Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце  Собачье сердце

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Собачье сердце

Собачье сердце

1988, 130 мин., «Ленфильм»
Режиссер Владимир Бортко, сценарист Наталия Бортко, композитор Владимир Дашкевич
В ролях Евгений Евстигнеев, Борис Плотников, Владимир Толоконников, Нина Русланова, Ольга Мелихова, Алексей Миронов, Роман Карцев, Анжелика Неволина, Наталья Фоменко, Евгений Кузнецов, Иван Ганжа

Экранизация одноименной повести Михаила Булгакова. Россия. Двадцатые годы прошлого века. Разруха. Петербургский профессор Преображенский осуществляет гениальную операцию по пересадке гипофиза человека обыкновенной дворняжке. И происходит чудо-пес начинает принимать облик человека! Но опыт доказывает, что собаке лучше оставаться собакой…
В 1987 году в журнале «Знамя» впервые увидела свет повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце», и ею зачитывалась вся страна, тайком от начальства копируя на ротаторах и ротапринтах или перепечатывая на машинке заветные страницы. Режиссер Сергей Микаэлян, встретив как-то на «Ленфильме» Владимира Бортко, спросил: «Читал?»-и протянул ему журнал. Владимир Владимирович Бортко (р. 1946) был уже известным режиссером, поставившим фильмы: «Комиссия по расследованию» (1978), «Мой папа-идеалист» (1980), «Блондинка за углом» (1983), «Без семьи» (1984), «Голос» (1986), «Единожды солгав» (1987, по своему сценарию). Он вспоминает: «Я пришел домой, начал читать, дошел до монолога профессора и понял, что буду снимать и даже знаю как. Это должно быть черно-белое кино…». Сценарий написала супруга режиссера-Наталья Бортко. «Ленфильм» идею поддержал, более того-под нее «выбили» заказ Гостелерадио. На роль профессора Преображенского режиссер пробовал замечательных артистов: Леонида Броневого, Михаила Ульянова, Юрия Яковлева, Владислава Стржельчика. Но отдал предпочтение Евгению Евстигнееву. Евгений Александрович Евстигнеев (1926-1992)-замечательный актер театра, много снимался в кино и был заметен даже в небольших ролях и эпизодах: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Золотой теленок» (1968), «Бег» (1970), «Старики-разбойники» (1971), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «По семейным обстоятельствам» (1977), «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Гардемарины, вперед!» (1987), «Сукины дети» (1990), «Шапка» (1990), «Ермак» (1996) и др. В то время актер переживал очень драматичный момент в своей судьбе: ему пришлось уйти из МХАТа на пенсию, он был весь в обидах и депрессии. Он не читал «Собачье сердце» и советовался с родными, стоит ли ему сниматься. Те сказали: «Конечно!». Сын великого актера-Денис Евстигнеев-вспоминает: «Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены… В тот момент картина стала для него опорой». А вот актера на роль Шарикова искали долго и по всей стране. Пробовал режиссер и своего любимого Николая Караченцова, но отверг, потому что искал «страшно некрасивое лицо». Его ассистентке Галине Гальцевой попалось фото 45-летнего актера из Алма-Аты Владимира Толоконникова. Это она разглядела в нем «существо» и убедила режиссера попробовать. Толоконникова вызвали в Ленинград. Он вспоминает: «Стал я на пробы ездить, а третья была уже с Евстигнеевым. Ну, Евгений Саныч, царство ему небесное, был гениальным артистом, не выпендривался, когда играл». Владимир Бортко признался в одном из интервью: «Толоконников убил меня совершенно. На пробе он разыгрывал сцену с водкой: «Желаю, чтобы все!» Он так убедительно гмыкнул, хэкнул, так удивительно пропутешествовал глоток по его шее, так хищно дернулся кадык, что я утвердил его немедленно». Однако ему пришлось немало потрудиться, чтобы отстоять эту кандидатуру перед руководством Гостелерадио. Говорят, со всеми, кто сталкивается с творчеством Михаила Булгакова в театре и кино, происходят мистические вещи: кому-то он «не дает» снимать и ставить, кому-то «помогает». Владимир Алексеевич Толоконников (р. 1943) уверен, что это никакое не совпадение: в день утверждения его на роль Шарикова в картине Бортко ему дали эту роль и в родном Театре имени Лермонтова. Он снимался в фильмах: «Волки в зоне» (1990), «Гарем Степана Гуслякова» (1990), «Ночь длинных ножей» (1990), «Облако-рай» (1991), «Счастливого рождества в Париже!» (1991), «Мечты идиота» (1993), «Перекресток» (1995), «Небо в алмазах» (1999), «Участок» (2003), «Виола Тараканова. В мире преступных страстей» (2004), «Мастер и Маргарита» (2005), «Хоттабыч» (2006), «Громовы. Дом надежды» (2007), «Солдаты-12» (2007) и др. Но лучшей его ролью, бесспорно, остается Полиграф Полиграфович Шариков, а получил он за нее гонорар всего 1378 рублей. Одна из несомненных удач фильма-Швондер в исполнении Романа Карцева. В фильме прекрасно сыграли и Борис Плотников, и Нина Русланова, и другие артисты. Но еще об одном-о дворняге, псе Карае, сыгравшем Шарика-надо сказать хоть несколько слов. Его полюбила вся съемочная группа, а он, мгновенно сориентировавшись, признал главными Бортко и Евстигнеева. По словам оператора Юрия Шайгарданова, пес понимал все команды режиссера и прекрасно их выполнял: «Как только Владимир Бортко говорил, что съемка закончена, Карай прыгал в сугроб и там «отмывался» от грима… Представляете, года через три я был в Одессе и в лифте увидел пса: «Карай, это ты?» Он меня узнал, как всегда, поднял одно ухо, второе оставалось неподвижным. Он снимался в фильме на Одесской телестудии». Съемки картины проходили ударными темпами, и премьера состоялась на Центральном телевидении 19 ноября 1988 года. Отзывы были диаметрально противоположными: от резкой критики и неприятия до полного восторга. Время показало, кто был прав: «Собачье сердце» считается лучшей экранизаций Булгакова. Фильм получил семь престижных наград, а Владимир Бортко и Евгений Евстигнеев-Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. По версии IMDb, он имеет самую высокую оценку среди фильмов советского/российского производства (9, 1 из 10). Владимир Бортко снял еще «Афганский излом» (1991), «Цирк сгорел, и клоуны разбежались» (1998), «Бандитский Петербург» (2000), «Идиот» (2003), «Мастер и Маргарита» (2005), «Тарас Бульба» (2009) и др. Но для многих ассоциируется прежде всего с «Собачьим сердцем». Фразы из фильма, ставшие крылатыми: Абыр… абырвалг! (Существо)-А где же я должен принимать пищу? (Шариков)-Бить будете, папаша? (Шариков)-Преображенский. А фамилию позвольте узнать? Шариков. Фамилию? Я согласен наследственную принять. Преображенский. А именно? Шариков. Шариков. Вот все у нас как на параде: салфетку туда, галстух сюда, да «извините», да «пожалуйста», «мерси», а так, чтобы по-настоящему-это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме (Шариков). В очередь, сукины дети, в очередь! (Шариков)-Взять все да и поделить! (Шариков)-Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет паровое отопление и так далее… (Преображенский)-Но я не Айседора Дункан! Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! (Преображенский)-Вчера котов душили-душили, душили-душили… (Шариков)-Господа все в Париже! (Шариков)-Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку! (Шариков)-Делай загадочное лицо, дура!-Дворники из всех пролетариев-самая гнусная мразь (Шариков). Желаю, чтобы все! (Шариков)-Кто убил кошку мадам Полосухиной?!! (Преображенский)-Мы в университетах не обучались… (Шариков)-Мы знаем об его работах! Мы целых пять комнат хотели ему оставить! (Швондер)-Швондер. Мы к вам, профессор, вот по какому делу! Мы, управление нашего дома, пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома! Преображенский. Кто на ком стоял???-Мы сегодня ничего делать не будем: во-первых, кролик издох, а во-вторых, в Большом-«Аида» (Преображенский). Неприличными словами не выражаться! (Борменталь)-Преображенский. Не читайте до обеда советских газет. Борменталь. Гм… Да ведь других нет. Преображенский. Вот никаких и не читайте. Но ведь нельзя же так… С первым встречным… Только из-за служебного положения… (Преображенский)-Обыкновенная прислуга, а форсу-как у комиссарши (Шариков). Отлезь, гнида! (Шариков)-Потаскуха была моя бабушка, царствие ей небесное, старушке (мысли Шарика). Похабная квартирка!.. (Шариков)-Разруха не в клозетах, а в головах! (Преображенский)-Театр-это дуракаваляние… Разговаривают, разговаривают… Контрреволюция одна (Шариков). У самих револьверы найдутся… (Шариков)-Чисто, как в трамвае! (Шариков)-Холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими (Преображенский). Я на своих 16 квадратных аршин сидел и сидеть буду! (Шариков).