Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Подозрительный

1978, 84 мин., «Молдова-фильм»
Режиссер и сценарист Михаил Бадикяну, сценарист Арнольд Григорян, композитор Виталий Верхола
В ролях Родион Нахапетов, Светлана Тома, Борис Иванов, Валентин Никулин, Вера Глаголева, Мирче Соцки-Войническу, Борислав Брондуков, Юрий Медведев, Маргарита Гладунко, Михаил Бадикяну, Ион Шкуря, Юрий Леонидов, Константин Константинов, Николае Дарие, Александр Мутафов, Валериу Купча

Бессарабия. 1918 год. Националисты втайне от народа обратились к королевской Румынии с просьбой ввести оккупационные войска для подавления революции. С помощью опытного конспиратора-революционера, действовавшего под вымышленным именем барона Каранфила, большевикам удалось заполучить секретный документ деятелей парламента и разоблачить предателей…
В 1978 году режиссер Михаил Бадикяну снял фильм «Подозрительный», который очень не понравился журналу «Крокодил». В статье журналиста Н. Квитко даже делалось предположение о том, что картину на экран могут и не выпустить. Но в реальности «Подозрительный» вышел во всесоюзный прокат и собрал аудиторию в несколько миллионов зрителей. Далее приведу большой фрагмент из этой статьи в журнале «Крокодил»:
Кинозритель нынче навидался всякого. Экранизацией его не удивишь. Потчевали зрителя уже и жмыхом отжатой современной прозы. И модерново перелицованной классикой. А потом, бывало, погромыхивали над головами перелицовщиков критические громы. Но едва лишь немного прояснялся небосвод над головами некоторых лихих киношников, как вновь находился смельчак, начинавший тачать очередную экранизацию «по мотивам». Ох, уж эта развязывающая руки формула! «По мотивам» можно даже Ленского оставить в живых после дуэли. А угробить, наоборот, Онегина. До этого, правда, пока не дошло. Но литератора меньшего калибра берутся лопатить безбоязненно. В свое время писатель Хаджи-Мурат Мугуев выпустил повесть «Господин из Стамбула», где очень достоверно и весьма занимательно обрисовал последние дни барона Врангеля в Крыму. Герой этой повести-специалист по вскрытию сейфов, международный «медвежатник», а по совместительству еще карточный шулер и аферист. Дворянское воспитание позволяет ему вращаться в высшем свете, где он элегантно освобождает лишней валюты несгораемые кассы и карманы беляков. А кончает этот блистательный ворюга тем, что похищает из штабного сейфа документы особой важности. Не по ошибке, а оказывая услугу женщине, чей милый облик ранил прожженное сердце «медвежатника». Женщина как нетрудно догадаться, была заслана нашими в тыл врага. Подобный сюжет, даже пересказанный так примитивно, для кино сущий клад. Неудивительно, что сценарист А. Григорян взялся перевести повесть на киноязык. Но фантазия писателя ему показалась бедноватой. И сценарист, надежно защитившись фразой «по мотивам», присочинил кое-что от себя. Так, в финале, к общему изумлению и удовольствию, уголовник оказался не уголовником, а тоже «нашим человеком». Такой поворот дела приглянулся на киностудии «Молдова-фильм». Однако взявшийся за постановку режиссер М. Бадикяну свою очередь, не жаловался на отсутствие фантазии. И началось! Прежде всего простились с Крымом как местам действия. У нас, мол, не Ялтинская киностудия! А раз так, пусть все происходит в Молдавии. Но тут вышла неувязка с пресловутым бароном Врангелем, не вписывался в исторический фон. Произвели усекновение барона. Оставшись главнокомандующего, «белая гвардия» бестолково путалась под ногами. Тогда ее срочно перерядили в молдавских националистов, руководимых контрреволюционной организацией. И после этого от писателя Мугуева что-то оставалось. И чтобы уж с этим покончить героя повести-афериста Евгения Базилевского (он же барон Думитрес) превратили в профессионального подпольщика Евгения Думитриу (он же барон Каранфил) да еще дали ему кинематографическую кличку «Подозрительный». Так, был назван и фильм, что само по себе забавно. А как же с женщиной, сразившей наповал «медвежатника»? С ней-то оказалось совсем просто. Бывшая красавица Анна Кантемир трансформировалась на экране в красавицу Анну Сабурову, жену-вы не поверите!-самого «Подозрительного». Так вот чудесно переменившиеся, натурализовавшиеся на молдавской почве герои начали свою экранную жизнь. Слов нет, радостно за героя. Как артистично вскрывает он сейф за сейфом при помощи заграничных отмычек! С каким шиком обыгрывает в карты всех подряде-и банкиров, и генералов, и контрразведчиков. Не подпольщик, а профессиональный рецидивист со стажем! И лишь потом берет оторопь. А где же, собственно, герой набрался этой науки? Кто и зачем заслал его в Кишинев? Вопросов возникает немало. Создатели фильма, должно быть, и сами чувствовали, что в их кинодетище явный перебор «развесистой клюквы». И подкрепили свою картину реальным историческим документом. Кроме всего прочего, это в кино сейчас модно. Итак, «Подозрительный» выкрадывает не что-либо, а подлинное обращение контрреволюционной «Сфатул цэрий» к Антанте с просьбой ввести войска в Молдавию. И тут зритель смущен. Стало быть, все в фильме вроде бы как правда? Вроде бы. Во всяком случае, информационный сборник «Новые фильмы» торжественно объявил: «Жанр этого фильма можно определить как историко-приключенческий. Молдавия 1918 год. Пламя революционных событий перебросилось из России и сюда, в Бессарабскую губернию». Но смущенным оказался не только первый зритель. Смутилось и Управление кинопроката Госкино СССР, задержав «Подозрительного» на пути в кинотеатры. Говорят, авторы фильма, затратив уже на его постановку весьма немалые деньги, снова собираются взяться за перелицовку своего детища. Посмотрим, посмотрим, что получится. Впрочем, кинозрителя нынче ничем не удивишь. Он видывал всякое.