Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Колодец смерти

1933, 68 мин., «Узбекгоскино»
Режиссеры и сценаристы Сергей Петров, Николай Кладо, Наби Ганиев и Дмитрий Жиряков
В ролях Наби Ганиев, Дмитрий Жиряков, Борис Фердинандов, Малик Каюмов, Бори Хайдаров, Обид Джалилов

Узбекистан начала тридцатых годов прошлого века. О борьбе участников геологической экспедиции со шпионами и вредителями…
Исполнитель главной роли Дмитрий Жиряков (1909-?) был репрессирован в конце тридцатых годов. В 1931 году он не только снимался в кино, но и работал в ленинградском торговом порту.
Наби Ганиев (1904-1952)-режиссер и заслуженный артист СССР. Родился в Ташкенте. Вот что писал Юлдаш Агзамов, друг юности Наби Ганиева, вспоминая о давно прошедших днях: «Наби готовился стать художником. В те годы был в моде экспрессионизм и кубизм, и узбекский юноша, поддавшись ей, с упоением писал портреты знакомых по детству, юности. Дома он решил обойтись карандашом, но не удержался и начал писать маслом. Это его и подвело. Старик учуял странный запах в доме, зашел в комнату сына. Зашел и ахнул. С мольберта на него смотрела девушка и еще улыбалась. А стены были увешаны листами бумаги, на которых сидели, лежали, разговаривали, смеялись, прогуливались, бегали, спорили, торговали, готовили плов люди-и все родственники, друзья, знакомые, с кем приходилось встречаться каждый день. А ну, как узнают-позор, грех! Ай-яй-яй! Его первенец, самый любимый сын, занимается делом, строго запрещенным религией. Отец сердито сказал матери, чтоб сын уходил на все четыре стороны и не позорил семью делами неверных. На следующий день Наби пришел ко мне и сказал: «Берем билеты, Юлдаш. Уезжаем в Москву». В 1925 году, после окончания ВХУТЕМАСа (1921-25), навсегда связывает свою судьбу с кинематографом-сначала актер, затем режиссер. Затем его назначают директором новой киностудии. Отчетливо осознавая как главную задачу создание национальных кадров кинематографистов, он выступает как пропагандист молодого искусства, всеми силами старается привлечь на студию талантливую молодежь. Именно для них Ганиев пишет на узбекском языке две книжки-«Киносценарий» и «Киноактер». В титрах почти каждого узбекского фильма 1926-1929 годов можно встретить имя Наби Ганиева. Он участвует в создании картин как актер, исполняя роли и передовых узбекских юношей-комсомольцев, и незадачливых хранителей старых обычаев, и как консультант по быту, но чаще всего-как ассистент или помощник режиссера. В 1931 году ставит свой первый художественный фильм «Подъем». В следующих своих фильмах-«Рамазан» (1932), «Егит» (1935)-Ганиев обращается к главной теме всего советского искусства тех лет-превращению вчерашнего раба под влиянием революционных событий в активного хозяина своей жизни. Эту тему он решает на национальном материале, настойчиво отыскивая черты, характерные именно для действительности и людей Узбекистана. Первому узбекскому режиссеру приходилось преодолевать целый ряд трудностей-творческих, технических, организационных. Очень плохо обстояло дело с исполнителями ролей. Профессиональных узбекских киноактеров еще не было. После долгих поисков ему чаще всего приходилось приглашать или приезжих актеров, мало знакомых с бытом, жизнью героев, роль которых они должны были играть, или же колхозников, активистов фабрик и заводов, многие из которых никогда не видели фильмов. Самые большие трудности были связаны с поисками исполнительниц женских ролей. Поскольку всякое изображение человека запрещалось религией, духовенство ополчалось против кинематографа и кинематографистов, суля всяческие беды отступникам. Особенно яростно религиозные фанатики нападали на актрис-узбечек, которые подавали «дурной» пример-перед кинокамерой и на сцене сбрасывали паранджу. Одна из первых узбекских актрис Нурхон погибла от руки изувера в 1929 году, когда ее щедрый талант только начал раскрываться. В конце 1920-х годов Ганиев собрал ценный фольклорный материал, на основе которого он хотел создать фильм о жизни Намаз-угри-защитника бедных и грозе торгашей и вельмож. Режиссер долго вынашивал и идею об экранизации героического эпоса «Алпомыш». Этим замыслам не суждено было осуществиться. Однако материалы о Намаз-угри были использованы в фильме «Похождения Насреддина», поставленном Ганиевым сразу же после окончания Великой Отечественной войны. В 1935 году решением ЦК ВКП(б) Ганиев был отстранен от режиссерской работы вплоть до начала войны, посчитав, что его работы не внушают доверия. А в годы войны судьба свела Ганиева с Протазановым. После совместной работы с Протазановым фольклор органически входит в творчество Ганиева. Несколько лет спустя он создаст второй фильм о герое народов Востока-кинокомедию «Похождения Насреддина». Работа над фильмами о Насреддине привлекла внимание Ганиева к комедийному жанру. Вскоре он написал киносценарий комедийного фильма «Теша и Миша», однако болезнь помешала ему осуществить постановку. В первое послевоенное десятилетие узбекское киноискусство испытывало серьезные трудности. Производственная деятельность узбекской киностудии резко сократилась. Но Ганиев умел с одинаковым творческим интересом работать как над полнометражными художественными фильмами, так и над небольшими документальными сюжетами, предназначенными для киножурналов. В первые послевоенные годы он пишет киносценарии, активно участвует в создании документальных лент. А в 1948 году на экраны выходит фильм «Дочь Ферганы», в котором Ганиев рассказал о трудовых буднях хлобкоробов-механизаторов. Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1944).