Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Человек-амфибия

1962, 82 мин., Ленфильм»
Режиссеры Владимир Чеботаров и Геннадий Казанский, композитор Андрей Петров
В ролях Владимир Коренев, Михаил Козаков, Анастасия Вертинская, Николай Симонов

По роману писателя-фантаста Александра Беляева. Рыбаки прибрежного испанского городка испуганы появлением в близлежащих водах чудовища, плавающего в морских глубинах. Однажды это существо спасает жизнь очаровательной девушки Гуттьеры, которая поругалась со своим возлюбленным, капитаном корабля Доном Педро. Оказывается, морское чудовище на самом деле молодой человек по имени Ихтиандр, живущий у своего отца, профессора Сальваторе. Тот когда-то спас жизнь своему смертельно больному сыну, пересадив ему легкие акулы. Ихтиандр влюбляется в Гуттьеру, что приводит к многочисленным конфликтам с жителями деревни…
Одному из самых талантливых отечественных фантастов-Александру Беляеву, книгами которого зачитывалось не одно поколение, не везет в кино. Его практически не экранизируют или делают это весьма неудачно («Завещание профессора Доуэля», «Ариэль»)…Хотя, казалось бы, вот уж где замечательная основа, на которой может вовсю разгуляться фантазия режиссеров и операторов! Тем более что уровень развития кинотехники сейчас это позволяет. Но до сих пор единственная среди беляевских экранизаций несомненная удача в художественном и постановочном отношении-«Человек-амфибия», фильм, снятый более сорока лет назад. На главную роль режиссеры Казанский и Чеботарев искали «новое» лицо-красивого молодого человека с необычной красотой-он должен сразу бросаться в глаза, быть «не от мира сего», инопланетянином. Однажды на дипломном спектакле «Ночь ошибок» в ГИТИСе ассистент по актерам увидел двадцатилетнего Владимира Коренева, игравшего главную роль. После проб актер был сразу утвержден на роль Ихтиандра. Он еще не знал, какие трудности ожидают его впереди. Дело в том, что, несмотря на приглашенных в качестве дублеров профессиональных пловцов, на крупных планах под водой снимали самого Коренева. Часть подводных съемок велась в Крыму, под Севастополем. Комбинированные съемки-вещь дорогая, да и условий для них тогда было мало, а ставка начинающего актера-не в пример дешевле. Потому Коренева в блестящем костюме Ихтиандра (кстати, сшит он был из чулочного эластика, и на него вручную нашили тысячи блестящих «чешуек») обвязали цепью и опустили на глубину. Но матрос, страховавший актера, не удержал тяжелую цепь, и она упала в воду, потащив на дно артиста. Замешкайся на минуту оператор Розовский, снимавший под водой и бросившийся спасать Коренева, последствия могли оказаться самыми трагичными. Не меньшей опасности подвергались и оператор с ассистентами. Им приходилось работать среди заизолированных кое-как кабелей осветительных приборов. Это счастье, что ток не пробил покрытие, иначе в воде-прекрасном проводнике-пострадали бы все. Был случай, когда отказал акваланг, из которого периодически вдыхал воздух привязанный к якорю Коренев, а якорь стал соскальзывать в ущелье на дне… Тогда профессиональный пловец Рэм Стукалов, страховавший актера, отдал Кореневу свой и был вынужден быстро всплыть с глубины. Когда он показался на поверхности, все увидели, как из поврежденных барабанных перепонок пловца хлестала кровь. После этого режиссеры чаще стали использовать муляжи и часть съемок перенесли в огромный стеклянный бассейн, выстроенный в павильоне. Все это удорожало съемки и вело к перерасходу сметы. Опасаясь закрытия картины, режиссеры пошли на беспрецедентный шаг: сняли фильм о съемках «Человека-амфибии», ставший, по сути, первым рекламным роликом. Его стали крутить по телевидению и демонстрировать перед началом киносеансов. Разогрев зрителя умелой рекламной кампанией, они добились того, что все с нетерпением ждали выхода картины на экран. Когда в 1962 году долгожданный фильм выпустили, зритель не подвел: картину посмотрело 65, 5 миллионов зрителей, сделав «Человека-амфибию» самым кассовым, на тот момент, советским фильмом. В списке самых кассовых фильмов отечественного кино он занимает заметное одиннадцатое место! Популярность Владимира Борисовича Коренева (р. 1940) была фантастической! Ему приходили мешки писем от зрителей, все требовали новых встреч со своим любимцем на экране. Но кинематографисты не воспользовались моментом делать фильмы специально «под Коренева» на гребне его славы. За тридцать лет после своего шумного успеха актер снялся в четырех десятках фильмов, да и то не в главных ролях. Среди них: «Свет далекой звезды» (1964), «Дети Дон Кихота» (1965), «Освобождение» (1968), «Много шума из ничего» (1973), «Победитель» (1975), «Рудин» (1976), «Я-актриса» (1980), «Криминальный талант» (1988), «Динозавры ХХ века» (1990), «Неизвестные страницы из жизни разведчика» (1990), «Бравые парни» (1993), «Дети Арбата» (2004), «Дорогая Маша Березина» (2004), «Слепой» (2004), «Дар божий» (2008), «Общая терапия» (2008), «Тайны дворцовых переворотов. Фильм 7. Виват, Анна!» (2008), «Пуля-дура»-2 (2009) и др. За свою звездную роль Коренев, которому приходилось самому выполнять некоторые сложные трюки и несколько раз оказываться на волосок от гибели, получил всего чуть более тысячи рублей. С 1961 года и по сей день он служит в Театре имени Станиславского. Фильм отмечен второй премией I Международного кинофестиваля научно-фантастических фильмов в Триесте (1963) «Серебряный космический корабль».