Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
О семи друзьях-молодых полярниках, уехавших на работу
в далекие просторы Арктики, об их стойкости и смелости, проявленных в
суровых условиях Заполярья. На необитаемый остров в Арктику прибыли шесть
зимовщиков. После прощального салюта пароход скрывается за горизонтом,
и зимовщики приступают к распаковке груза. К своему удивлению и ужасу
в одном из ящиков они обнаруживают арктического зайца-Петра Молибогу.
Мужественных зимовщиков становится семеро. Трудности работы в условиях
зимовки помогает переносить выдержка и веселый нрав ее участников. И,
в особенности, постоянно комическое поведение Петра Молибоги…
В 1932 году газета «Комсомольская правда» опубликовала призыв Константина
Званцева организовать комсомольскую арктическую зимовку. Из 409 откликнувшихся
выбрали 6 зимовщиков. Событие привлекло внимание Сергея Герасимова, решившего
сделать об этом фильм. Сергей Аполлинариевич Герасимов (1906-1985), получивший
в середине 1920-х годов прошлого века известность в качестве актера («Мишка
против Юденича», «Чертово колесо», «Шинель»), первый свой фильм «Люблю
ли тебя» снял в 1933 году. Главную роль в нем сыграла его супруга Тамара
Макарова. Это был семейно-творческий тандем, пополнивший блестящий список
отечественных режиссерско-актерских пар: Александров-Орлова, Пырьев-Ладынина,
Ромм-Кузьмина, Роом-Жизнева и др. Герасимов и Макарова прожили долгую
совместную жизнь, в которой было немало радостей и трагедий, несколько
раз находились на грани разрыва, поскольку импульсивный Герасимов, помимо
мимолетных романов, пару раз влюблялся так, что готов был оставить супругу.
Эти истории были связаны со студентками ВГИКа Нонной Мордюковой и (позднее)
с Любовью Виролайнен. Герасимов не был режиссером одной темы. Он снимал
и героические «Семеро смелых», и «Комсомольск» (1938), и лирическую ленту
«Учитель» (1939). Экранизировал «Маскарад» (1941), патриотическую «Молодую
гвардию» (1948), создал историческую дилогию о молодом Петре I, «Тихий
Дон», который принесет ему мировую известность, и др. В ряде своих фильмов
он играл небольшие роли, а в последнем, «Лев Толстой» (1984)-главную.
Герасимов совместно с Юрием Германом написали сценарий, пригласив Званцева
консультантом. Режиссеру был интересен не сам факт жизни горстки людей
в экстремальных условиях, он предположил, что в изоляции от мира лучше
раскрываются человеческие характеры. Следуя исторической правде, на киношную
«зимовку» были «отправлены» именно шесть человек. Пятерых полярников играли
красивые, обаятельные и известные актеры. Их герои были сильными, «правильными»,
и история поиска ими олова на Ялмар-Хо, возможно, оказалась бы плакатной
и скучной зрителю, если бы не присутствие в мужской компании врача Жени
Охрименко, которую мягко и лирично сыграла звезда 1930-40-х годов Тамара
Федоровна Макарова (1907-1997). Она снялась в фильмах «Комсомольск» (1938),
«Маскарад» (1941), «Непобедимые» (1942), «Большая земля» (1944), «Каменный
цветок» (1946-1-е место в прокате), «Повесть о настоящем человеке» (1948),
«Молодая гвардия» (1948), «Первоклассница» (1948), «Дорога правды» (1956),
«Люди и звери» (1962), «Журналист» (1967), «Любить человека» (1972), «Дочки-матери»
(1974), «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980), «Лев Толстой»
(1984) и др. Роль Жени стала одной из самых интересных в творческой биографии
актрисы. Она давала толчок к развитию в сюжете лирической линии. Необычайно
женственная даже в бесформенных штанах и ватнике, ее Женя, естественно,
стала центром притяжения в мужской компании. И хотя в нее серьезно влюбляются
и летчик Саша Рыбников, и начальник зимовки Илья Летников, фильм счастливо
избежал проблем и штампов любовного треугольника. Одной из самых больших
удач фильма стал образ «арктического зайца» Петьки Молибоги, ярко и с
юмором сыгранный Петром Мартыновичем Алейниковым (1914-1965). В его первой
большой работе было так много от личности самого молодого актера, что
сценаристы оставили даже его настоящие имя и отчество-Петр Мартынович.
Практически каждое его появление на экране вызывало смех. Достаточно было
услышать неповторимый алейниковский голос. А фразочки «О, брат, как! Понятно?»
сразу становились крылатыми. С этого фильма началось его звездное восхождение
в историю нашего кино. Потом будут «Трактористы» (1939), «Большая жизнь»
(1940, 1958), «Конек-Горбунок» (1941), «За Советскую Родину» (1937), «Пятый
океан» (1940), «Случай в вулкане» (1941), «Александр Пархоменко» (1942),
«Она защищает Родину» (1943), «Морской батальон» (1944), «Небо Москвы»
(1944), «Золотой рог» (1948) и др. Алейников стал одним из самых любимых
народом актеров, несмотря на то что звания народного он так и не получил.
Фильм по выходе имел огромный успех у зрителя и до сих пор смотрится с
интересом. А песня «Молодые капитаны» прочно вошла в народный застольный
репертуар. Картина получила приз на Парижской выставке в 1937 году.