Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова  Земля Санникова

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Земля Санникова

Земля Санникова

1973, 89 мин., «Мосфильм»
Режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов, сценаристы Марк Захаров и Владислав Федосеев, композитор Александр Зацепин
В ролях Владислав Дворжецкий, Георгий Вицин, Юрий Назаров, Олег Даль, Махмуд Эсамбаев, Николай Гриценко, Елена Чухрай, Георгий Чепчян, Петр Абашеев, Турсун Куралиев, Екатерина Самбуева, Назира Мамбетова

По мотивам одноименного романа Владимира Обручева. Более ста лет загадка земли, затерянной среди арктических льдов, волновала путешественников, но никто не мог достичь ее. Герой фильма, политический ссыльный Ильин, отправляется в экспедицию, которую финансирует богатый золотопромышленник. Отважные путешественники обнаруживают среди ледяного безмолвия цветущий оазис. Но выясняется, что во время землетрясения он должен исчезнуть. Ильин с товарищами стремится снова достичь материка в попытке предотвратить катастрофу…
Научно-фантастическими романами академика Владимира Афанасьевича Обручева «Земля Санникова» и «Плутония» зачитывалось не одно поколение советских и российских читателей. Идея существования легендарной теплой земли-Земли Санникова-за Полярным кругом, куда, вопреки логике и физике, улетали птицы, давно будоражила умы ученых, путешественников и авантюристов. Именно про теплую страну племени онкилонов среди арктических льдов повествует захватывающий роман Обручева. В Госкино не любили фантастические проекты: затраты на производство большие, а что получится-неизвестно. Хорошо, если «Человек-амфибия». Но все же сценарий по роману утвердили. Когда он оказался в руках режиссера Альберта Саркисовича Мкртчяна (1926-2007) (кстати, снявшего первые выпуски «Кабачка «13 стульев», а также фильмы: «Опекун» (1970), «Лекарство против страха» (1978), «Законный брак» (1985), «Казенный дом» (1989), «Прикосновение» и др.), он понял, что сценарий надо переписывать. И привлек к этому Марка Захарова: «Мы ведь написали совсем другую историю, к сюжету Обручева она почти не имеет отношения. Единственное, что осталось от автора-это идея: неизвестная земля, которую надо открыть». Главную роль-политического ссыльного Ильина, являющегося инициатором экспедиции на поиски Земли Санникова-сыграл Владислав Вацлавович Дворжецкий (1939-1978), сын актера Вацлава Дворжецкого и брат погибшего актера Евгения Дворжецкого. Он не успел в полной мере реализовать свой талант, сыграв в кино до обидного мало «Бег» (1970), «Возвращение Святого Луки» (1970), «Солярис» (1972), «Возврата нет» (1973), «За облаками небо» (1973), «Капитан Немо» (1975), «Там, за горизонтом» (1975), «Легенда о Тиле» (1976), «Встреча на далеком меридиане» (1977), «Однокашники» (1978) и др. Дворжецкому сценарий понравился, и он работал с полной отдачей, рассчитывая, что эта роль станет одной из лучших в его творческой биографии. Однако в ходе съемок режиссеры подвергли переработке серьезный сценарий и весьма «облегчили». Владислав Дворжецкий, человек с крепкими нервами, несколько раз не выдерживал, высказывал все, что думает по этому поводу, покидая порой съемочную площадку. В роли артистичного и бесшабашного Крестовского режиссеры видели только Владимира Высоцкого. Тому роль понравилась, и пробы были прекрасными. Воодушевленный этим Высоцкий написал к фильму три песни «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые». Но ни они, ни их автор в картину не вошли. Об этом он в марте 1972 года написал другу, Станиславу Говорухину: «У меня много событий, в основном не очень хороших. Например: утвердили меня в картину «Земля Санникова», сделали ставку, заключили договор, взяли билеты, бегал я с визой для Марины, освобождение в театре с кровью вырывал у директора и Любимова, а за день до отъезда Сизов-директор «Мосфильма»-сказал: «Его не надо!»-«Почему?»-спрашивают режиссеры. «А не надо-и все!». Дело в том, что накануне на радиостанции «Немецкая волна» прозвучали песни Высоцкого и все на его участии в фильме поставили крест. Олег Даль, который получил эту роль, только во время съемок узнал, что она предназначалась Высоцкому, которого он уважал как человека и любил как поэта и музыканта. Он несколько раз порывался отказаться от роли, но механизм съемок был запущен, договор как удавка на шее. Несмотря на шумный успех созданного им образа у зрителя, Даль всю жизнь ненавидел эту роль. Олег Иванович Даль (1941-1981) сыграет в кино не так много удачных ролей, в которых сможет раскрыть свой огромный драматический и комический талант: «Мой младший брат» (1962), «Женя, Женечка и катюша» (1967), «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967), «Старая, старая сказка» (1968), «Король Лир» (1970), «Тень» (1971), «Вариант Омега» (1975), «Золотая мина» (1978), «Расписание на послезавтра» (1978), «Отпуск в сентябре» (1979), «Приключения принца Флоризеля» (1979), «Незваный друг» (1981) и др. На съемках фильма «Плохой хороший человек» (1973) он встретится в работе с Высоцким, которого называл «братом по духу», хотя в жизни они общались не часто. Он провидчески напишет в дневнике: «Сначала уйдет Высоцкий, потом-я». Так и получилось. В гостиничном номере в Киеве, куда он приехал на съемки, он сам активировал «торпеду» (по просьбе Высоцкого эту ампулу привезла Марина Влади, он «зашился» и какое-то время не пил), выпив почти бутылку водки, и тихо ушел…Замечательные песни «И солнце всходило…», «Есть только миг…», написанные Александром Зацепиным на слова Леонида Дербенева, исполненные Олегом Анофриевым, сразу стали хитами. Фильм в рейтинге проката 1974 года занял 7-е место, собрав 41 миллион зрителей. Фразы из фильма, ставшие крылатыми: Во мне ничего хорошего нет. Значит, ты плохой человек. Нет, я в смысле жиру во мне… и этого самого, ну, мяса хорошего… мало…-Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь! (Из песни)-Ну и земля! Сама и варит и жарит! (Крестовский)-Шаман. Ты хочешь остаться с нами? Игнатий. Ваше величество! Мечтаю, мечтаю, можно сказать, с детства. Усыновите! Характер у меня какой-то буйный, что не по мне-рука тяжелая, а голова, извиняюсь, дурная. Игнатий. Я видел! Ильин. Что видел? Игнатий. Не знаю, но видел!