Дежа-вю  Дежа-вю  Дежа-вю  Дежа-вю  Дежа-вю  Дежа-вю  Дежа-вю  Дежа-вю  Дежа-вю  Дежа-вю  Дежа-вю  Дежа-вю  Дежа-вю  Дежа-вю  Дежа-вю

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Дежа-вю

Дежа-вю

СССР-Польша, 1989, 104 мин., «Зебра/Одесская киностудия»
Режиссер и сценарист Юлиуш Махульский, сценарист Александр Бородянский
В ролях Ежи Штур, Галина Петрова, Николай Караченцов, Владимир Головин, Елизавета Махульская, Виктор Степанов, Олег Шкловский, Василий Мищенко, Всеволод Сафонов, Виталий Шаповалов, Павел Новиш, Ян Хенч, Гжегож Хероминьский, Войцех Высоцкий

1925 год. Мафия чикагских подпольных-в эпоху сухого закона-торговцев спиртным потерпела едва ли не крах из-за предательства Микка Нича. Теперь его должен уничтожить киллер Джонни Поллак, который добирается аж до Одессы, где Микита Ничипорук открыл «великий самогонный путь». Американский гангстер, изображая профессора-энтомолога, ищет предателя в кипучем городе, пребывающем в загуле НЭПа, и становится почетным гостем советской России. Приспешники Микиты объявляют американцу войну, а он, «задушенный» гостеприимством, замученный расстройством психики, сдается чекистам…
В СССР случилась перестройка, дающая возможность народу «выпустить пар», чтобы «котел» не разорвало, отчего появилось обманчивое впечатление «глотка свободы». А у известного польского режиссера Юлиуша Махульского (р. 1955), любимого советскими зрителями за фильмы: «Ва-банк» (1981), «Секс-миссия» (в советском прокате-«Новые амазонки», 1983), «Ва-банк-2» (1984), «Кингсайз» (1987), случилась любовь к русской манекенщице Лизе Вергасовой, к которой он часто мотался на ее историческую родину и которую мечтал снять в кино. И он предложил Александру Бородянскому идею сценария о приезде в СССР гангстера. У того же родилась гениальная контридея: пусть уж будет себе гангстер из самой настоящей Америки, и даже пусть приезжает в СССР, но в 1920-е годы во времена НЭПа. Года два они ездили друг к другу в гости, все что-то придумывали, но, когда осталось всего две недели до срока сдачи сценария, сели и его написали. А поскольку писали два веселых человека, то, естественно, у них получилась комедия. И не простая комедия, а пародийная. Да не просто пародийная, а просто «матрешка в матрешке»-столько в ней «слоев»: На Голливуд с его гангстерскими сагами. И чикагские мафиози получили фамилии видных актеров и режиссеров итальянского происхождения-Де Ниро, Чимино, Скорсезе, Пачино, Коппола, де Пальма, Сталлоне. За помощью они обращаются к еврею Поллаку-Сидни Поллаку, влиятельному голливудскому режиссеру и продюсеру, в фильме носящему имя Джон. На съемки фильма «Броненосец «Потемкин», в котором оказались в массовке Джон Поллак в мундире белого офицера, командующего расстрелом, и Мик Нич (Нечипорук) Одноногий матрос. Получилось, что хрестоматийный кадр-съезжающая по Потемкинской лестнице детская коляска-обязан рождением киллеру, пытающемуся настигнуть свою мишень. Кстати, именно этот эпизод, как и эпизод приезда Владимира Маяковского из Штатов в Одессу, позволяет точно датировать время действия ленты-1925 год. Много еще в этой картине веселеньких и прозрачных намеков: обмотанный колючей проволокой, выкрашенной в белый цвет (о, перестройка!), таможенный пост; слова «девушки с телеграфа»: «Это не деньги. Рубли давайте»; просьба Поллака в булочной поменять доллары (театр абсурда!) и ответ Японца: «Он падает. Могу поменять по курсу 61 копейка за доллар»…обычно в этом месте зал рыдал от хохота, потому что на тот момент курс доллара в СССР был именно таким. В общем, фильм получился веселым и многозначительным. Главную роль сыграл один из популярнейших польских артистов Ежи Штур (р. 1947), которого Махульский снимал в своей «Секс-миссии». Микиту Нечипорука (Мик Нича)-можно сказать «родоначальника международного русско-американского гангстеризма»-сыграл актер Владимир Иванович Головин (1940-2010) («Трое» (1988), «Холодное лето пятьдесят третьего…» (1988), «Духов день» (1990), «Шизофрения» (1997), «Олигарх» (2002), «Телохранитель» (2006), «Антиснайпер-3» (2010), «Антиснайпер-4» (2010), широкую известность которому принесла роль-тоже криминального авторитета-в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…». Блестяще сыграла роль орущего персонального гида Поллака с говорящей фамилией Глушко актриса Галина Леонидовна Петрова (р. 1956), которой в уста вложили сакраментальную фразу: «Секса у нас нет!». Этот фильм открыл ее яркое дарование в широком диапазоне от комедии до драмы: «Сукины дети» (1990), «Вор» (1997), «Next-2» (2002), «Next-3» (2003), «Вдовий пароход» (2010) и др. Незабываем Николай Караченцов в роли Японца, особенно, произнося пророческие слова: «Хотелось бы, чтобы у нас была мафия…но для этого надо много и упорно работать!». А свою супругу (правда, уже бывшую) режиссер в картине тоже снял-в роли работающей под прикрытием лейтенанта милиции Афродиты Переплетчиковой. Фразы из фильма, ставшие крылатыми: Алло! Это ЧК? Белые в городе! (Швейцар)-А профессор-он вообще не пьет!-Американиш швайне!-Ваше благородие! При всем уважении!! Вы меня хоть свяжите, что видимость была, что я боролся!!! (Швейцар)-Великий самогонный путь (Нечипорук). Взвод! Для принятия пищи-разойдись!-Впервые в совдепии-стриптиз! Второе-тефтель с рисом или котлета с картошкой. О, йес! Мне тефтель с картошкой! Тефтель-с рисом!!! Все в порядке, все хорошо, мне тефтель с рисом, ему котлету с картошкой, потом поменяемся… Меняться-нельзя!!!-Вы же не сдали нормы ГТО. И теперь всю нашу кафедру к субботнику не допускают. Вы что-все из милиция? (Поллак)-Живым меня не возьмете! (Нечипорук)-И не хлопайте дверью!-Каждый день на кладбище ходит, как на работу! Какой белый поручик? Их же всех передавили! Выходит, не всех!-Когда речь идет о чести семьи, разговор о деньгах не уместен. Японец. Марки, фунты, кроны? Поллак. Dollars. Японец. Он падает, могу поменять по курсу 61 копейка за доллар. Поллак. O key. Ну, американца-то мы накормим…-И меня!.. Ну что это за синкопа? Вот это-синкопа!-Передавайте привет товарищу Чаплину от одесской пионерской организации!-Почему никто не верит мне в этой стране?! (Поллак)-Прости-прощай, Одесса-мама, Нью-Йорк-папаша ждет меня (Японец). Японец. Пятьсот бутылок оказались пустыми. Нечипорук. Как-пятьсот? Японец. Наверное, ребята выпили. Север, Аляска, холодно-решили согреться. Нечипорук. Пятьсот бутылок?! Японец. Но их же пять человек было!-Росфлот бронировал для вас одно место! А номер-трехместный! Вы что же-хотите один в трехместном номере жить?! (Глушко)-Слушай, тут тебе не Америка. Если из-за каждых пятисот бутылок ребят в таз-не с кем будет работать! (Японец)-Снимай, снимай! Внимание на коляску!-Совсем плохой стал! (Японец)-Тем, кто смел и духом молод, мы вручаем серп и молот. Ты как приехал из Чикаго, только и слышишь от тебя: мафия, мафия!.. Хотелось бы, чтобы она у нас была, но для этого надо очень много поработать (Японец). Ты не знаешь мафии! Они найдут человека даже в заднице у дьявола! (Нечипорук)-Ударь меня еще раз! (Поллак)-У нас тут хоть и не Чикаго, но мы не любим, когда на нас кладут из-под хвоста! (Японец)-Хочу в тюрьму в Стране Советов! (Поллак)-Глушко. Что вас больше всего интересует в жизни, товарищ американец? Поллак. Джаз, бокс, секс. Глушко. Секса у нас нет. Джаза тоже. А бокс мы вам организуем. Это не деньги. Рубли давайте. Это у вас в Америке все можно за деньги. А у нас, извините!.. Все для блага человека (Глушко). Я-американский ученый-энтомолог, следую на Суматру в поисках бабочек! (Поллак)-Я ему поменял по нашему курсу-один к одному (Японец). Я-поручик! Это самозванец!