Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Дорога жизни

1959, 87 мин., «Казахфильм»
Режиссер Хуат Абусеитов, сценарист Кабыш Сиранов, композиторы Александр Зацепин и Еркегали Рахмадиев
В ролях Идрис Ногайбаев, Замзагуль Шарипова, Виктор Ахромеев, Сайфулла Тельгараев, Капан Бадыров, Курманбек Джандарбеков, Акиш Шанин, Елубай Умурзаков, Марат Сыздыков, Григорий Самойлин, Алтынбек Кенжеков, Серке Кожамкулов, Кирей Жаркимбаев

В основу сценария фильма положены подлинные события, связанные со строительством Турксиба. В поезде, идущем в Москву, старый писатель узнает в своих попутчиках первых строителей Турксиба-Оспана, Бориса, Хакима. Только нет среди них Хадиши. Все просят Оспана рассказать про нее. И Оспан рассказывает трогательную историю их жизни и любви. Давно это было. Хадиша жила в далеком ауле, работая на бая Ережепа. Батрак Оспан пас стало бая. Оспан и Хадиша любили друг друга. Но Ережеп решил выдать девушку замуж за своего приятеля Исабека. Однажды Оспан публично обвинил бая в обмане. Ережеп затаил злобу на Оспана и решил с ним покончить. Но Хадиша вовремя предупредила Оспана, и ночью они бежали. В степи беглецы встретили отряд русских коммунистов, пришедших сюда, чтобы построить «дорогу жизни», которая соединит Казахстан с Советской Россией. Хадиша и Оспан присоединились к ним. Потом Оспан стал машинистом, а Хадиша стрелочницей. Однажды ночью, когда Хадиша дежурила, ее схватили слуги бая и повезли на старое кочевье. В это время отряд бая налетел на станцию. Басмачи сжигали постройки, убивали людей. Оспан был ранен. Уже в больнице он узнал, что отряд строителей разбил басмачей, бая убил собственный слуга, а Хадиша погибла. На высоком холме была теперь ее могила, а над ней и над степью разносятся гулкие гудки паровозов…
Турксиб (Туркестано-Сибирская магистраль)-железная дорога из Сибири в Среднюю Азию. Построенная в 1927-1930 годах, она стала одной из главных строек первой пятилетки СССР. Идея постройки железной дороги для связи Туркестана и Сибири возникла еще в 1886 году. 15 октября 1896 года городская дума города Верный (с 1921 года Алма-Ата) приняла решение создать комиссию для определения выгод от строительства линии. Комиссия подтвердила целесообразность строительства. Предполагалось, что линия усилит военное присутствие России в пограничном с цинским Китаем регионе, а также существенно упростит вывоз хлопка из Туркестана в Сибирь и обратной доставки дешевого сибирского зерна и других товаров в регион. Межминистерский комитет в 1906 году постановил выделить деньги на строительство линии Барнаул-Семипалатинск-Верный (ныне-Алма-Ата)-Луговая-Арысь. В 1907 году изыскания были проведены на местах. На юге, от станции Арысь до реки Или, изыскательские работы велись группой инженера Голембиовского, на севере со стороны Семипалатинска-группой инженера Глезера. Специальная группа во главе с инженером Струве провела статистическо-экономические исследования в этом районе, что нашло отражение в трудах комиссии по исследованию района Туркестано-Сибирской дороги за 1909 год. В те же годы под руководством инженера Адрианова были проведены изыскания нескольких вариантов соединительных линий от Транссиба к Семипалатинску. Алтайская железная дорога от Новониколаевска до Семипалатинска была сдана во временную эксплуатацию 21 октября 1915 года, а в постоянную-в 1917 году, в разгар Первой мировой войны. Одновременно на юге строилась Семиреченская железная дорога от станции Арысь до Верного. События Октябрьской революции остановили ее строительство на станции Бурное. И только в 1921 году железнодорожная линия пришла в Аулие-Ату. В годы Гражданской войны железные дороги Сибири и Северного Семиречья были под контролем Русской армии, и по решению главнокомандующего в 1918 году линия Новониколаевск-Семипалатинск была продолжена до Сергиополя (ныне Аягоз). К 1919 году было уложено 140 километров пути. Эта дорога была по неизвестной причине разобрана сразу же после отступления Русской армии. Турксиб стал одной из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР. Решение о строительстве Турксиба было принято на заседании Совета Труда и Обороны СССР 3 декабря 1926 года. Начальником строительства Турксиба был В. С. Шатов, приехавший в Россию в 1918 году.
1445 километра рельсового пути предстояло проложить через горные реки, скалистые хребты, раскаленные пески. Подготовка к строительству началась в апреле 1927 года. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск произошла 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая-19 ноября. Согласно казахскому обычаю, первый паровоз вышел с Луговой на новую линию через специально построенную арку, символизирующую юрту, через которую проносят новорожденного. На одной стороне арки было написано «Туркестан», на другой-«Сибирь». На паровозе трепетал кумач с лозунгом «Даешь Сибирь!». К маю 1929 года было построено 562 км. пути на севере и 350 км. на юге. Дорога еще строилась, но по ней уже шли поезда. 10 мая 1929 года первый регулярный пассажирский поезд прошел от Семипалатинска до Сергиополя. О строительстве Туркестано-Сибирской магистрали и ее роли в освоении Семиречья в 1929 году режиссером В. А. Турин был снят документальный фильм «Стальной путь (Турксиб)». Здание Управления Турксиба в стиле конструктивизма в 1929 году было спроектировано архитекторами М. Я. Гинзбургом и И. Ф. Милинисом. Фактически смычка Турксиба произошла 21 апреля 1930 года. «Серебряный» костыль на месте стыковки рельсов на станции Огыз-Корган, переименованной по этому поводу в Айна-Булак («Зеркальный Ручей»), был забит в 12 часов дня 28 апреля 1930 года, на 8 месяцев раньше срока. После митинга по случаю открытия на станции Айна-Булак был заложен памятник Ленину. 25 апреля был пуск первого рабочего поезда по всей магистрали, поезд провел бывший пастух Кошкинбаев-первый машинист. Первый поезд со строителями трассы провел по Турксибу паровоз Э-1441. В память о трудовом подвиге советских людей этот паровоз в 1974 году был установлен на почетную стоянку в столице Казахской ССР городе Алма-Ата. Однако в конце 90-х реликвия была продана в Китай как металлолом. На открытии присутствовали корреспонденты со всей страны, в том числе Илья Ильф и Евгений Петров, Б. Пильняк, Л. Мартынов и другие. Событие отражено не только в их журналистских отчетах, но и в художественном творчестве. В детском журнале «Еж» было опубликовано стихотворение Александра Введенского «Турксиб». В первые годы существования Турксиба грузовые перевозки по нему удваивались каждые пять лет. Это было связано с большим грузопотоком, создаваемым Урало-Кузнецким комбинатом. Но вскоре Турксиб перестал справляться с грузопотоком, что создавало трудности для развития экономики региона. В годы Великой Отечественной войны грузопоток Турксиба упал. В 1958 году Туркестано-Сибирская дорога была объединена с Карагандинской железной дорогой в Казахскую железную дорогу. В 1960 году была открыта ветка от станции Актогай до советско-китайской границы-станции Дружба (Достык). В 1971 году из Казахской дороги была выделена Алма-Атинская железная дорога-наследница Турксиба, которая просуществовала до 1996 года, когда все железные дороги независимого Казахстана были объединены в республиканское государственное предприятие «Казахстанская железная дорога». Значение Турксиба начало сокращаться еще в 1950-х годах со строительством в ходе освоение целины главного хода Магнитогорск-Целиноград, куда были перенаправлены основные потоки грузов. Позже от Целинограда были построены двухпутные электрифицированные линии на юг Казахской ССР и на восток до станции Павлодар после чего однопутный неэлектрифицированный Турксиб окончательно утратил свое значение. После распада СССР бывший Турксиб и вовсе переживал кризис. Грузооборот из России в Казахстан сильно сократился, а в пределах Алтайского края он никогда и не был большим. Часть станций бывшего Турксиба была законсервирована, а позже-закрыта. Пассажирское сообщение также из года в год сокращалось. Со вступлением России и Казахстана в Таможенный союз ЕАС бывший Турксиб начинает оживать. Растет грузооборот. Вводятся в обращения новые пассажирские поезда между Сибирью и государствами Средней Азии.