Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Рядом с нами

1931, 89 мин., «Союзкино»
Режиссер Николай Бравко, сценаристы Виктор Гусев и Михаил Ромм, композиторы Леонид Половинкин и Михаил Старокадомский
В ролях Константин Барташевич, Борис Вербицкий, Георгий Милляр, Клавдия Соловьева, Борис Каллаш-Вербицкий, Михаил Сидоркин

О борьбе польских рабочих-коммунистов с профашистским режимом в Польше. На одном из польских заводов вспыхнула забастовка. Коммунисты призвали рабочих не поддаваться на уговоры социал-фашистов. Градом камней встретили забастовщики полицию. В ответ на это генерал Гайда Гайдовский отдал приказ о том, что всякие попытки к мятежу будут караться расстрелом. Во время полицейского налета на рабочие квартиры в числе других был схвачен и коммунист Кошкевич. Исполненный мужества и воле к борьбе предстал он перед фашистскими палачами. Ни слова не проронил до полусмерти избитый Кошкевич. И когда оборвалась песнь комсомольцев, идущих на расстрел, ее подхватил глухой, срывающийся голос старшего товарища. Вскоре вся тюрьма сотрясалась от раскатов мощной революционной песни. Голоса заключенных слились с голосами восставших рабочих. Слабеющей рукой оторвал Кошкевич окровавленный лоскут и выставил его сквозь решетку тюремного окна на улицу как знамя борьбы и близкой победы…
Первая роль в кино Георгия Милляра (генерал Гайда-Гайдовский). Георгий Францевич Милляр (урожденный де Милье; 1903-1993)-советский актер, народный артист РСФСР. Получил широкую известность благодаря образу Бабы-Яги и нескольких других отрицательных персонажей в фильмах-сказках режиссера Александра Роу. Снялся в шестнадцати фильмах Роу, исполнив в них тридцать ролей. Вне сказок снимался в основном в эпизодических или второстепенных ролях, дублировал и озвучивал мультфильмы, а также советские и зарубежные фильмы. Родился года в Москве. Его отец-Франц де Милье, французский инженер-мостостроитель, уроженец Марселя, приехавший в Россию на работу. Мать-дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Алексеевна Журавлева. Его отец скончался в 1906 году в Ялте, когда сыну не исполнилось и трех лет. Тем не менее, детство мальчика проходило в роскоши. Он воспитывался гувернантками-француженками, изучал языки, музыку, много читал. Еще до начала Первой мировой войны вдова де Милье переехала из Москвы в Геленджик, опасаясь нарастающих в стране волнений. После революции 1917 года семья осталась без родных и денег, дом в Геленджике был конфискован, а большая московская квартира была превращена в коммунальную, где семье де Милье отвели лишь одну комнату. Впоследствии он сменил фамилию, чтобы не афишировать свое аристократическое происхождение. Знание иностранных языков Георгий всю жизнь не указывал в анкетах, хотя свободно владел французским и немецким. После окончании обучения в школе он был принят на работу в геленджикский театр бутафором, но, мечтая о сцене, учил все роли. Дебют актера состоялся в спектакле «Золушка». Актриса, игравшая заглавную роль, заболела, и сам актер ее подменил. Неожиданный дебют прошел удачно, и он стал в случае необходимости подменять актеров. Так в 1920 году с женской роли началась актерская карьера Георгия. В 1924 году он уже стал известным провинциальным актером и поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции. Преподаватели настороженно отнеслись к юноше из-за его непривычной для актера внешности и проблем с дикцией. Несмотря на успех в театре, Георгий продолжал мечтать о карьере в кино. Однако первые его обращения в киностудии, в том числе и к Александру Роу, не увенчались успехом. Позже Роу вспомнил об этом актере и предложил ему роль в экранизации сказки «По щучьему велению» (1938), своем первом самостоятельном фильме. В этом фильме актер сыграл роль царя Гороха, и зрители увидели вздорного, злого дурака, облаченного в царские одежды. Ради этой роли актеру пришлось сбрить брови и волосы на голове, что вызвало шок у родственников. Картина была тепло принята критиками и аудиторией, и Роу сразу же получил заказ на следующую киносказку. Между режиссером и актером завязалась многолетняя дружба. Роу снимал Георгия во всех своих фильмах, часто одновременно в нескольких ролях. Наиболее характерным для него образом стала героиня русских сказок Баба-Яга. Впервые в образе Бабы-Яги актер предстал в фильме-сказке «Василиса Прекрасная» (1939). Изначально на роль Бабы-Яги пробовались множество актрис, в том числе Фаина Раневская, но Роу не мог подобрать подходящей кандидатуры и обратился за советом к самому актеру. Образ получился настолько пугающим, что присутствующие на съемках дети при виде актера разбегались. Фильм снимали в сильную жару. Актеру пришлось больше двадцати дублей съезжать из печки по желобу, который из-за жары нагрелся так сильно, что актер получил ожог. В 1944 году Милляр исполнил роль Кащея Бессмертного в одноименном фильме. Он играл практически без грима, используя свое крайне худощавое телосложение и знаменитый голос. Вначале он отказывался от роли, говорил, что не справится с ней, но позже все же согласился. При подготовке к съемкам актер обошел оставшиеся в Москве церкви, чтобы посмотреть, как иконописцы изображали черта. Фильм снимался во время Великой Отечественной войны, и киностудия была эвакуирована в Душанбе, где накануне съемок в условиях недоедания и антисанитарии актер перенес малярию, вследствие которой весил во время съемок всего 48 килограммов. Как и Баба-Яга в первом фильме с участием актера, Кащей стал устрашающим персонажем. Даже лошади, на которой скакал актер, пришлось завязать глаза, иначе она отказывалась подпускать его к себе. Премьера фильма состоялась 9 мая 1945 года, и Кащей стал для зрителей олицетворением побежденных на войне нацистских сил. Сам режиссер хотел видеть в персонаже аллюзию на Гитлера. После этого фильма актер, по его словам, стал «официальным представителем нечистой силы в кинематографе». В ноябре 1965 года Георгий получил звание заслуженного артиста РСФСР. После смерти Роу в 1973 году актер снимался во второстепенных и эпизодических ролях. Кончина режиссера Роу стала ударом для многих членов актерской команды, раз за разом снимавшихся в его фильмах. В 1988 году он был удостоен звания народного артиста РСФСР. Скончался Милляр 4 июня 1993 года в Москве от воспаления легких, тихо, во сне, не дожив нескольких месяцев до 90-летнего юбилея. По воспоминаниям друзей и коллег, Милляр был эрудированным, веселым, легким в общении человеком, любил детей. Милляр любил анекдоты. Любил выпить, но не злоупотреблял алкоголем, хотя и регулярно проносил горячительные напитки на съемки. Для этого часто использовал различные ухищрения, например, договаривался с продавщицей, чтобы она подливала алкоголь в бидоны с молоком. Настороженно относился к советской власти, в частности, из-за отнятого в детстве богатства. Георгий Милляр был верующим человеком, вместе с женой часто посещал церковь. Незадолго до смерти попросил священника исповедать его. До пожилого возраста Милляр не состоял в браке, жил вместе с матерью в коммунальной квартире. Однако в 22 года Георгий Милляр женился на некоей актрисе Московского театра Революции, но брак распался после того, как актер узнал, что жена ему изменяет. Решив, что с ним «что-то не так» как с мужчиной, он обследовался у врача и получил диагноз: «Как мужик ты замечательный. А вот детей у тебя никогда не будет». Милляр в расстроенных чувствах вернулся домой, где жена радостно сообщила ему, что беременна. В ответ Милляр рассказал жене о своем визите к доктору, посоветовал ей уходить к отцу ребенка и подал на развод. В 1969 году, после смерти матери, 65-летний актер по совету Роу женился на своей 59-летней соседке по квартире Марье Васильевне (1909-99), работавшей в охране одного из министерств. Ее муж погиб на войне, она одна вырастила троих детей. Когда Милляр сделал ей предложение, она попыталась отказаться: «Георгий Францевич, да мне мужчины-то уже не нужны!». На это Милляр уверенно возразил: «А я не мужчина, я-Баба-Яга». Свадьбу отмечали во время съемок картины «Варвара-краса, длинная коса» на берегу Москвы-реки. Спустя пять лет семья получила отдельную двухкомнатную квартиру на окраине Москвы.