Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж  Экипаж

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Экипаж

Экипаж

1979, 144 мин., «Мосфильм»
Режиссер и сценарист Александр Митта, сценаристы Юлий Дунский, Валерий Фрид и Борис Уриновский, композитор Альфред Шнитке
В ролях Георгий Жженов, Анатолий Васильев, Леонид Филатов, Александра Яковлева, Ирина Акулова, Екатерина Васильева, Юрий Горобец, Александр Павлов, Галина Гладкова, Роман Монин

Экипаж выполнял обычный рейс по доставке продовольствия и медикаментов для населения, пострадавшего от землетрясения. После прибытия самолета произошел новый толчок, и была повреждена взлетная полоса. Экипажу удалось поднять самолет, но вскоре выяснилось, что самолет получил повреждение и вряд ли сможет сесть…
Роль командира экипажа должен был играть Алексей Петренко, но он отказался, и был приглашен Георгий Жженов. Роль Скворцова должен был играть Олег Даль, уже начал сниматься, но серьезно надолго заболел, и вместо него взяли Леонида Филатова. На роль стюардессы Тамары была сначала приглашена Елена Проклова, но она отказалась, затем пригласили Татьяну Догилеву, и только потом нашли Александру Яковлеву.
«Экипаж» можно назвать первой зрелищной и самой удачной отечественной кинолентой жанра фильма катастроф. Она уникальна тем, что состоит из двух серий, совершенно разных по жанру, но органично дополняющих друг друга. Первая серия фильма-бытовая мелодрама, вторая-фильм-катастрофа. Александр Наумович Митта (р. 1933), до этого снимавший в основном детские фильмы («Друг мой, Колька!» (1961), «Без страха и упрека» (1963), «Звонят, откройте дверь» (1966), «Точка, точка, запятая…» (1972), не только никогда раньше не работал в жанре фильм-катастрофа, но и, по собственному признанию, не видел ни одной ленты этого жанра. Поэтому придумывал смелые идеи и изобретал новаторские комбинированные съемки, над которыми в Голливуде ломали голову целые масштабные цеха, оснащенные самым передовым кинооборудованием. Кстати, после «Экипажа» самому Митте и «Мосфильму» поступали предложения от разных американских режиссеров сделать нечто подобное для них. Хотя фильм был сразу причислен к классике жанра, сам режиссер считал его скорее сказкой-эдакой современной экранизацией русских народных былин, где действуют три богатыря: Илья Муромец (Тимченко), Добрыня Никитич (Ненароков) и Алеша Попович (Скворцов), летают они на ковре-самолете (Ту-154), сражаются со Змеем Горынычем (извергающим огненную лаву вулканом)… А побеждая внешних врагов и обстоятельства, каждый из них попутно одерживает нелегкую победу в схватке с самим собой. Как это часто бывает, первоначально фильм задумывался с другим актерским составом. Так, в роли капитана авиалайнера режиссер видел Алексея Петренко, которого он до этого снял в роли Петра I в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), но тот отказался. Сумасшедший успех фильма у зрителей добавил популярности всем занятым в нем актерам. Георгий Иванович Жженов был настолько убедителен в роли Тимченко, что сделался культовой личностью среди летчиков. Его всегда приглашали в кабину самолета и норовили усадить в командирское кресло, свято веря, что он прошел настоящую летную подготовку. Роль сердцееда Скворцова писалась специально на Олега Даля. Но актер был уже очень серьезно болен и на десятый съемочный день со словами «Я не держу текст», отказался. То, что он не справляется с ролью, самому Митте стало ясно еще раньше: желчный и язвительный Даль был начисто лишен обаяния «вечного холостяка» Игоря, в сети которого, как бабочки на огонь, безоглядно стремились девушки. Тогда режиссер предложил роль почти неизвестному зрителям актеру Театра на Таганке Леониду Алексеевичу Филатову (1946-2003). Тот, несмотря на то, что роль ему понравилась, не счел для себя возможным сразу согласиться, не переговорив предварительно с Далем. Только узнав, что Даль добровольно отказался от роли, Филатов согласился, своим поступком завоевав уважение Митты. Но в постельной сцене, страшно комплексуя из-за «своей субтильности», раздеваться отказался наотрез. Единственное, чего от него добился режиссер-согласия обнажиться по пояс, тщательно укутав джинсы простыней. После этого фильма Филатов стал одной из звезд нашего кино, снялся в фильмах: «Грачи» (1982), «С вечера до полудня» (1982), «Избранные» (1983), «Из жизни начальника уголовного розыска» (1983), «Соучастники» (1984), «Европейская история» (1984), «Исповедь его жены» (1984), «Успех» (1985), «Забытая мелодия для флейты» (1987), «Город Зеро» (1988), «Сукины дети» (1990-снял по своему сценарию и сыграл одну из ролей), «Алиса и букинист» (1992), «Благотворительный бал» (1993) и др. В роли Валентина Ненарокова режиссеру изначально виделся Николай Караченцов. Но тот после некоторого колебания отказался, сославшись на загруженность в театре. И тогда ее отдали актеру Анатолию Александровичу Васильеву (р. 1946), который убедительно сыграл доброго и интеллигентного человека, настоящего мужика, мечту каждой женщины. По закону подлости герою Васильева выпадает влюбиться в холодную истеричку. А сцена, когда его маленький сынишка шепчет: «Дядя, я тебя люблю!»-самая трогательная в фильме. После этого фильма сердца женщин Советского Союза навсегда были отданы Анатолию Васильеву, какие бы роли он ни играл: «Корпус генерала Шубникова» (1980), «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «Дамское танго» (1983), «Борис Годунов» (1986), «Фирма приключений» (1991), «Ваши пальцы пахнут ладаном» (1993), «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…» (2004-07), «Татьянин день» (2007), «Сваты» (2008-11) и др. В роли Тамары Митта собирался снимать актрису Елену Проклову, которую первый раз снял в 11-летнем возрасте в фильме «Звонят, откройте дверь» (1966), принесшем международную славу и режиссеру, и юной актрисе. Но с тех пор Проклова стала не только одной из популярнейших советских актрис, но и членом ЦК комсомола, общественной деятельницей. Так что предложение сняться в роли с постельной сценой категорически отвергла. Митта пробовал многих молодых актрис, ему понравились кинопробы Татьяны Догилевой. Но однажды в коридоре «Мосфильма» он увидел (по его словам) «красивую каланчу, которая рыдала детскими слезами». Он не знал эту девушку, но сказал ей: «Я тебя возьму». Она не поверила, но пришла в киногруппу. Так роль была отдана никому не известной студентке Щукинского училища Александре Яковлевой. Сначала она тоже наотрез отказалась обнажаться. Но когда режиссер сказал, что возьмет дублершу, возмутилась: «Не хочу, чтобы кто-то играл мое тело!» Вскоре она работала на таком кураже и так раскрепощенно, что получила в группе прозвище Чума. Для Александры Евгеньевны Яковлевой (р. 1957), которая затем снималась в фильмах: «Россия молодая» (1982), «Чародеи» (1982), «Приказано взять живым» (1983), «Парашютисты» (1985), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Светлая личность» (1989), «Паром «Анна Каренина» (1993-режиссерская работа), «Алмазы шаха» (1994) и др., роль Тамары так и осталась самой звездной. Она давно ушла из кино, работала в Пулкове и на железной дороге. По выходе на экраны фильм имел бешеный успех, собрав в первый год проката 71 миллион зрителей, заняв 3-е место в рейтинге самых кассовых отечественных кинолент 1980 года, уступив лишь фильмам «Пираты XX века»-87, 6 миллионов и «Москва слезам не верит»-84, 4 миллиона зрителей. Призы: ВКФ-80 (Душанбе), главный приз Общества чехословацко-советской дружбы на МКФ в Чехословакии, 1981. Александр Наумович Митта пишет книги и сценарии, ставит фильмы («Сказка странствий» (1982), «Затерянный в Сибири» (1991), «Граница. Таежный роман» (2000), преподает. Но в истории нашего кино и в сердцах зрителей навечно ассоциируется со своим самым успешным фильмом «Экипаж». Фразы из фильма, ставшие крылатыми: Любовница Скворцова. У тебя завелась возлюбленная?.. Скворцов. Что значит «завелась»? Заводятся тараканы!-Почему в моих тапочках? (Тамара)-Любовница Скворцова. Ну, Игорь, я па-ашла? Скворцов. Иди-иди. Все, что ты могла, ты уже сделала. Тамара. А почему на потолке? Шею можно сломать. Скворцов. Вообще-то я обычно лежа смотрю. Скворцов. Если ты такая идиотка, делаю тебе предложение. Тамара. Какое предложение? Скворцов. Ну ты что, с ума сошла? Я предлагаю тебе выйти за меня замуж. Значит, так. Взлететь-невозможно, оставаться-погибнем. Отсюда вывод: будем взлетать (Тимченко). Дядя, я тебя люблю! (Алик)-Да-а, отрубить хвост, на котором летишь-это, пожалуй, похуже, чем рубить сук, на котором сидишь (Скворцов). Делать, Тамарочка, вот что: принеси-ка нам кофейку (Тимченко). Я документы потеряла. Я же из-за них сесть могу. Давайте сначала все вместе сядем. Я уезжаю в командировку. Да, надолго. На всю жизнь (Скворцов). Вот все, все у вас так: не ходи гулять без шапки, не пей сырой воды, не рожай детей… Буду рожать.