Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
Экранизация одноименной повести Михаила Булгакова. Россия.
Двадцатые годы прошлого века. Разруха. Петербургский профессор Преображенский
осуществляет гениальную операцию по пересадке гипофиза человека обыкновенной
дворняжке. И происходит чудо-пес начинает принимать облик человека! Но
опыт доказывает, что собаке лучше оставаться собакой…
В 1987 году в журнале «Знамя» впервые увидела свет повесть Михаила Булгакова
«Собачье сердце», и ею зачитывалась вся страна, тайком от начальства копируя
на ротаторах и ротапринтах или перепечатывая на машинке заветные страницы.
Режиссер Сергей Микаэлян, встретив как-то на «Ленфильме» Владимира Бортко,
спросил: «Читал?»-и протянул ему журнал. Владимир Владимирович Бортко
(р. 1946) был уже известным режиссером, поставившим фильмы: «Комиссия
по расследованию» (1978), «Мой папа-идеалист» (1980), «Блондинка за углом»
(1983), «Без семьи» (1984), «Голос» (1986), «Единожды солгав» (1987, по
своему сценарию). Он вспоминает: «Я пришел домой, начал читать, дошел
до монолога профессора и понял, что буду снимать и даже знаю как. Это
должно быть черно-белое кино…». Сценарий написала супруга режиссера-Наталья
Бортко. «Ленфильм» идею поддержал, более того-под нее «выбили» заказ Гостелерадио.
На роль профессора Преображенского режиссер пробовал замечательных артистов:
Леонида Броневого, Михаила Ульянова, Юрия Яковлева, Владислава Стржельчика.
Но отдал предпочтение Евгению Евстигнееву. Евгений Александрович Евстигнеев
(1926-1992)-замечательный актер театра, много снимался в кино и был заметен
даже в небольших ролях и эпизодах: «Добро пожаловать, или Посторонним
вход воспрещен» (1964), «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968),
«Золотой теленок» (1968), «Бег» (1970), «Старики-разбойники» (1971), «Семнадцать
мгновений весны» (1973), «По семейным обстоятельствам» (1977), «Место
встречи изменить нельзя» (1979), «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Гардемарины,
вперед!» (1987), «Сукины дети» (1990), «Шапка» (1990), «Ермак» (1996)
и др. В то время актер переживал очень драматичный момент в своей судьбе:
ему пришлось уйти из МХАТа на пенсию, он был весь в обидах и депрессии.
Он не читал «Собачье сердце» и советовался с родными, стоит ли ему сниматься.
Те сказали: «Конечно!». Сын великого актера-Денис Евстигнеев-вспоминает:
«Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли,
что-то наигрывал, показывал какие-то сцены… В тот момент картина стала
для него опорой». А вот актера на роль Шарикова искали долго и по всей
стране. Пробовал режиссер и своего любимого Николая Караченцова, но отверг,
потому что искал «страшно некрасивое лицо». Его ассистентке Галине Гальцевой
попалось фото 45-летнего актера из Алма-Аты Владимира Толоконникова. Это
она разглядела в нем «существо» и убедила режиссера попробовать. Толоконникова
вызвали в Ленинград. Он вспоминает: «Стал я на пробы ездить, а третья
была уже с Евстигнеевым. Ну, Евгений Саныч, царство ему небесное, был
гениальным артистом, не выпендривался, когда играл». Владимир Бортко признался
в одном из интервью: «Толоконников убил меня совершенно. На пробе он разыгрывал
сцену с водкой: «Желаю, чтобы все!» Он так убедительно гмыкнул, хэкнул,
так удивительно пропутешествовал глоток по его шее, так хищно дернулся
кадык, что я утвердил его немедленно». Однако ему пришлось немало потрудиться,
чтобы отстоять эту кандидатуру перед руководством Гостелерадио. Говорят,
со всеми, кто сталкивается с творчеством Михаила Булгакова в театре и
кино, происходят мистические вещи: кому-то он «не дает» снимать и ставить,
кому-то «помогает». Владимир Алексеевич Толоконников (р. 1943) уверен,
что это никакое не совпадение: в день утверждения его на роль Шарикова
в картине Бортко ему дали эту роль и в родном Театре имени Лермонтова.
Он снимался в фильмах: «Волки в зоне» (1990), «Гарем Степана Гуслякова»
(1990), «Ночь длинных ножей» (1990), «Облако-рай» (1991), «Счастливого
рождества в Париже!» (1991), «Мечты идиота» (1993), «Перекресток» (1995),
«Небо в алмазах» (1999), «Участок» (2003), «Виола Тараканова. В мире преступных
страстей» (2004), «Мастер и Маргарита» (2005), «Хоттабыч» (2006), «Громовы.
Дом надежды» (2007), «Солдаты-12» (2007) и др. Но лучшей его ролью, бесспорно,
остается Полиграф Полиграфович Шариков, а получил он за нее гонорар всего
1378 рублей. Одна из несомненных удач фильма-Швондер в исполнении Романа
Карцева. В фильме прекрасно сыграли и Борис Плотников, и Нина Русланова,
и другие артисты. Но еще об одном-о дворняге, псе Карае, сыгравшем Шарика-надо
сказать хоть несколько слов. Его полюбила вся съемочная группа, а он,
мгновенно сориентировавшись, признал главными Бортко и Евстигнеева. По
словам оператора Юрия Шайгарданова, пес понимал все команды режиссера
и прекрасно их выполнял: «Как только Владимир Бортко говорил, что съемка
закончена, Карай прыгал в сугроб и там «отмывался» от грима… Представляете,
года через три я был в Одессе и в лифте увидел пса: «Карай, это ты?» Он
меня узнал, как всегда, поднял одно ухо, второе оставалось неподвижным.
Он снимался в фильме на Одесской телестудии». Съемки картины проходили
ударными темпами, и премьера состоялась на Центральном телевидении 19
ноября 1988 года. Отзывы были диаметрально противоположными: от резкой
критики и неприятия до полного восторга. Время показало, кто был прав:
«Собачье сердце» считается лучшей экранизаций Булгакова. Фильм получил
семь престижных наград, а Владимир Бортко и Евгений Евстигнеев-Государственную
премию РСФСР имени братьев Васильевых. По версии IMDb, он имеет самую
высокую оценку среди фильмов советского/российского производства (9, 1
из 10). Владимир Бортко снял еще «Афганский излом» (1991), «Цирк сгорел,
и клоуны разбежались» (1998), «Бандитский Петербург» (2000), «Идиот» (2003),
«Мастер и Маргарита» (2005), «Тарас Бульба» (2009) и др. Но для многих
ассоциируется прежде всего с «Собачьим сердцем». Фразы из фильма, ставшие
крылатыми: Абыр… абырвалг! (Существо)-А где же я должен принимать пищу?
(Шариков)-Бить будете, папаша? (Шариков)-Преображенский. А фамилию позвольте
узнать? Шариков. Фамилию? Я согласен наследственную принять. Преображенский.
А именно? Шариков. Шариков. Вот все у нас как на параде: салфетку туда,
галстух сюда, да «извините», да «пожалуйста», «мерси», а так, чтобы по-настоящему-это
нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме (Шариков). В очередь, сукины
дети, в очередь! (Шариков)-Взять все да и поделить! (Шариков)-Вначале
каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет паровое
отопление и так далее… (Преображенский)-Но я не Айседора Дункан! Я буду
обедать в столовой, а оперировать в операционной! (Преображенский)-Вчера
котов душили-душили, душили-душили… (Шариков)-Господа все в Париже! (Шариков)-Дай
папиросочку, у тебя брюки в полосочку! (Шариков)-Делай загадочное лицо,
дура!-Дворники из всех пролетариев-самая гнусная мразь (Шариков). Желаю,
чтобы все! (Шариков)-Кто убил кошку мадам Полосухиной?!! (Преображенский)-Мы
в университетах не обучались… (Шариков)-Мы знаем об его работах! Мы целых
пять комнат хотели ему оставить! (Швондер)-Швондер. Мы к вам, профессор,
вот по какому делу! Мы, управление нашего дома, пришли к вам после общего
собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир
дома! Преображенский. Кто на ком стоял???-Мы сегодня ничего делать не
будем: во-первых, кролик издох, а во-вторых, в Большом-«Аида» (Преображенский).
Неприличными словами не выражаться! (Борменталь)-Преображенский. Не читайте
до обеда советских газет. Борменталь. Гм… Да ведь других нет. Преображенский.
Вот никаких и не читайте. Но ведь нельзя же так… С первым встречным… Только
из-за служебного положения… (Преображенский)-Обыкновенная прислуга, а
форсу-как у комиссарши (Шариков). Отлезь, гнида! (Шариков)-Потаскуха была
моя бабушка, царствие ей небесное, старушке (мысли Шарика). Похабная квартирка!..
(Шариков)-Разруха не в клозетах, а в головах! (Преображенский)-Театр-это
дуракаваляние… Разговаривают, разговаривают… Контрреволюция одна (Шариков).
У самих револьверы найдутся… (Шариков)-Чисто, как в трамвае! (Шариков)-Холодными
закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики.
Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими (Преображенский).
Я на своих 16 квадратных аршин сидел и сидеть буду! (Шариков).