Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
В основу сценария фильма положены подлинные события,
связанные со строительством Турксиба. В поезде, идущем в Москву, старый
писатель узнает в своих попутчиках первых строителей Турксиба-Оспана,
Бориса, Хакима. Только нет среди них Хадиши. Все просят Оспана рассказать
про нее. И Оспан рассказывает трогательную историю их жизни и любви. Давно
это было. Хадиша жила в далеком ауле, работая на бая Ережепа. Батрак Оспан
пас стало бая. Оспан и Хадиша любили друг друга. Но Ережеп решил выдать
девушку замуж за своего приятеля Исабека. Однажды Оспан публично обвинил
бая в обмане. Ережеп затаил злобу на Оспана и решил с ним покончить. Но
Хадиша вовремя предупредила Оспана, и ночью они бежали. В степи беглецы
встретили отряд русских коммунистов, пришедших сюда, чтобы построить «дорогу
жизни», которая соединит Казахстан с Советской Россией. Хадиша и Оспан
присоединились к ним. Потом Оспан стал машинистом, а Хадиша стрелочницей.
Однажды ночью, когда Хадиша дежурила, ее схватили слуги бая и повезли
на старое кочевье. В это время отряд бая налетел на станцию. Басмачи сжигали
постройки, убивали людей. Оспан был ранен. Уже в больнице он узнал, что
отряд строителей разбил басмачей, бая убил собственный слуга, а Хадиша
погибла. На высоком холме была теперь ее могила, а над ней и над степью
разносятся гулкие гудки паровозов…
Турксиб (Туркестано-Сибирская магистраль)-железная дорога из Сибири в
Среднюю Азию. Построенная в 1927-1930 годах, она стала одной из главных
строек первой пятилетки СССР. Идея постройки железной дороги для связи
Туркестана и Сибири возникла еще в 1886 году. 15 октября 1896 года городская
дума города Верный (с 1921 года Алма-Ата) приняла решение создать комиссию
для определения выгод от строительства линии. Комиссия подтвердила целесообразность
строительства. Предполагалось, что линия усилит военное присутствие России
в пограничном с цинским Китаем регионе, а также существенно упростит вывоз
хлопка из Туркестана в Сибирь и обратной доставки дешевого сибирского
зерна и других товаров в регион. Межминистерский комитет в 1906 году постановил
выделить деньги на строительство линии Барнаул-Семипалатинск-Верный (ныне-Алма-Ата)-Луговая-Арысь.
В 1907 году изыскания были проведены на местах. На юге, от станции Арысь
до реки Или, изыскательские работы велись группой инженера Голембиовского,
на севере со стороны Семипалатинска-группой инженера Глезера. Специальная
группа во главе с инженером Струве провела статистическо-экономические
исследования в этом районе, что нашло отражение в трудах комиссии по исследованию
района Туркестано-Сибирской дороги за 1909 год. В те же годы под руководством
инженера Адрианова были проведены изыскания нескольких вариантов соединительных
линий от Транссиба к Семипалатинску. Алтайская железная дорога от Новониколаевска
до Семипалатинска была сдана во временную эксплуатацию 21 октября 1915
года, а в постоянную-в 1917 году, в разгар Первой мировой войны. Одновременно
на юге строилась Семиреченская железная дорога от станции Арысь до Верного.
События Октябрьской революции остановили ее строительство на станции Бурное.
И только в 1921 году железнодорожная линия пришла в Аулие-Ату. В годы
Гражданской войны железные дороги Сибири и Северного Семиречья были под
контролем Русской армии, и по решению главнокомандующего в 1918 году линия
Новониколаевск-Семипалатинск была продолжена до Сергиополя (ныне Аягоз).
К 1919 году было уложено 140 километров пути. Эта дорога была по неизвестной
причине разобрана сразу же после отступления Русской армии. Турксиб стал
одной из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР. Решение о строительстве
Турксиба было принято на заседании Совета Труда и Обороны СССР 3 декабря
1926 года. Начальником строительства Турксиба был В. С. Шатов, приехавший
в Россию в 1918 году.
1445 километра рельсового пути предстояло проложить через горные реки,
скалистые хребты, раскаленные пески. Подготовка к строительству началась
в апреле 1927 года. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск
произошла 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая-19
ноября. Согласно казахскому обычаю, первый паровоз вышел с Луговой на
новую линию через специально построенную арку, символизирующую юрту, через
которую проносят новорожденного. На одной стороне арки было написано «Туркестан»,
на другой-«Сибирь». На паровозе трепетал кумач с лозунгом «Даешь Сибирь!».
К маю 1929 года было построено 562 км. пути на севере и 350 км. на юге.
Дорога еще строилась, но по ней уже шли поезда. 10 мая 1929 года первый
регулярный пассажирский поезд прошел от Семипалатинска до Сергиополя.
О строительстве Туркестано-Сибирской магистрали и ее роли в освоении Семиречья
в 1929 году режиссером В. А. Турин был снят документальный фильм «Стальной
путь (Турксиб)». Здание Управления Турксиба в стиле конструктивизма в
1929 году было спроектировано архитекторами М. Я. Гинзбургом и И. Ф. Милинисом.
Фактически смычка Турксиба произошла 21 апреля 1930 года. «Серебряный»
костыль на месте стыковки рельсов на станции Огыз-Корган, переименованной
по этому поводу в Айна-Булак («Зеркальный Ручей»), был забит в 12 часов
дня 28 апреля 1930 года, на 8 месяцев раньше срока. После митинга по случаю
открытия на станции Айна-Булак был заложен памятник Ленину. 25 апреля
был пуск первого рабочего поезда по всей магистрали, поезд провел бывший
пастух Кошкинбаев-первый машинист. Первый поезд со строителями трассы
провел по Турксибу паровоз Э-1441. В память о трудовом подвиге советских
людей этот паровоз в 1974 году был установлен на почетную стоянку в столице
Казахской ССР городе Алма-Ата. Однако в конце 90-х реликвия была продана
в Китай как металлолом. На открытии присутствовали корреспонденты со всей
страны, в том числе Илья Ильф и Евгений Петров, Б. Пильняк, Л. Мартынов
и другие. Событие отражено не только в их журналистских отчетах, но и
в художественном творчестве. В детском журнале «Еж» было опубликовано
стихотворение Александра Введенского «Турксиб». В первые годы существования
Турксиба грузовые перевозки по нему удваивались каждые пять лет. Это было
связано с большим грузопотоком, создаваемым Урало-Кузнецким комбинатом.
Но вскоре Турксиб перестал справляться с грузопотоком, что создавало трудности
для развития экономики региона. В годы Великой Отечественной войны грузопоток
Турксиба упал. В 1958 году Туркестано-Сибирская дорога была объединена
с Карагандинской железной дорогой в Казахскую железную дорогу. В 1960
году была открыта ветка от станции Актогай до советско-китайской границы-станции
Дружба (Достык). В 1971 году из Казахской дороги была выделена Алма-Атинская
железная дорога-наследница Турксиба, которая просуществовала до 1996 года,
когда все железные дороги независимого Казахстана были объединены в республиканское
государственное предприятие «Казахстанская железная дорога». Значение
Турксиба начало сокращаться еще в 1950-х годах со строительством в ходе
освоение целины главного хода Магнитогорск-Целиноград, куда были перенаправлены
основные потоки грузов. Позже от Целинограда были построены двухпутные
электрифицированные линии на юг Казахской ССР и на восток до станции Павлодар
после чего однопутный неэлектрифицированный Турксиб окончательно утратил
свое значение. После распада СССР бывший Турксиб и вовсе переживал кризис.
Грузооборот из России в Казахстан сильно сократился, а в пределах Алтайского
края он никогда и не был большим. Часть станций бывшего Турксиба была
законсервирована, а позже-закрыта. Пассажирское сообщение также из года
в год сокращалось. Со вступлением России и Казахстана в Таможенный союз
ЕАС бывший Турксиб начинает оживать. Растет грузооборот. Вводятся в обращения
новые пассажирские поезда между Сибирью и государствами Средней Азии.