Работники Дома культуры готовятся к ежегодному мероприятию-костюмированному
новогоднему карнавалу. Развлекательная программа включает в себя сольные,
танцевальные, цирковые номера, выступление джазового оркестра, выступления
фокусника и клоунов. Товарищ Огурцов, назначенный исполняющим обязанности
директора ДК, ознакомившись с программой, не одобрил ее, поскольку, как
он считает, все должно быть проведено на высоком уровне и «главное- сурьезно!».
Он предлагает свою программу, предусматривающую выступление докладчика
и лектора-астронома. Из музыкальных номеров он предлагает ограничиться
классической музыкой и выступлением ансамбля песни и пляски. Никто из
работников Дома культуры не хочет изменять ранее составленную и отрепетированную
программу, тем более заменять ее на столь скучное и сухое мероприятие.
Они объединяют усилия и делают все возможное, чтобы помешать осуществлению
планов Огурцова. Прибегая к разным уловкам, отвлекая и вводя Огурцова
в заблуждение, они один за другим исполняют все намеченные ранее развлекательные
номера и весело празднуют наступление Нового Года…
На Всесоюзном кинофестивале в Москве картина получила главный приз.
Режиссер Эльдар Александрович Рязанов (р. 1927) говорил, что директор
киностудии «Мосфильм» И.А. Пырьев своим авторитетом «надавил» на него,
заставив снимать комедию: «В период постановки «Карнавальной ночи» я отказывался
четыре раза». Он также предложил на роль Огурцова Игоря Ильинского, звездности
которого Рязанов поначалу боялся. Игорь Владимирович Ильинский (1901-1987)-один
из корифеев театра и кино, начал свой творческий путь еще во времена Великого
немого: «Аэлита» (1923), «Папиросница от Моссельпрома» (1924), «Закройщик
из Торжка» (1925), «Мисс Менд» (1926), «Процесс о трех миллионах» (1926),
«Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927), «Кукла с миллионами» (1928), «Праздник
святого Йоргена» (1930)-получив титул первого комика отечественного кино.
Но затем сниматься стал реже, отдавая все силы Малому театру в качестве
актера и режиссера. Самые известные фильмы с его участием: «Волга-Волга»
(1938), «Хирургия» (1939), «Гусарская баллада» (1962). В свою очередь,
великий актер не хотел повторения, поскольку уже сыграл Бюрократа с большой
буквы-Бывалова в «Волге-Волге»-ставшего символом бездушного чинуши от
культуры. Но мастер и начинающий режиссер удивительно быстро нашли общий
язык и яркие краски для героя, который из образа-маски в сценарии обрел
трехмерность и, наряду с «типичностью», индивидуальность. Среди большого
числа претенденток на главную роль пробовалась и студентка Людмила Марковна
Гурченко (1935-2011), ставшая после роли Леночки Крыловой настоящей звездой
нашего кино. Но ее творческий путь не был легким и усыпанным розами: после
«Карнавальной ночи» ее рвали на части, приглашая на встречи и концерты.
Потом был провал «Девушки с гитарой» (1958), фельетон в прессе и отлучение
от кино практически на 15 лет. Этапной для актрисы стала роль в фильме
Трегубовича «Старые стены» (1973), раскрывшая ее драматический потенциал.
За нее Гурченко была удостоена Госпремии РСФСР. Ее вновь стали много снимать,
причем роли были разноплановые. Она снялась в фильмах «Тень» (1971), «Открытая
книга» (1973), «Дневник директора школы» (1975), «Строговы» (1975-76),
«Двадцать дней без войны» (1976), «Пять вечеров» (1978), «Сибириада» (1978,
в четырех фильмах), «Уходя-уходи» (1978), «Любимая женщина механика Гаврилова»
(1981), «Вокзал для двоих» (1982), «Аплодисменты, аплодисменты» (1984),
«Моя морячка» (1990, где выступила и как композитор), «Старые клячи» (2000),
«Пестрые сумерки» (2009, главная роль, режиссура). Но она поистине блистает
именно в музыкальных фильмах и комедиях «Табачный капитан» (1972), «Соломенная
шляпка» (1974), «Небесные ласточки» (1976), «Мама» (1976), «Любовь и голуби»
(1984) и др. Она была рождена стать звездой мюзикла, российской Лолитой
Торрес, но ее вокальное и комедийное дарование использовали мало. На пробах
«Карнавальной ночи» Гурченко спела песенку из кинофильма «Возраст любви»,
изо всех сил подражая любимой Лолите Торрес. И пробы не прошла. Фильм
начали с другой актрисой-Людмилой Касьяновой. Но та вдруг уехала к Козинцеву
на «Ленфильм», поскольку он предложил ей роль Дульсинеи Тобосской в «Дон
Кихоте». Группа осталась без героини. И тут в роли Судьбы опять выступил
Пырьев: встретив как-то Гурченко в коридоре «Мосфильма» и внимательнее
к ней приглядевшись, он за руку привел ее к Рязанову, заставив сделать
новую пробу. И добился утверждения дебютантки. Всесильный директор «Мосфильма»
очень любил комедии. Он пристально следил за ходом съемок, отсматривал
отснятый материал, порой устраивал своему протеже разносы, но публично
защищал его и поддерживал. Фильм, задуманный поначалу как музыкальное
новогоднее ревю (поэтому в нем более трети метража занимают концертные
номера), благодаря Ильинскому приобрел сатирическую заостренность без
скучной морализации. Фразы бюрократа от культуры-«Товарищи, есть установка
весело встретить Новый год», «Бабу-ягу со стороны брать не будем: воспитаем
в своем коллективе», «Главное, понимаешь, сурьезно», «Я и сам шутить не
люблю, и людям не дам» и др. сразу разошлись на цитаты. Картина была прекрасно
встречена зрителями: лидер проката (48, 64 миллиона зрителей), по опросу
читателей журнала «Советский экран»-лучший фильм 1956 года, призы Всесоюзного
кинофестиваля в Москве (1958) и международного в Эдинбурге (1957), по
выходе на экран сразу стала классикой отечественной музыкальной комедии.
Долгие годы «Карнавальную ночь» как «дежурное блюдо» телевидение «подавало»
к новогоднему столу. И свой самый звездный фильм всегда смотрел Юрий Андреевич
Белов (1930-1991). На гребне успеха, в 1950-х, он много снимался: «Девушка
без адреса» (1958), «Неподдающиеся» (1959)…Но потом главные роли стали
второстепенными и эпизодами: «Алешкина любовь» (1961), «Весна на Заречной
улице» (1956), «Гусарская баллада» (1962), «Приходите завтра» (1963),
«Королева бензоколонки» (1963)… А потом его и вовсе практически перестали
снимать. Как обычно, 31 декабря 1991 года «Карнавальная ночь» стояла в
программе ЦТ, но больное сердце Юрия Белова остановилось ранним утром,
до показа фильма.