Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов  Валерий Чкалов

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Валерий Чкалов

Валерий Чкалов

1941, 97 мин., ч/б, «Ленфильм»
Режиссер Михаил Калатозов, сценаристы Георгий Байдуков, Дмитрий Тарасов и Борис Чирсков, композитор Венедикт Пушков
В ролях Владимир Белокуров, Ксения Тарасова, Василий Ванин, Петр Березов, Сергей Яров, Борис Жуковский, Семен Межинский, Игорь Смысловский, Федор Богданов, Михаил Геловани, Всеволод Вербицкий

О легендарном летчике Валерии Чкалове (1904-1938), герое Советского Союза. Комбриг Чкалов разработал ряд новых фигур высшего пилотажа. В 1936-37 годах совершил беспосадочные перелеты Москва-о. Удд (Дальний Восток) и Москва-Северный полюс-Ванкувер (США)…
Валерий Павлович Чкалов (1904-1938)-советский летчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936). Командир экипажа самолета, совершившего 18-20 июня 1937 года первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Америку (Ванкувер, штат Вашингтон). Родился в селе Василево Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск). Русский. Отец, Павел Григорьевич Чкалов-котельщик Василевских казенных мастерских. Мать, Ирина Ивановна Чкалова-домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было 6 лет. Вторая жена отца-Наталья Георгиевна. В 1911 году в 7 лет пошел учиться в василевскую начальную школу, которую окончил в 1916 году. Учился средне, но выделялся отличной памятью и хорошими математическими способностями, имел спокойный, уравновешенный характер, как и многие сверстники, хорошо плавал, переплывал Волгу, нырял под плоты и пароходы. В 1916 году отец направил его на учебу в Череповецкое техническое училище в Новгородскую губернию (ныне БОУ СПО ВО «Череповецкий лесомеханический техникум имени В. П. Чкалова»). Однако из-за материальных трудностей и нехватки преподавателей в 1918 году училище было закрыто. Валерий вернулся домой и стал работать с отцом подручным молотобойца, а с началом навигации-кочегаром на землечерпалке «Волжская-1» и пароходе «Баян». Георгий Байдуков, Валерий Чкалов и Александр Беляков на серии почтовых марок (СССР, 1938) В 1919 году в 15 лет Чкалов впервые увидел самолет и, загоревшись мечтой об авиации, уехал в Нижний Новгород, где встретил односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке. По его совету Валерий в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолетов в этом авиапарке. В 1921 году-17-летний Чкалов добился направления на учебу в Егорьевск в Московской области в Теоретическую школу авиации Рабоче-крестьянского красного воздушного флота РСФСР. После ее окончания в апреле 1923 года он был направлен на дальнейшую учебу в Борисоглебск во 2-ю военную школу летчиков Красного воздушного флота, где совершил свой первый самостоятельный полет на самолете Avro 504. По окончании училища в октябре 1923 года, в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных летчиков, Чкалов был направлен на обучение в Москву в 1-ю Высшую школу красных военных летчиков РККА ВВФ, где он осваивал боевые самолеты (истребители Martinsyde.F.4 и Fokker C-III). В конце мая 1924 года Чкалов прибыл в Серпухов для обучения в Высшей военной авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания. Летчиком-инструктором у Чкалова в Серпухове был Михаил Михайлович Громов-Герой Советского Союза, будущий основатель летно-исследовательского института, носящего его имя в Жуковском. Московский инструктор А. И. Жуков дал Чкалову следующую характеристику: «Окончил обучение с аттестацией «очень хорошо». Как летчик и человек очень спокойный. Нарушений дисциплины не наблюдалось…». 14 августа 1924 года военный летчик-истребитель Чкалов, для дальнейшего прохождения службы, прибыл в Ленинград, в «1-ю отдельную эскадрилью истребителей» (Комендантский аэродром). За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный опытный летчик. Совершал рискованные полеты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полетов. Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полет совершил летчик Евгений Иванович Борисенко. В то же время имел серьезные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями-16 ноября 1925 года Чкалов был осужден военным трибуналом на 1 год лишения свободы за «дискредитацию авторитета и звания командира-бойца Красной армии» (вышел на службу в пьяном виде). Затем срок был снижен до 6 месяцев. В январе 1925 года 1-й советской эскадрилье было присвоено почетное наименование «эскадрилья имени В. И. Ленина». В 1926 году 1-я истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка (сегодня-Гатчина). В январе 1927 года 1-я эскадрилья перестала считаться отдельной и, сохранив номер «1», вошла в состав 1-й авиабригады. В честь 10-й годовщины РККА (28 февраль 1928 года) Постановлением ЦИК СССР 1-я авиаэскадрилья за боевые заслуги в годы Гражданской войны награждается орденом Красного знамени СССР, и с этого момента именуется «Краснознаменной». В феврале 1927 года Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В конце июня 1927 года был направлен в Липецк на курсы усовершенствования летного мастерства. В это время в Липецке обучались иностранные (в основном немецкие) летчики-истребители. В показательных полетах Чкалов занял 1-е место. В честь 10-й годовщины Октябрьской революции в Москве был организован военный парад. 8 ноября на Центральном аэродроме в Москве состоялся воздушный праздник с демонстрацией личных достижений летчиков. Чкалов был среди участников этого праздника и ему было разрешено делать фигуры высшего пилотажа на малой высоте. 15 декабря 1927 года Чкалов прибыл в Брянск, в 15-ю авиационную бригаду имени ЦИК СССР, а его беременная жена осталась в Ленинграде. Сын Игорь родился 1 января 1928 года. Чкалову-23. В Брянске Чкалов совершил аварию. На перелете из Гомеля в Брянск в составе звена он был левым ведомым. Ведущий звено, старший летчик И. И. Козырев, вел звено на предельно малой высоте, меняя ее в зависимости от высоты местных предметов и доводя до 3-5 метров. При подлете к железной дороге Унеча-Орша Чкалов врезался в железнодорожные провода и потерпел аварию. В приказе начальника ВВС Белорусского военного округа были определены виновники аварии: ведущий Козырев и ведомый Чкалов, но командование авиабригады решило строго наказать только Чкалова. Он был обвинен в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осужден по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на 1 год лишения свободы, а также был уволен из Красной армии. Из письма Чкалова к жене Ольге: «Вчера был мне суд. Судили без свидетелей и защиты в закрытом заседании. Присудили к одному году лишения свободы…Сегодня беседовал с военкомом бригады, он очень удивлен приговором и завтра едет в Смоленск для выяснения и ходатайства о снятии с меня приговора…Военком бригады говорит, что мы вас во что бы то ни стало сохраним для воздушного флота…Вины никакой за собой не чувствую и объясняю это так, как сказал один командир здесь. Будь это не Чкалов на моем месте после аварии, то не было бы ничего. Значит, я им бельмо на глазу, от которого хотят избавиться в том отношении, чтобы Чкалов никогда не лез со своими указаниями на их неправильные действия…» Отбывал наказание Чкалов не год, а 16 дней, с 3 по 19 января 1928 года. По ходатайству Я. И. Алксниса и К. Е. Ворошилова, наказание было заменено на условное. Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и до ноября 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был летчиком-инструктором. В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в РККА и направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжелый бомбардировщик, несший на своих крыльях и фюзеляже до 5 самолетов-истребителей. В 1932 году НИИ ВВС был переведен с Ходынского поля в Москве на аэродром в районе города Щелково Московской области. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролетом над Красной площадью. 45 самолетов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шел бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управлявшийся экипажем Валерия Чкалова. С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведен на работу летчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолеты-истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Принимал участие в испытаниях истребителей танков ВИТ-1, ВИТ-2, а также тяжелых бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа-восходящего штопора и замедленной бочки. 9 марта 1934 года родился будущий первый космонавт Земли-Ю. А. Гагарин. Гагарин восхищался Чкаловым и считал его своим покровителем. 5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолетов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой-орденом Ленина. Осенью 1935 года летчик Г. Ф. Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелет из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолета. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелет, но Сталин указал другой план маршрута: Москва-Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского (в августе 1935 года полет С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва-Северный полюс-Сан-Франциско был прерван из-за неисправности). Перелет экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяженность маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохраненная и при следующем перелете-через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелета официально носили это название вплоть до начала борьбы с культом личности Сталина. За перелет на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль «Золотая Звезда», введенная в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолет У-2 (сейчас находится в музее в Чкаловске). Об исключительной пропагандистской важности этого перелета для своего времени говорит то, что И. В. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щелковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся экипаж самолета. С этого момента Чкалов приобрел всенародную известность в СССР. Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелета в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолета АНТ-25 состоялся 18 июня на Щелковском аэродроме все с той же длинной взлетно-посадочной полосы со стартовой горкой, сооруженной специально для полетов на рекордную дальность. Полет проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение), но 20 июня самолет совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяженность перелета составила 8504 километра. Все члены экипажа стали знаменитостями в Америке. Среди приветствовавших экипаж на американской земле были посол СССР в США А. А. Трояновский и Дж. К. Маршалл, будущий генерал и государственный секретарь США, позднее принявший членов экипажа у себя дома. За этот перелет весь экипаж был награжден орденами Красного знамени. 12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета национальностей Верховного совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василева их поселок был переименован в Чкаловск. 3 октября 1937 года Валерий Чкалов получил задание совершить полет на мерной базе на максимально возможной скорости для наиболее точного определения летных параметров рекордного самолета «И-16» КБ им. Поликарпова № 5210671. Облегченный вариант «И-16» с мотором «М-62И», специально предназначенный для установления мирового женского рекорда скорости. Рекордный полет на этом самолете должна была выполнить известная летчица Валентина Гризодубова. Из-за неполадки в моторе Чкалов произвел посадку на мелкий лес, самолет был разбит, а летчик получил ранения. 1 декабря 1938 года Чкалов был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180. Чкалов трагически погиб 15 декабря 1938 года при проведении 1-го испытательного полета на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. Полет готовился в большой спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолета на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября. 2 декабря на собранной машине было выявлено 190 дефектов. Н. Н. Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранен от этих работ. 7 декабря И-180 вывезли на аэродром; 10 декабря В. П. Чкалов произвел рулежку самолета по земле, при которой мотор часто глох; 12 декабря при повторной рулежке сломалась тяга управления газом мотора. 13 декабря Поликарпов представил программу испытаний И-180: полетное задание предписывало совершить пробный полет по кругу в течение 10-15 минут без уборки шасси. Впоследствии, после тщательного осмотра всей машины, планировалось осуществить испытательный полет и 1-2 полета по 30-60 минут; наконец полет с убранным шасси до высоты 7 000 метров. Валерий Чкалов должен был совершить только 1-й, самый дорогой по оплате полет, после чего машина переходила в руки другого летчика-С. П. Супруна. По воспоминаниям Д. Л. Томашевича, в этот день температура воздуха была «около минус 25 °C…Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился». Мемориальный камень на Хорошевском шоссе в Москве, установленный в 1998 году Несмотря на очень низкую температуру, вылет прошел неплохо, машина набрала высоту 100-120 метров и с виражом пошла на 1-й круг над аэродромом. Далее полет продолжался на высоте 500-600 метров. После 1-го круга самолет пошел на 2-й круг, растянув последний в сторону завода № 22. По свидетельству В. К. Коккиннаки, который в это время летал в районе аэродрома на высоте 2000 метров, Чкалов подлетел к нему, показал большой палец, мол, все отлично, после чего пошел на посадку. По свидетельству наблюдателей, находившихся на аэродроме, «не доходя до аэродрома один-полтора километра, на высоте около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками». При заходе на посадку двигатель М-88 неожиданно остановился. Летчик, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолетом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами», в районе автобазы Мосжилгосстроя (Магистральная ул., д. № 13). Но в последний момент самолет зацепился за электрические провода, ударился правым крылом об электрический столб и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. Чкалова выбросило из кабины на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Пожара не было, но Чкалов ударился головой о металлическую арматуру, оказавшуюся в месте падения. По показаниям свидетелей катастрофы, рабочие автобазы сняли с летчика парашют (еще не знали, что это был Чкалов), положили его в кузов грузовой полуторатонной машины и тут же отправили в больницу. От полученной травмы Чкалов скончался в Боткинской больнице в 16:45 15 декабря 1938 г. После гибели Чкалова был арестован ряд руководителей авиационного завода, причастных к организации этого полета. Они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полет самолета с многочисленными неисправностями, повлекшими за собой гибель летчика. Поблизости от места катастрофы, на пересечении Хорошевского шоссе с Хорошевским тупиком, в 1998 году был установлен памятный камень. Высказывались сомнения в истинности официальной истории гибели Валерия Чкалова: якобы непонятно, почему опытный образец боевого самолета взлетал с Центрального аэродрома на Ходынском поле, то есть с полосы гражданского аэропорта, и как он туда попал. Завод, выпустивший опытный образец И-180, существует и сейчас. Это завод имени Хруничева в Филевской пойме. ВПП закрытого и охраняемого заводского аэродрома располагалась там, где сейчас проходит улица Филевский бульвар (расположение заводских корпусов и бульвара весьма характерны и до сих пор не утратили следов планировки бывшего авиапромышленного объекта). Эти сомнения-плод незнания истории авиации: в 1938 году аэродром на Ходынском поле был Центральным аэродромом им. Фрунзе. Кроме полетов пассажирских самолетов, он являлся и заводским аэродромом для трех заводов и нескольких ОКБ, в том числе и ОКБ Поликарпова. Ныне это завод имени П. О. Сухого. Валерий Чкалов был кремирован в Москве в Донском крематории, урна с его прахом установлена в Кремлевской стене. На похороны Чкалова власти потратили 131 231 руб. (из них на музыкальное оформление похорон-51 968 руб. 19 коп., на аренду и подготовку помещения-28 419 руб.). Валерий Чкалов с женой Ольгой Эразмовной и сыном Игорем на Белорусском вокзале. 27 июля 1937 года. Фото М. Калашникова Жена-Ольга Эразмовна Чкалова, урожденная Орехова (1901-1997), в браке с 1927 года, ленинградская учительница (после работала в Москве), автор ряда книг и воспоминаний о Чкалове, статей по педагогической тематике. Cын Игорь (1 января 1928-2006, Москва)-окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Полковник. Инженер ВВС. Почетный гражданин Чкаловского района Нижегородской области (Постановление Земского собрания Чкаловского района от 2.12.1997 г. № 8). Внес большой вклад в пополнение фонда музея В. П. Чкалова в Чкаловске. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Автор ряда статей и интервью, посвященных своему отцу. Имел двоих сыновей. Дочь-Валерия (10 мая 1935-20 апреля 2013), имела одну дочь. Дочь-Ольга (род. 1939), имеет одну дочь.