Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
По повести Дмитрия Фурманова. Василий Иванович Чапаев
(1887-1919), командир 25-ой дивизии Красной армии, готовится к решающему
сражению с отборными частями каппелевцев, возглавляемых опытным кадровым
офицером, полковником Бороздиным. Партия присылает ему на помощь Дмитрия
Фурманова (1891-1926)-молодого, но образованного и умного комиссара, чьи
мемуары впоследствии легли в основу романа и фильма, обессмертившего имя
Чапаева в памяти советских граждан…
Если перечень официальных культовых фильмов принято начинать с «Броненосца
«Потемкин», то «Чапаев», без сомнения, возглавляет список культовых отечественных
картин, составленный самим народом. В основе фильма-одноименный роман
Дмитрия Фурманова, который был комиссаром в отряде комдива. Его нельзя
рассматривать как документальный, поскольку у самого Фурманова с реальным
Василием Ивановичем отношения не сложились-более того, они разругались
в пух и прах, и комиссар забросал штаб армии своими рапортами (так и хочется
сказать: кляузами!). Но книга получилась интересная, и фильм по ней тоже.
И что бы ни говорили историки, выдвигая гипотезы о том, как и где погиб
реальный комдив, мы до сих пор с непередаваемым волнением следим за тем,
как раненый Василий Иванович переплывает Урал, и каждый раз надеемся на
чудо, что он доплывет до берега. Образ легендарного комдива прочно ассоциируется
в народной памяти с обликом артиста Бориса Бабочкина (1904-1975). Бабочкин
снялся в фильмах: «Мятеж» (1928), «Заговор мертвых» (1930), «Дважды рожденный»
(1934), «Подруги» (1935), «Друзья» (1938), «Оборона Царицына» (1942),
«Актриса» (1943), «Повесть о настоящем человеке» (1948), «Аннушка» (1959),
«Дачники» (1966), «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975). Глядя на редкие
фотографии реального Чапаева, мы порой вздыхаем: «не похож»! На того,
кто стал символом революционной романтики нашего кино, в кого играли мальчишки
нескольких поколений, кому десятилетиями подражали. Эта роль для Бабочкина-актера
Ленинградского театра драмы-стала звездной западней. Поначалу его пригласили
на одну из второстепенных ролей. Однако, прочитав сценарий, Бабочкин влюбился
в образ Чапаева и приложил немало усилий, чтобы убедить режиссеров отдать
ему роль. Усилия не пропали даром: обрушившаяся на актера фантастическая
слава не снилась самым раскрученным мировым звездам! Фильм понравился
самому Сталину, и он лично распорядился присвоить тридцатилетнему Бабочкину
звание народного артиста. Став впоследствии выдающимся театральным актером,
режиссером и педагогом, много лет отдавшим Малому театру, Бабочкин до
конца жизни так и не смог больше приблизиться к уровню успеха Чапаева.
Фильм вышел на экраны 5 ноября 1934 года. За первые две недели только
в Москве и Ленинграде его посмотрело более полумиллиона зрителей, за год-30
миллионов! Режиссеры фильма братья Васильевы получили за свою самую знаменитую
картину рекордные постановочные-миллион рублей и автомобиль. Георгий Николаевич
Васильев (1899-1946) и Сергей Дмитриевич Васильев (1900-1959) в родстве
не состояли и в историю кино вошли под объединившим их псевдонимом. Они
сняли несколько совместных фильмов: «Спящая красавица» (1930), «Личное
дело» (1932), «Встречный» (1932), «Волочаевские дни» (1937), «Оборона
Царицына» (1942), «Фронт» (1943), но ни один из них не сумел повторить
успеха «Чапаева». Фильм «Чапаев» в 1935 году открыл I Международный Московский
кинофестиваль и вместе с фильмом «Юность Максима» получил первый приз.
Кроме этого он получил призы на Парижской выставке (1937) и Венецианском
кинофестивале (1946). Позже, в 1978 году, по итогам опросов киноведов
мира «Чапаев» был включен в число ста лучших фильмов мирового кино. Сразу
после выхода на экраны фильм стал культовым. На него ходили бессчетное
число раз, цитировали фразы: «Александр Македонский тоже был великий полководец.
А зачем же табуретки ломать?», «Тихо, граждане! Чапай думать будет», «Ты
понимаешь, что я Чапаев? А ты…кто ты такой?», «Ты приходи ко мне в полночь-за
полночь. Я чай пью-садись чай пить, я обедаю-пожалуйста, кушай. Вот такой
я командир». А кадр, где Чапаев с оголенной саблей в развевающейся бурке
мчится в атаку во главе полка, стал знаковым, часто и охотно цитируемым
кинематографистами. Герои киноленты-Василий Иванович, его верный ординарец
Петька, Анка-пулеметчица и др. восьмой десяток лет живут своей собственной
жизнью. Пожалуй, ни об одних литературно-кинематографических персонажах
не придумано столько анекдотов, как о комдиве и его верном ординарце.