Энциклопедия советского кино 
Враги 
Враги 
Враги 
Враги 
Враги 
Враги 
Враги 
Враги 
Враги 
Враги 
Враги 
Враги 
Враги 
Враги 
Враги 
Враги 
Враги 
Враги 
Враги 
Враги 
Враги

 

Враги

Враги

1977, 75 мин., «Мосфильм»
Режиссер Родион Нахапетов, сценарист Абрам Роом, композитор Исаак Шварц
В ролях Иннокентий Смоктуновский, Елена Соловей, Марина Неелова, Регимантас Адомайтис, Олег Ефремов, Юозас Будрайтис, Вера Глаголева, Алла Майкова, Николай Гриценко, Николай Трофимов, Михаил Голубович, Борис Сабуров, Евгений Безрукавый, Николай Ерофеев

Фильм называется «Враги», и уже одним этим сказано многое. Помните пьесу Максима Горького? Два мира в непримиримой вражде. Один мир, еще процветающий, но уже с печатью смерти, распада, конца. Другой-пока только нарождающийся, но сильный-за ним будущее. Граница между двумя эпохами пролегла между людьми-невидимая, но какая ощутимая, разящая черта разделила их! Представьте себе, каково было художнику Людмиле Кусаковой из давно обжитого Дворца пионеров в Сочи устроить особняк начала века. И она устроила, населила его воображаемыми людьми так достоверно, что даже работники группы стали ходить по «хозяйским» комнатам чуть слышно, на цыпочках, боясь что-нибудь задеть или поцарапать. Одну и ту же комнату приходилось превращать то в гостиную, то в спальню. Вот по ходу дела персонаж фильма, не прекращая разговора, должен выйти из гостиной и пройти в спальню. Актер говорит половину фразы и как бы замирает до тех пор, пока группа не перестроит комнату. Проходит неделя, а то и больше, но ведь актер не заморожен, он живет. За это время Иннокентий Смоктуновский успевает отпраздновать свой день рождения, совершить вынужденную посадку в Киеве, затем сыграть Иванова во МХАТе, написать несколько страниц своей книги и переделать еще много всяких дел. Какое же изумительное мастерство надобно, чтобы, вернувшись на съемку, мигом вычеркнуть, забыть все не относящееся к сцене и продолжить в том же духе, что и две недели назад. А сколько трудностей было у Александра Княжинского, молодого, но многоопытного оператора, когда по сценарию персонажам требовалась полная свобода передвижения (все в том же Дворце пионеров!). Всем членам съемочной группы приходилось буквально выметаться вон и лишь поглядывать за происходящим то через окно, то через щелку в двери. В театре артисты «сыгрались», они знают и понимают друг друга отлично. Здесь же в одну «телегу» впрягаются Олег Ефремов, Марина Неелова, Елена Соловей, Регимантас Адомайтис, Юозас Будрайтис. В силу обстоятельств многие из них знакомятся чуть ли не на съемочной площадке. И вообразите себе, что рядом с такими мастерами оказываются начинающие актрисы Вера Глаголева и Алла Майкова, а ведь спрос с них такой же, как и со всех, не меньше! Родион Нахапетов помнил, как днепропетровский артист Евгений Безрукавый долго не мог почувствовать себя рабочим Грековым в сцене, где его партнером был Николай Гриценко. Молодой артист так волновался и нервничал, что комедийность игры Гриценко совершенно сбила его с толку: вместо того, чтобы дать серьезный отпор самодуру-генералу, он беспрерывно смеялся, точно ему смешинка в рот попала. Работая с актерами, учитывать приходится многое. Можно определенно сказать, что у актеров, так же, как, к примеру, как в живописи у художников, тоже случаются «периоды», только они, понятно, другого рода, не цветные. Разве не «острохарактерный» период был тогда у Смоктуновского? Он все заметнее выделяет в своих героях черты необычные, усиливает внешний рисунок роли, подчеркивает различные странности характера. Такой подход к образу может не всегда соответствовать режиссерскому видению, но, как и всякий большой художник, Смоктуновский имеет право следовать своим принципам. Создание фильма-это всегда путешествие. Продумав все до мелочей и зная конечную цель, члены съемочной группы с энтузиазмом отправляются в неизведанный путь. Впереди целый год работы, утомительной и радостной-всякой. И вот она позади. За кадром, в памяти, остаются бесконечные репетиции, сотни фотографий, на которых запечатлены интересные типажи и обстановка комнат, прочитанные книги, ожидание солнца, переезды из гостиницы в гостиницу-словом, все то, что составляет невидимый зрителю, но дорогой всем нам мир-кино. Монтируя фильм, создатели безжалостно отсекают ненужное, несущественное и вдруг замечают, что от всей жизни, от всех трудов остается всего лишь восемь коробок с пленкой…

 

        Мацнев Р.А., содержание, дизайн, оформление, верстка, разработка сайта, 2011-2017 гг.