Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи  Джентльмены удачи

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Джентльмены удачи

Джентльмены удачи

1971, 84 мин., «Мосфильм»
Режиссер Александр Серый, сценаристы Георгий Данелия и Виктория Токарева, композитор Геннадий Гладков
В ролях Евгений Леонов, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Раднэр Муратов, Эраст Гарин, Наталья Фатеева, Олег Видов, Николай Олялин, Анатолий Папанов, Любовь Соколова, Павел Шпрингфельд

Заведующий детским садом Трошкин оказывается как две капли воды похож на бандита по кличке Доцент, похитившего в археологической экспедиции уникальный шлем Александра Македонского. Милиция внедряет добряка Трошкина в воровскую среду, и ему ничего не остается, кроме как старательно играть роль своего двойника-злодея. Получилось очень смешно…
Этот веселый фильм с криминальным сюжетом сам является показательным примером «относительно честного способа отъема денег», который и не снился Великому комбинатору. Правда, в роли ловкого «карманника» выступило само государство: фильму, снятому за три месяца с блестящими актерами, ставшему лидером проката 1972 года и собравшему впоследствии 65 миллионов зрителей, была присвоена 3-я категория, что больно ударило по карманам всех членов киногруппы. История создания картины интересна и драматична. Режиссер Александр Иванович Серый (1927-1987), поставивший неплохой детектив «Выстрел в тумане» (1963), оказался в тюрьме: в драке из-за женщины он нанес мужчине «тяжкие телесные повреждения», за что и был осужден на восемь лет. Отсидев четыре года, был выпущен досрочно. Как относится наше общество к вернувшимся из зоны, всем известно. Вот и он оказался без денег и работы на грани отчаяния. Его практически спас Георгий Данелия, с которым они подружились на Высших режиссерских курсах, ставший к тому времени одним из самых известных режиссеров отечественного кино. Он не только «пробил» для друга постановку, но и вместе с писательницей Викторией Токаревой написал сценарий к будущему фильму. Тот, вполне естественно, касался среды, из которой недавно вышел Серый. Неплохо знал ее и сам Данелия, выросший в Уланском переулке Москвы-опасном в послевоенные годы, полном блатных районе близ трех вокзалов. Как потом подсчитал Данелия, две трети его бывших одноклассников прошли через зону. Но писали соавторы о ворах, их житье-бытье легко и весело, потому как задумана была комедия. Сценаристы писали-веселились, а веселые артисты Евгений Леонов, Георгий Вицин, Савелий Крамаров и другие играли на полном серьезе, поэтому по выходе картины на экраны вся страна сотрясалась от хохота. При приеме фильма-что удивительно!-практически не было придирок и требований поправок, хотя работа над ним шла непросто. Сначала не удалось заполучить известного армянского артиста Фрунзе Мкртчяна, после участия в «Кавказской пленнице» ставшего общенациональной звездой, на которого специально писалась роль Василия Алибабаевича. Его удерживали в Ереване дела и семейные проблемы. Тогда утвердили Раднэра Зинятовича Муратова (1928-2004), в котором не было ни на грамм комедийного начала. Что, собственно, и вызывало многочисленные комичные ситуации. А вот жизнь актера оказалась совсем невеселой: он снялся в полусотне фильмов, но после картины «Семь криков в океане» в 1986 году его перестали приглашать в кино. Артист, снявшийся в одной из самых кассовых отечественных комедий, перебивался случайными заработками, жил в одиночестве и нищете, потом добавились проблемы со здоровьем: после перенесенного инсульта у него нашли болезнь Альцгеймера. Он не мог ориентироваться, ничего не помнил. Как-то милиция нашла его на улице и определила в больницу. Там он и умер. Неудачи фатально преследовали съемочную группу. Тяжело заболел Серый: у него обнаружили рак крови. И Данелия, утвержденный худруком фильма, по сути, стал его режиссером: доснял и смонтировал картину. Впрочем, он был им изначально, еще на подготовительной стадии. Так, именно Георгий Николаевич уговорил участвовать в съемках звезд первой величины: и тех, на кого, собственно, писались главные роли, и на роли второго плана, и на эпизоды-Эраста Гарина, Анатолия Папанова, Олега Видова, Николая Олялина, Наталью Фатееву и др. Савелий Викторович Крамаров (1937-1995) снимался с детства, но в основном в небольших ролях и эпизодах. Однако зрители его любят и считают одним из самых лучших советских комиков. Он снялся в фильмах «Друг мой, Колька!» (1961), «Без страха и упрека» (1962), «Бей, барабан!» (1962), «Сказка о потерянном времени» (1964), «Тридцать три» (1965), «Неуловимые мстители» (1966), «Новые приключения неуловимых» (1968), «Трембита» (1968), «Большая перемена» (1973), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Не может быть!» (1975), «Новые приключения капитана Врунгеля» (1978) и др. Евгению Леонову так и не удалось то, что было запланировано-покататься на верблюде: не получалось с его комплекцией удержаться на «корабле пустыни». Тогда Александр Серый заставил дрессировщика посадить артиста к себе на плечи и шагать рядом с верблюдом. Никто не усомнился в реальности этого эпизода. Долго искали состав «цемента», в котором оказывались в цистерне беглецы. И в кадре артистов заливали густой хлебной закваской, подкрашенной зеленой луковой эссенцией. Удовольствие от разъедающей кожу липкой жижи было то еще! Создатели фильма выбрали правильный тактический ход: показали законченную картину всесильному министру внутренних дел Щелокову. Тот хохотал до слез и не сделал ни одного замечания, что открыло фильму дверь на широкий экран. Премьера фильма состоялась 13 декабря 1971 года в кинотеатре «Россия». Но ни судимость режиссера, ни мистическая «чертова дюжина» премьерного показа, ни низшая категория и шквал официальной критики не повлияли на судьбу киноленты: она сразу стала хитом и заняла 1-е место в прокате 1972 года. И хотя в 1981 году за границу уехал один из главных исполнителей Савелий Крамаров, а потом в 1983-м-Олег Видов, что в иные времена навсегда бы «похоронило» фильм, этого не произошло: страна еще жила в эпохе застоя, но уже в предчувствии перемен. Так что картина, пережив режимы четырех генсеков, политические и экономические катаклизмы, продолжает жить своей жизнью, раз и навсегда войдя в первую десятку самых «смотрибельных» отечественных кинолент. Но на судьбе Серого сумасшедший успех картины отразился двояко: он вошел в историю нашего кинематографа, но как режиссер единственного культового фильма, поскольку все, что он делал до этого и сделал потом-«Ты-мне, я-тебе» (1976) и «Берегите мужчин» (1982)-явно не дотягивало до уровня «Джентльменов». И этот фильм навсегда развел в разные стороны бывших друзей. Вероятно, подспудно Серый понимал, что успехом картины обязан Георгию Данелия, и не мог ему этого простить. 19 октября 1987 года он покончил с собой, разорвав порочный круг болезней, многолетних преследований его бывшей жертвы и душевных мук. Фразы из фильма, ставшие крылатыми: А в тюрьме сейчас ужин. Макароны (Василий). А Гаврила Петрович по фене ругается (Косой). Какой хороший цемент. Не отстирывается совсем! (Василий)-Хмырь. А зачем нам английский? Евгений Иванович-Доцент. Посольство будем грабить. Косой. А ну, канай отсюда! Евгений Иванович-Доцент. Точно. Канай! И пусть канает отсюда, а то я ему рога поотшибаю, пасть порву, моргалы выколю!-В поезде я с полки упал, башкой вниз, ударился, тут-помню, тут-ничего! (Евгений Иванович-Доцент)-Вежливость-лучшее оружие вора (Евгений Иванович-Доцент). Во деревня! Кто ж его посадит: он же памятник! (Косой)-Косой. Воркута. Евгений Иванович. Почему Воркута? Косой. А я там сидел. Вот у меня один знакомый, тоже ученый, у него три класса образование, а он десятку за полчаса так нарисует, не отличишь от настоящей (Косой). Все побежали, и я побежал (Василий). Все склоки прекратить! Не играть, не пить, не воровать… без меня (Евгений Иванович). Все. Кина не будет. Электричество кончилось (Косой). Всю жизнь работать на лекарство будешь! (Евгений Иванович)-Говорил… а говорил, порожняком пойдет (Хмырь). Год у него был. Три за побег. Пять за детсад. Иди, иди, Вась (Косой). Девочки, а вы, случайно, не ошиблись? Заходи, дядя. Ну, чего уставился? Девушка, а девушка, а который час? Шесть пятнадцать. Девушка, а девушка, а как вас зовут? Таня. А меня Федя. Ну и дура. Деньги ваши-будут наши (Евгений Иванович). Ес, ес, ОБэХээС!.. (Хмырь)-Интересно, какая зараза хмыренку этому на Хмыря накапала? (Косой)-Канай отсюда, рога поотшибаю, редиска! (Хмырь)-Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста! (Василий)-Летчик-налетчик (Косой). Лошадью ходи, век воли не видать! (Косой)-Нашел фраера с тобой играть! У тебя ж в колоде девять тузов (Косой). Пасть порву! Моргалы выколю! (Евгений Иванович-Доцент)-Помогите, хулиганы зрения лишают! (Никола Питерский)-Сан Саныч, давай червонец, пожалуйста-керосинка буду покупать… (Василий)-Сарделька, сосиска, редиска, Навуходоносор, петух гамбургский! (Евгений Иванович)-Торчим у всех на виду, как три тополя на Плющихе (Хмырь). То-бензин, а то-дети! (Василий)-Ты куда шлем дел, лишенец? (Евгений Иванович)-Украл, выпил-в тюрьму, украл, выпил-в тюрьму. Романтика! (Евгений Иванович)-Устроили тут ромашка: помню-не помню… дайте спать (Василий). Чем больше сдадим, тем лучше (Хмырь). Чуть что, так сразу Косой! (Косой)-Шакал я паршивый, все ворую, ворую (Василий). Эй, гражданина, ты туда не ходи, ты сюда ходи. А то снег башка попадет, совсем мертвый будешь (Василий). Это тебе не мелочь по карманам тырить! (Хмырь)-Я не прокурор, чтоб с тобой по душам разговаривать (Косой). Явился, нехороший человек (Косой).