Энциклопедия советского кино 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный 
Посвященный

 

Посвященный

Посвященный

1989, 120 мин., «Ленфильм»
Режиссер Олег Тепцов, сценарист Юрий Арабов, композитор Сергей Курехин
В ролях Гор Оганесян, Любовь Полищук, Александр Трофимов, Елена Брагина, Габриэль Воробьев, Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Ольга Самошина, Владимир Юрьев, Давид Оганесян

Молодой человек, став обладателем удивительного и странного дара-способности судить людей и карать их силой собственного духа, так и не воспользовался этим даром. Герой фильма Владимир не удостаивается апофеоза, а терпит крах и погибает, восстав против лжи и фальши. Герой фильма не праведник, но маг читает книгу дореволюционного издания о колдовских обрядах африканцев, особенно интересуясь разделом «Как убить живого человека». Себя юноша объявляет ангелом истребления-тем, «кто силой, данной свыше, истребляет зло». В картине оно персонифицировано народным артистом Фроловым, играющим роль балтийца Федора в спектакле «Революционный крейсер». Спектакль этот-придуманная авторами ленты пародия на многочисленные в прошлом пьесы о балтийских моряках, которые вдохновенным своим порывом ниспровергают старый мир. Попав в гримерную Фролова, Владимир, волнуясь, заявляет с выстраданной проникновенностью, что и спектакль, и театральная традиция официального искусства, воплощенная Фроловым, есть ложь. Всякое время создает свой театр-не только тот, о котором сказано у Шекспира «Весь мир театр. В нем женщины, мужчины-все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль»-но и театр в узком смысле-как отражение жизни, придуманное драматургом и разыгранное лицедеями-профессионалами. Театр, воплощаемый Фроловым-коллективное творение сталинизма и эпохи застоя. Восстав против него, Владимир восстает и против времени, такой театр породившего. Оно и его творение живучи несколько раз в фильме Фролов вещает с экрана телевизора, что молодежи как никогда нужна революционная тема, поскольку произошла девальвация ценностей. Магия, которую Владимир избирает в качестве оружия, основана на вере в универсальную энергию, пронизывающую космос. Если придерживаться представлений африканцев, о которых читает юноша, то у суданских бамбара эта энергия называлась «ньяма». Каждое живое существо и вообще любой предмет обладают жизненной силой, как бы собственной, отдельной частичкой «ньямы». Магические обряды позволяют колдуну воздействовать на эту индивидуальную частичку, а через нее-на космическую энергию ради достижения желаемых целей и свершения нужных действий. В одной из сцен по зову Владимира, до предела мобилизовавшего свою жизненную силу, подымаются мертвецы из могил. Мобилизация его надломила-в следующей сцене больной Владимир лежит в постели. Ему сообщают, что внезапно скончались директор и главный режиссер театра, в котором служит Фролов; антагонист героя занимает их должности, как бы сосредоточив в своих руках всю полноту театральной власти. «Ньяма» сталинизма и застоя оказалась куда более активной, чем попытка юного бунтаря противодействовать ей. Оттого закономерна его гибель в финале…

 

        Мацнев Р.А., содержание, дизайн, оформление, верстка, разработка сайта, 2011-2017 гг.