Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Абу Райхан Беруни

1974, 142 мин., «Узбекфильм»
Режиссер и сценарист Шухрат Аббасов, сценарист Павел Булгаков, композитор Румиль Вильданов
В ролях Пулат Саидкасымов, Бахтияр Шукуров, Раззак Хамраев, Бимболат Ватаев, Всеволод Якут, Тамара Шакирова, Дилором Камбарова, Бахтиер Ихтияров, Ташходжа Ходжаев, Талят Рахимов

Фильм посвящен тысячелетию со дня рождения Абу Райхана Беруни, ученого-энциклопедиста Востока, жившего в эпоху Средневековья, междоусобных войн и тирании феодалов. Картина о жизни ученого, его борьбе с мракобесием и его трагической любви к рабыне Рейхане…
Количество зрителей в СССР-6 миллионов человек. На VIII Всесоюзном кинофестивале в Кишиневе картина получила главную премию. Вторая премия за лучшее исполнение женской роли-актрисе Д. Камбаровой. Специальный диплом-актеру Б. Ватаеву за лучшее исполнение роли.
Аль-Бируни (973-1048)-средневековый персидский ученый-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. Перечень работ Бируни, составленный им самим около 1036 года, содержит более ста названий. Свои научные труды писал на арабском и персидском языках. Аль-Бируни родился 4 октября 973 года в хорезмийском городе Кят (ныне город Беруни в республике Каракалпакстан в Узбекистане). По другим данным Бируни родился 4 сентября 973 года. О его родителях известно мало, в своих собственных записях Бируни писал, что не знает отца и деда. Согласно «Энциклопедии ислама», Бируни родился в иранской семье. Бируни так охарактеризовал языки, которые он выучил: «Затем я перешел к арабскому и персидскому, в каждом из них я пришелец, с трудом им владеющий». По мнению некоторых востоковедов, его родным языком был хорезмийский диалект персидского языка. В общей сложности, он знал хорезмийский, персидский, арабский, еврейский, сирийский, греческий и санскрит. Бируни ставил арабский язык выше персидского, когда он писал: «поношение по-арабски милее мне, чем похвала по-персидски… этот диалект годится только для хосроевских повестей и ночных сказок». Выйдя из ремесленнических кругов, получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни, поддерживавший свергнутую династию Афригидов, уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Бируни работал в Гургане при дворе Зияридского эмира Табаристана Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию». В итоге вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али (997-1009) и Мамуна II, в том числе был одним из ведущих ученых Академии Мамуна. С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он вместе с другими пленными учеными был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет. Покровительствовавшему ему Масуду аль-Бируни посвятил сочинение по астрономии и сферической тригонометрии, известное как «Канон Масуда». Как отмечал таджикский академик Б. Гафуров, аль-Бируни многие страны считают своим, но он был выходцем из Хорезма, и он принадлежит всем народам. Ибн Сина (Авиценна) в 997 году переехал из Бухары в Хорезм, где прожил 15 лет до 1012 года. В 997-998 гг. Бируни вел переписку с Ибн Синой по различным вопросам космогонии и физики, воплощенную в форме вопросов и ответов. В Ургенче Ибн Сине посчастливилось работать в Академии Мамуна, где уже работал Абу Райхан Беруни. Основы двух трудов, составивших славу Ибн Сины, «Канона врачебной науки» (Ал-Канун фит-т-тибб) и «Книги исцеления» (Китаб аш-шифа) закладывались в Хорезме-в Ургенче. «Канон врачебной науки» был начат в Хорезме в 1000 г. В 1012 году Ибн Сина покинул Хорезм и направился в Хорасан. В самом первом сочинении «Хронология, или памятники минувших поколений» (1000 год) аль-Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов. В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы, достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом». Здесь же изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы. Астрономии Бируни посвятил 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звезд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии. Главное сочинение Бируни по астрономии-«Канон Масуда по астрономии и звездам». План этого сочинения близок к стандартному плану арабских зиджей, но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений; ряд положений своих предшественников, например, предположение Сабита ибн Корры о связи движения апогея Солнца с предварением равноденствий Бируни опровергает, во многих вопросах приходит к новым выводам. Он рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца; он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звезд, в отличие от темных тел-планет, подвижность звезд и огромные их размеры по сравнению с Землей, идею тяготения. Бируни проводил наблюдения на построенном ан-Насави в Рее стенном квадранте радиусом 7, 5 м, выполняя их с точностью до 2 грдусов. Он установил угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях. Большое внимание Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Масуда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов об астролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии. В 1038 году Бируни написал «Минералогию, или Книгу сводок для познания драгоценностей», в которой определен удельный вес многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах, сплавах и др. Им же составлена «Фармакогнозия в медицине»-книга о медицинских препаратах, капитальный труд, имеющий большое значение и в наше время. В этой книге он подробно описал около 880 растений, их отдельных частей и продуктов выделения, привел их точные признаки, упорядочил терминологию. Бируни собрал и объяснил около 4500 арабских, греческих, сирийских, индийских, персидских, хорезмийских, согдийских, тюркских и других названий растений; эти синонимы важны для современного исследования истории фармакогнозии. Как исследователь Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты. Помимо своего родного хорезмийского языка, Бируни владел арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также ивритом, санскритом и хинди. Эти знания способствовали выработке им принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой. Созданная Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду. Бируни в своих произведениях приводит названия тюркских месяцев и тюркских лечебных трав. Бируни в своем произведении «Памятники минувших поколений» приводит тюркские названия годов по животному циклу: сичкан, од, барс, тушкан, луй, илан, юнт, куй, пичин, тагигу, тунгуз. В этом же сочинении он приводит названия месяцев по тюркски: улуг-ой, кичик-ой, биринчи-ой, иккинчи-ой, учинчи-ой, туртинчи-ой, бешинчи-ой, олтинчи-ой, йетинчи-ой, саккизинчи-ой, токкузинчи-ой, унинчи-ой. Несмотря на свое иранское происхождение, Бируни большую часть своих научных трудов написал на арабском языке-научном языке своего времени-однако «Китаб аль-Тафхим»-один из своих шедевров-написал как на персидском, так и на арабском, чем показал свое умение в равной степени писать на обоих языках. «Китаб аль-Тафхим» является одним из самых важных ранних произведений науки на персидском языке и представляет собой богатый источник персидской прозы и лексикографии. В книге умело и самым подробным образом рассмотрены дисциплины, входящие в средневековый квадривиум. В его научных трудах также встречаются отрывки и на другом иранском языке-хорезмийском.