О жизни и творчестве советского писателя, журналиста,
военного корреспондента, киносценариста и драматурга Всеволода Вишневского
(1900-1951)…
Всеволод Вишневский родился в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян.
Выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии. Во время Первой мировой
войны сбежал на фронт, был награжден Георгиевским крестом и двумя медалями.
Участвовал в вооруженном восстании в Петрограде в 1917 году, воевал на
фронтах гражданской войны. Затем работал политработником на Черноморском
и Балтийских флотах. Начал публиковаться с 1920 года. В 1921 году поставил
в Новороссийске под открытым небом массовое представление о Кронштадтском
восстании «Суд над кронштадтскими мятежниками», длившееся восемь часов.
С 1930 года жил в Москве. В тридцатых годах написал пьесы «Мы из Кронштадта»,
«Последний решительный», «Оптимистическая трагедия». Известен как активный
противник Михаила Булгакова и Михаила Зощенко. В романе «Мастер и Маргарита»
он стал прототипом персонажа «Мстислав Лаврович». Поддерживал деньгами
в ссылке Мандельштама. В 1936 по сценарию Вишневского был снят фильм «Мы
из Кронштадта», популярность которого сопоставима с «Чапаевым» братьев
Васильевых. Картина была одобрена С. М. Эйзенштейном, воспринявшим ее
как продолжение эпического стиля советской кинематографии, который был
начат «Броненосцем Потемкин». Член ВКП(б) с 1937 года. Капитан 1 ранга.
Участник Великой Отечественной войны, корреспондент газеты «Правда». Награжден
медалью «За боевые заслуги». Участник обороны Ленинграда. С 1944 жил в
Москве, был редактором журнала «Знамя». Именно при нем в журнале «Знамя»
был напечатан ряд стихов Анны Ахматовой, что послужило поводом для травли
поэтессы. В последней своей пьесе «Незабываемый 1919-й» (1949) Вишневский
вернулся к излюбленной теме Гражданской войны, обороны Петрограда. Приуроченная
к 70-летию И. В. Сталина и одобренная им, эта пьеса, вопреки мнению самого
автора, не стала достойным завершением его творческого пути, хотя и имела
большой успех. Она была поставлена почти во всех драматических театрах
страны, а в 1952 вышел на экраны одноименный фильм.