А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие  А зори здесь тихие

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

А зори здесь тихие

А зори здесь тихие

1972, 188 мин., ч/б, «Киностудия им. М. Горького»
Режиссер и сценарист Станислав Ростоцкий, сценарист Борис Васильев, композитор Кирилл Молчанов
В ролях Андрей Мартынов, Ирина Долганова, Елена Драпеко, Екатерина Маркова, Ольга Остроумова, Ирина Шевчук, Людмила Зайцева, Алла Мещерякова, Нина Емельянова, Алексей Чернов

По одноименной повести Бориса Васильева. В начале июня 1942 года пять зенитчиц и их командир, старшина Васков, отправившись в разведку, неожиданно обнаруживают, что в этой, казалось бы, еще далекой от фронта местности высадился немецкий десант. Об этом необходимо сообщить в штаб. Но маленький отряд отрезан от своих. И найти выход можно только ценой собственной жизни. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле-но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг…
Среди многочисленных советских фильмов о войне эта двухсерийная кинолента, поставленная фронтовиком Станиславом Ростоцким, стоит несколько особняком, в небольшой группе картин, где войны, как таковой, почти нет, и показана она в преломлении драматических судеб нескольких людей. Ростоцкому очень понравилась повесть писателя-фронтовика Бориса Васильева «А зори здесь тихие» про пять девушек-зенитчиц, погибших в «бою местного значения» с превосходящими силами фашистского десанта, и невоенного по виду старшину, обладающего крестьянской смекалкой, что лучше всех учебников по тактике и стратегии помогла маленькой группке разгромить и пленить немцев. И он загорелся идеей сделать по ней фильм. Сценарий они написали вместе с Васильевым. Посмотрев сотни претендентов на главные роли, режиссер пошел на большой риск, доверив их в основном дебютантам. Андрея Леонидовича Мартынова (р. 1945) нашли в труппе Московского ТЮЗа. Для него роль Васкова стала звездным дебютом в кино. Потом будут: «Вечный зов» (1976), «Исчезновение» (1978), «Последний шанс» (1979), «Синдикат-2» (1981), «Факты минувшего дня» (1981), «Через Гоби и Хинган» (1982), «Царь Иван Грозный» (1991), «Ледниковый период» (2002), «Богатство» (2004) и др. 26-летнего актера, практически ровесника актрис, сыгравших главные роли, пришлось сильно «состарить». И Мартынов был настолько убедителен в роли немногословного, повидавшего жизнь старшины, что никто не усомнился в его «степенном» возрасте. Эта работа принесла ему широкую известность и Госпремию СССР (1975). Соню Гурвич Васильев писал со своей жены и, когда увидел пробы студентки Саратовского театрального училища Ирины Долгановой, сказал: «Она!». Для выпускницы ЛГИТМиКа (1972) Елены Григорьевны Драпеко (р. 1948), вначале пробовавшейся на роль Риты Осяниной, Лиза Бричкина тоже стала ярким дебютом в кино. Затем она сыграла много ролей. В том числе в фильмах: «Вечный зов» (1973), «Свой парень» (1974), «Безотцовщина» (1976), «Открытая книга» (1977), «Каракумы, 45 в тени» (1982), «Одиноким предоставляется общежитие» (1983), «Залезь на луну» (2010) и др. В последние годы Елена Драпеко отдает предпочтение «роли» депутата Государственной думы. Студентка ВГИКа Ирина Борисовна Шевчук (р. 1951) попала на пробы случайно, даже не прочитав сценария. Она пробовалась на роль Женьки Комельковой, и режиссер ее решительно отверг. Обиженная девушка, которая еще в десятом классе снялась в эпизоде в фильме «Ну и молодежь» (1968) и училась на третьем курсе ВГИКа, решила, что больше у этого режиссера не будет сниматься «ни-ког-да!». Актриса Московского ТЮЗа Ольга Михайловна Остроумова (р. 1947), ставшая необычайно популярной еще студенткой после фильма того же Ростоцкого «Доживем до понедельника», прочитала повесть и просто влюбилась в Женьку Комелькову. Потом будет много ролей, в том числе в фильмах: «Любовь земная» (1975), «Судьба» (1978), «Гараж» (1980), «Василий и Василиса» (1981), «Безумный день инженера Баркасова» (1983), «Чаша терпения» (1989), «Очень верная жена» (1992), «Уснувший пассажир» (1994), «Змеиный источник» (1997), «По ту сторону волков» (2002), «Капитанские дети» (2007) и др. Но тогда ей пришлось доказывать свое право на роль наравне с другими претендентками. И она уговорила Ирину Шевчук подыграть ей в выбранном эпизоде. Показанный ими дуэт растрогал режиссера, вызвал аплодисменты съемочной группы, принимавшей, наряду с Ростоцким, самое действенное участие в кастинге актеров. Обе актрисы были утверждены, а Ирина Шевчук забыла об обиде, сыграв свою самую звездную роль-Риты Осяниной. Потом у нее будет более 40 фильмов, но эта роль останется самой главной. Выпускница Театрального училища имени Щукина Екатерина Георгиевна Маркова (р. 1946), сыгравшая роль Гали Четвертак, несмотря на замеченный кинодебют, снялась всего в нескольких фильмах (в том числе «Дела сердечные», 1974). Дочь известного советского писателя и функционера Георгия Маркова стала известной писательницей-пишет изящную, умную, тонкую прозу и с успехом много лет «играет» роль супруги известного актера Георгия Тараторкина. В этом фильме впервые в небольшой роли появился на экране актер Игорь Костолевский. Съемки картины проходили в Карелии, где разворачивались события повести. Привыкшим к комфортным условиям горожанкам приходилось несладко: кормили озверелых комаров, купались в ледяной реке, увязали в болоте…Играли актрисы с такой самоотдачей, что Ирина Шевчук в сцене смерти Риты Осяниной почувствовала настоящую боль в животе и потеряла сознание. Когда снимали сцену смерти Женьки Комельковой, вся группа была потрясена накалом, с которым играла Ольга Остроумова. Когда выяснилось, что почти вся пленка эпизода оказалась браком, режиссеру стало плохо с сердцем: он понимал, что повторить такое невозможно. Актрису сочно вызвали из Москвы, объяснили ситуацию. Она вошла в кадр и, совершив чудо, сыграла опять на таком нерве, что съемочная группа плакала и аплодировала. А с автором повести у режиссера произошел разлад: Васильев всего раз побывал на съемках и остался недоволен, считая, что надо было снимать жестче. При сдаче картины у Ростоцкого было немало проблем. Чиновники требовали вырезать сцену в бане, назвав чуть ли не порнографией. Это едва не стоило режиссеру инфаркта, но он ее отстоял. Фильм по выходе имел оглушительный успех, заняв первую строчку в рейтинге кинопроката, его посмотрело 66 миллионов зрителей! В 1972 году читатели журнала «Советский экран» назвали его лучшим фильмом года. Картина получила много наград: Памятный приз на Международном кинофестивале в Венеции в 1972 году, 1-ю премию всесоюзного кинофестиваля в Алма-Ате в 1972 году, премию Ленинского комсомола (С. Ростоцкий, В. Шумский, А. Мартынов, 1974), Госпремию СССР (Б. Васильев, С. Ростоцкий, В. Шумский, А. Мартынов, 1975) и была в 1972 году номинирована на «Оскар» в категории «Лучший иноязычный фильм». Фразы из фильма, ставшие крылатыми: Местами по… в общем, по это самое…-вам по пояс будет (Васков). Я мокрая до самых… в общем, вам по пояс будет (Комелькова). Пошел ты! Сам знаешь или дорогу указать? (Кирьянова). Худющая, как весенний грач. Ноги не держат (Васков). Война-это не просто кто кого перестреляет. Война-это кто кого передумает (Васков). Вон, у Бричкиной такая же конституция, как у нас у всех. А все при всем. Есть на что приятно поглядеть (Васков). Гражданское население мне не подчинено, сами говорили, а от них все зло (Васков).