Эпизод
сменяется эпизодом, бытовые сцены мешаются с пафосом идеологических обобщений,
лирика пейзажей с мистицизмом христианских аллюзий, на крутой обрывистый
берег взбирается Цыганок с тяжелой ношей на спине-огромным белым крестом.
Груз не под силу, юноша упал, сверху придавило распятие. Солнце разогревает
деревянную плоть креста, медвяными травами цветет луг. Алеша Пешков смотрит,
не отворачивается, как взрослые убивают друг друга, а после в тоске затягивает
дурным голосом «Быть бы Якову собакою, выл бы Яков с утра до ночи!». Каждый
персонаж на несколько минут становится главным героем, каждый самый незначительный
эпизод содержит внутри себя деталь, обретающую важность в масштабе всей
истории. А истории-то никакой и нет. Есть только множество лоскутков,
пришитых дуг к дружке тесно-тесно, так, что, слившись в единый узор, кажутся
одной пестрой тканью спокойствие , равнодушие, благостность и глумление,
младенчество и старость, безысходность и мечтательность…
Первая часть трилогии, состоящей из фильмов «Детство Горького», «В людях»,
«Мои университеты». Роль Леши Пешкова-первая и единственная работа в кино
актера Алексея Лярского, погибшего 15 февраля 1943 года в одной из наступательных
операций под Ленинградом.