни» (сценарий К. Виноградской по повести И. Василенко «Звездочка»). Он был поставлен в 1952 году, в период расцвета так называемой «теории бесконфликтности». Поэтому в нем ощущается некоторая сглаженность действительных противоречий, а трудности переведены, так сказать, в ранг недоразумений. Разодетые, как манекены, дети призваны были воплощать счастливое, безоблачное детство. Не ощущалась подлинная, серьезная жизнь. Сюжет был нарочито переведен в мир детства, в котором нет конфликтов, все улаживается, разъясняется. И хотя в фильме хорошо играли дети, яркий образ создал известный артист В. Меркурьев-все же фальшивые интонации лакировки и упрощенчества испортили замысел хорошей книги, по которой создавался фильм. Проблемы нравственного воспитания детей и подростков продолжали волновать режиссера, и он обратился к повести Б. Изюмского «Алые погоны». Записки воспитателя Суворовского училища почти документально воспроизводили быт суворовцев, характерные для этой среды конфликты. Это был интересный материал для кинематографического произведения. Сценарий, написанный автором повести вместе с Л. Жежеленко, не повторял литературное произведение. Он был переведен в жанр драмы. Частично утерянная документальность восполнялась в фильме «Честь товарища» острым сюжетом, столкновением различных характеров воспитанников. И если при закономерном сокращении большой по объему повести, безусловно, ушла ее многогранность (материала ведь там было не на один сценарий), то появились другие качества, компенсировавшие эту потерю. Действие фильма приобрело напряженность и ту занимательность, которые так необходимы детскому зрителю. Подлинная жизненность этой картины, ее правдивость заключена была и во втором плане, во всей атмосфере, и главное, она возникла благодаря поразительному умению режиссера достичь естественного, непринужденного поведения юных героев. Точной работой с молодыми исполнителями режиссер добился того, что «вечные» проблемы юношеского индивидуализма, хоть и разрешаются они в сценарии традиционно благополучно, хоть и в сюжете нет особой глубины, безусловно, волнуют зрителя. Нельзя не поверить правдивой, искренней игре маленьких актеров. Умение режиссера создавать точную жизненную атмосферу-характерное качество его мастерства. Лебедев увлекается всем, что происходит с его героями, он живет вместе с ними, понимает, что любые коллизии для них очень серьезны. Это умение сердцем понять своих героев накладывает на фильмы, созданные им, эмоциональную окраску. Никогда его фильмы не бывают холодны; живая взволнованность, искренность-привлекательные черты творчества Лебедева. Режиссер верит, что его герои-будущие офицеры Советской Армии, а сейчас воспитанники Суворовского училища-должны быть людьми высокой морали. И именно сейчас за моральный проступок воспитанник должен быть не просто наказан, он должен сам преодолеть до конца свою слабость, сам переоценить свое отношение к товарищам. Именно сам ошибающийся должен понять свою ошибку. И если взрослым происходящее может показаться проще, чем есть на самом деле, то режиссер знает, как все сложно для его героев. Сложно, но не невозможно. Надо только этому процессу нравственного самовоспитания помочь. Отсюда и острота коллизий и их благополучное разрешение. Юному зрителю нужен такой благополучный исход. В 1957 году на экраны выходит поставленный Лебедевым по сценарию Е. Митько фильм «На переломе». Приевшееся сглаживание конфликтов, превалирование искусственных розовых тонов вызвало своеобразную реакцию. Но при этом вместо серьезного исследования подлинной действительности некоторые художники в те годы якобы во имя драматизма стали искусственно нагнетать черные краски. Так было и в фильме «На переломе». Мрачная история сироты Виктора Цаплина-дань этой тенденции. Правда, гуманизм, присущий всему творчеству Лебедева, вера в доброту человеческую, в благотворную, исцеляющую атмосферу, в которой живут советские люди, заставили режиссера искать для фильма оптимистические тона. Финал картины благополучен: запутавшийся в бедах юноша выходит на правильный путь, обретает себя в труде. Однако финал не мог изменить сущность произведения. Скопление мелких бытовых конфликтов, характеризующих трудное детство героя, сделало фильм не только безрадостным, но беспросветным. Тяжелая жизнь с мачехой, подозрения в воровстве, исключение из училища и многое другое-все это было не просто мрачно, а как-то однозначно по характеру. В фильме отсутствовали полутона: только черные и белые краски. Даже высокий профессионализм режиссера не смог преодолеть искусственность и однообразие сюжета. И как ни трудна жизнь героя фильма, она мало чему учила юного зрителя. В полной мере талант Н. Лебедева вновь заблистал в фильме «Андрейка», снятом по сценарию А. Попова. Фильм посвящается авторами «тем, кто с юных лет беззаветно боролся за великое дело Ленина». Снова режиссер возвращается к революционной эпохе. Июльские дни 1917 года. Петроград. Сложное и бурное время. Полицейские ищейки гонятся за Лениным. Рабочая окраина Охта живет напряженной жизнью. Революционные традиции питерского пролетариата, его солидарность определяли главное в этой жизни. Естественно поэтому, что дети рабочих ранее других узнают о революционном долге, о борьбе своих отцов и продолжают эту борьбу, хотя еще чисто по-детски. Герой фильма Андрейка-образ правдивый и глубокий. Жизнь мальчика-это повесть об открытии мира, о знакомстве с настоящими людьми, с настоящими делами взрослых, обо всем, что так важно узнать юному зрителю. Андрейка познал в жизни много горького. Он пережил первый крупный обман: «дядя Витя», которому он так по-детски доверился, оказался шпиком. Видел мальчик и смерть. На его глазах жандармы арестовывали отца, обыскивали дом. Однако все это и есть жизненная борьба, в которую часто бывают вовлечены дети. Авторы правдивы в своем рассказе: они делают Андрейку участником подлинной жизни, но не заставляют его какими-либо непосильными для его возраста делами и подвигами определять направление событий, или, как это иногда бывает в плохих фильмах, решать их исход. Своей правдивостью фильм приближает советских детей к историческому прошлому нашей родины, заставляя юных зрителей по-настоящему волноваться за их сверстника и даже кое в чем завидовать ему: ведь жизнь Андрейки соприкасалась с великими событиями революции, и он для них-настоящий герой. И снова после фильма о прошлом-фильм о наших юных современниках, поиски героя, живущего рядом. «Девчонка, с которой я дружил» (сценарий А. Попова), по словам Лебедева, одна из его любимых картин. Скромный, всегда прислушивающийся к замечаниям, режиссер не принял в данном случае довольно строгого приговора критики. Не принял потому, что известно, как горячо отнеслись к фильму дети. Пожалуй, самое большое количество писем Лебедев получил от детей после выхода на экраны этой картины. Проблема «ножниц» между оценкой некоторых фильмов детской аудиторией и критикой не столь уж простая. И фильм Лебедева тому пример. Что увидели в фильме дети, и почему картина стала им близкой? Они увидели «свою» жизнь, свои маленькие, недействительно существующие конфликты. Авторы их угадали, наблюдения их оказались для детей точными. Все в фильме было так, как и бывает в жизни. С первого взгляда герой не понравился девчонке, приехавшей жить в их дом, ему казалось, что она постоянно издевается над ним, что она этакая задавака. Он дал тогда себе слово никогда в жизни не водиться с девчонками и презирать их. А потом оказалось, что сила этой хорошей девочки, естественность ее поступков и суждений оказали большое облагораживающее влияние на героя, они стали друзьями. Этого не поняли окружающие, их дружба была чуть не разрушена грубым вмешательством сверстников. Но в том-то и сила девочки, что она борется за дружбу. Хорошая девочка, хороший, понимающий чувства детей взрослый (отец Нади)-вот главная притягательная сила фильма. Таких героев дети ждут, любят, понимают, не замечая подчас чисто умозрительных драматургических ходов сценария, грубых швов в развитии сюжета фильма. Дети принимают за истину любой, пусть незамысловатый, сюжет, если полюбят героев, если узнают в их облике желаемые и близкие им черты. Вечная проблема дружбы мальчика и девочки нашла в фильме интересное решение. Поэтому-то дети и не заметили некоторых прямолинейных слов и не менее прямолинейного драматургического построения. Они поверили в реальность и Нади и Феди, они узнали «свою» жизнь, свои конфликты. А мы ведь нередко забываем, что обыденная, с нашей точки зрения, жизнь детей только нам, взрослым, кажется бесконфликтной, спокойной. Для детей она полна своих бурь и страстей, понятных только им. И эту подлинную атмосферу жизни точно передал опытный, знающий своего зрителя режиссер. Ну, а критика-она заметила в первую очередь другое. Что же, и она по-своему права. После выхода на экраны фильма «Мандат» Лебедева вместе с авторами сценария А. Власовым и А. Млодиком также обвиняли в прямолинейности сюжетных решений и даже неправдоподобии обстоятельств. А события действительно невероятные. Мальчик, единственный оставшийся в живых из всего продотряда, привозит эшелон с хлебом в голодающий Питер. Вместе с двумя встретившимися ему по пути ребятишками он при помощи захудалых кляч сдвигает с пути состав, а на вагонах, чтобы не разграбили хлеб, пишет страшное слово «тиф». Возможны ли были подобные дела? Мне кажется, что в данном случае этот вопрос неверно поставлен: не простая житейская достоверность измеряет здесь правдивость художественного произведения. Истинная правда фильма заложена в достоверности характера Глеба, в чисто детской логике его поведения. Взрослый бы не поступил так, как Глебка. А он-смелый, находчивый мальчик-действовал по своим мальчишеским законам. Он прав и поэтому понятен детям, принявшим этот фильм с энтузиазмом. Ведь перед ними предстал герой-ровесник-и при этом настоящий герой! Романтическая, а не бытовая, приземленная правдивость определяет характер действия в фильме. И юный зритель верит происходящим событиям, потому что он, как правило, настраивается на эту романтическую волну легко и свободно. В этом совпадении «передающего» и «воспринимающего»-залог настоящей близости режиссера со своими зрителями. Пожалуй, самая важная особенность творчества Лебедева, делающая его фильмы близкими детям-знание детской психологии. О чем бы он ни рассказывал, он повествует для детей и с точки зрения детей. Как-то в рецензии на его фильм критик верно подметил, что в последние годы дети стали героями большого количества фильмов. Но они-дети-присутствуют там, чтобы помочь взрослым разобраться в сложных морально-этических проблемах. В фильме же Лебедева, наоборот, взрослые присутствуют для того, чтобы дети могли разобраться в своих проблемах, в своих отношениях. Лебедев умеет так сопоставить мир детей и взрослых, что суть повествования у него всегда бывает обращена к детям. Он для них ведет рассказ, их знакомит с жизнью, нередко не то чтобы забывая о взрослом зрителе, но призывая и его вспомнить свое детство, сойти с пьедестала «взрослости» и стать равным другом юного зрителя. И все же, хоть фильмы Лебедева всегда адресованы детям, лучшие из его картин познавательны и для взрослых. В них открыт сложный и содержательный мир ребенка, подростка, которых так глубоко знает и хорошо чувствует художник. Яркий пример тому картина «Зимнее утро». Это одна из лучших картин режиссера. Посвящая этот фильм войне, рассказывая о трудных днях жизни ленинградцев, Лебедев стремится выйти за пределы бытописания и поставить проблему широко, философски. «Зимнее утро» это не просто еще одна история маленькой ленинградки во время блокады. Это попытка рассказать о том, что означало мужество детей во время войны, откуда оно бралось, как помогало жить. На первых кадрах, в которых использована, кстати, и хроника, цитируются слова Гитлера: «Основание Санкт-Петербурга Петром Великим было фатальным событием в Европе, и поэтому Санкт-Петербург должен полностью исчезнуть с лица земли». И вот, сидя в бомбоубежище осажденного города, советский ученый говорит людям о том, что каждый человек должен жизнью своей или смертью доказать, что нельзя никакими самыми чудовищными, жестокими средствами превратить человечество в троглодитов. Он говорит это взрослым людям. И начинается повесть о Кате-о маленькой ленинградке, выстоявшей и спасшей жизнь еще более слабому, беззащитному ребенку. Повесть воскрешает одну из самых тяжелых страниц истории Великой Отечественной войны-ленинградскую блокаду. Одно из самых трудных испытаний, выпавших на долю советских людей, советских детей в те годы. Все это передано в фильме в деталях скупых, но убедительных. Главное же в картине режиссера-рассказ о мужестве, о вере в жизнь и о том, как маленькой девочке помогли выжить высокие принципы морали, советской морали. Когда все, казалось бы, должно кончиться в жизни, не было уже сил пойти в убежище, за хлебом постоять-ответственность за другого человека, более слабого мальчика, заставила героиню жить, бороться за жизнь. Голодная, почти умирающая, осталась она одна в холодном доме, и не было ни сил, ни желания бороться за себя и свою жизнь, но случайно попавший к девочке ребенок нуждался в ее заботах. Именно эта свойственная советским людям ответственность за рядом стоящего подняла и ее самое к жизни. И еще одно: маленькая девочка не просто боролась за существование, она воевала с врагом, она знала, что выжить-это значит победить, это самое главное, что она должна сделать вопреки всем нечеловеческим испытаниям. «Передохнут все фашисты вместе с Гитлером, а мы будем жить»-говорила она своему подопечному. Ее жизнь это борьба, и об этой борьбе, об этой стойкости советских людей и повествует режиссер, обращаясь к детям. Он знает, что именно через жизнь сверстников им легче понять эпоху, все то, что было в годы войны. Он верит, что детей надо и «не уча» учить. Они ведь должны узнать об основах нравственности, должны уметь задумываться о жизни, о том, что в человеке хорошо и прекрасно, а что в нем отрицательно. Картина «Зимнее утро» получила первую премию на Московском Международном фестивале. Характерно, что многие члены жюри говорили о фильме как о произведении, которое им, взрослым, многое раскрыло в морали советских людей, в образе нашей жизни. Как важно, чтобы это произведение увидели в других странах, чтобы помогло оно понять многое в жизни советского общества-говорили наши друзья. И хотя жюри состояло из людей, заинтересованных в развитии именно детского кино, столкнувшись с серьезным фильмом Лебедева, они говорили о нем как о произведении, в равной степени интересном и взрослому зрителю. Так случается, когда фильм как явление искусства отражает важные стороны действительности. Тогда-то фильм становится интересным не только детям, для которых он создан, но и взрослым. Очень часто после выхода фильма на экран дети пишут режиссеру письма с просьбой снять еще одну картину с теми же героями, рассказать, что же произошло с ними в дальнейшем. Так было после фильма «Зимнее утро», так произошло и после картины «Найди меня, Леня», снятой по мотивам повести В. Осеевой «Динка» (сценарий В. Вахтина). Веселая, честная, способная на решительные поступки, умеющая хранить тайны Динка полюбилась зрителю. Дети спрашивали о том, что же будет дальше, найдет ли ее Леня, смелый подросток, помогавший подпольщикам. Леня, ушедший «в жизнь», чтобы стать вольным человеком, чтобы бороться с царизмом вместе со взрослыми. В этом фильме поразительно показывается природа. Дети растут на берегу Волги, их окружают легенды о вольном Степане Разине. Они сами способны создавать увлекательные тайны, посильно участвовать в серьезных делах взрослых, постоять за себя в неравной борьбе. Русские волжские просторы, таинственные пещеры, а рядом борьба взрослых, опасности-все это и создает ту атмосферу романтики, что так привлекает детского зрителя. И, увлекая этой романтикой, Лебедев вводит своих героев в мир высоких гражданских интересов, раскрывает перед ними принципы человеческой ценности. Эта картина, повествуя о прошлом, по сути своей современна. Ее воспитательный смысл основывается на тех высоких принципах, идеалах, за которые борются все члены семьи Нади, на сознательно подчеркнутых авторами нежности и взаимопонимании в отношениях между матерью и дочерью. Мне кажется, что в современном детском фильме давно уже столь удачно не изображались отношения между родителями и детьми. Лебедев как бы воскрешает лучшие традиции русской интеллигенции. Продолжит ли Лебедев этот фильм? Знаю только одно: художник, который вот уже свыше сорока лет создает фильмы для детей и который только однажды попытался создать фильм для взрослых-«Невероятный Иегудиил Хламида»-не может изменить своему зрителю. Дети ждут его новой картины.