Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история  Простая история

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Простая история

Простая история

1960, 84 мин., «Киностудия им. М. Горького»
Режиссер Юрий Егоров, сценарист Будимир Метальников, композитор Марк Фрадкин
В ролях Нонна Мордюкова, Михаил Ульянов, Даниил Ильченко, Валентина Владимирова, Василий Шукшин, Ирина Мурзаева, Алексей Миронов, Борис Юрченко

Женщина, потеряв на войне мужа, посвятила свою жизнь колхозу. За прямоту и бескомпромиссность нрава многие невзлюбили Александру Потапову, однако выбрали председателем колхоза. Нелегко ей было налаживать развалившееся хозяйство, заставить работать тех, кто привык бездельничать. Похаживал к ней раньше молодой мужик Иван Лыков, так теперь прогнала его Саша-негоже председателю мелкие шашни заводить. Крепко помогал ей секретарь райкома Данилов. Александре нравился Данилов, этот умный, энергичный человек. Неожиданная любовь к секретарю райкома сделала ее жизнь и счастливой, и трудной. Но Данилов спасовал: не мог партийный работник позволить себе «преступную половую связь»…
Это тот редкий случай в нашем кинематографе, когда роль главной героини писалась специально под актрису. И пример того, как этот расчет себя оправдывает. Сочинив бесхитростный сюжет о вдове-солдатке, живущей в бедном колхозе и ставшей его председателем, о ее друзьях и недругах, Будимир Метальников, который уже вскользь затрагивал деревенскую тему в сценарии к фильму «Отчий дом», не мудрствуя лукаво, назвал фильм «Простой историей». Действительно, в фильме, снятом учеником Сергея Герасимова Юрием Павловичем Егоровым (1920-1982), все обычно и узнаваемо. Поколение вчерашних победителей, вынужденных выживать в деревнях, ежедневные баталии с разрухой, погодой, русской ленью и людской глупостью, а также с «директивами из центра»… В творческой биографии самого режиссера, снявшего 13 художественных фильмов, именно «Простая история» стала самым значительным произведением. У Нонны Викторовны Мордюковой (1925-2008) после Ульяны Громовой в «Молодой гвардии» (1948) С. Герасимова не было ролей под стать ее могучему самобытному таланту, хотя снималась она немало: «Возвращение Василия Бортникова» (1952), «Чужая родня» (1955), «Отчий дом» (1957), «Екатерина Воронина» (1957), «Добровольцы» (1958), «Все начинается с дороги» (1959), «Хмурое утро» (1959). Это позже она создаст запоминающиеся драматические и комедийные образы в фильмах «Председатель» (1964), «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Дядюшкин сон» (1966), «Комиссар» (1967), «Журавушка» (1968), «Они сражались за Родину» (1975), «Бриллиантовая рука» (1968), «Лев Гурыч Синичкин» (1974), «Инкогнито из Петербурга» (1977), «Родня» (1981), «Мама» (1999) и др. «Простая история», в которой безраздельно царит эта великая актриса, стала, можно сказать, ее «кинобенефисом». А замечательная операторская работа Игоря Шатрова запечатлела для нас на крупных планах ее необыкновенные «говорящие» глаза, передающие всю гамму чувств, которые испытывает героиня. В своих мемуарах «Не плачь, казачка…» Мордюкова откровенно рассказала о любви, что вспыхнула у нее на съемках этого фильма к партнеру Василию Шукшину: «Я хорошо помню его, начинающего, молоденького, холостого, вольного, ничейного и для всех…Радость какая, думала я, какая радость-вот человек!.. И, если уж быть до конца откровенной, мне не хотелось расставаться с ним никогда…Как трудно бывает иногда нам, женщинам, когда есть муж и сын, а в тебе молоточком стучит воспоминание о ком-то другом!». А в картине Саша Потапова со всего замаха тяжелой руки бьет своего возлюбленного Ваньку Лыкова (Шукшина), выгоняя из избы и из своего сердца: «За что?»-«За все! За любовь! За ласки! За подлость твою! За папашу твоего поганого!». Потому что непрошено вошел в ее жизнь новый секретарь райкома Данилин. Саша понимает-она ему не ровня, и гордость не дает ей сделать первый шаг. А что же удерживает партийного начальника? Для зрителя это так и останется загадкой, хотя ясно, что и она ему далеко не безразлична. Самыми напряженными и драматичными в фильме стали эпизоды молчаливого диалога Мордюковой и Ульянова, в котором «говорят» только их глаза. Казалось, в темноте убогого домишки Данилин вот-вот решится! Но зажегся свет, разорвав зачарованность момента, и развел их опять в разные стороны. И Саша, изо всех сил сдерживая выступающие слезы, нарочито бодро скажет ему на прощание: «Хороший ты мужик, Андрей Егорыч! Но не орел!». Так и не сложится счастье председателя Потаповой…Но когда от имени Данилина ее позовут на повышение, и сердце откликнется готовностью, увидит она глаза собравшихся сельчан-тех, с кем нещадно ругалась, тех, с кем работала от зари до зари и радовалась маленьким победам-и поймет, что не может их оставить. Даже взамен на надежду устройства личной жизни. Вот такая простая история! И хотя картина не получила официальных наград, ее до сих пор любит зритель и часто показывает телевидение.