По одноименному роману Миколаса Слуцкиса. Литовский хутор.
1948 год. Война кончилась, но здесь она не кончалась-идет глухо, но касается
каждого. И каждому необходимо определить свою в ней позицию. Не определив,
человек гибнет или по его вине гибнут другие. Старый хуторянин Индрюнас
прячет своего сына Юргиса с одной стороны от лесных братьев, с другой-от
пришедших к власти коммунистов. Молодой человек не выдерживает и кончает
жизнь самоубийством…
Из журнала «Искусство кино». На извечный вопрос, для чего художнику обращаться
к Прошлому, существует столь же древний ответ-чтобы осветить Будущее.
Ответ, с которым нельзя не считаться, но который не следует понимать слишком
утилитарно. Я пишу о двух фильмах-«Горькие зерна» и «Лестница в небо»-посвященных
становлению Советской власти и коллективизации в конце сороковых годов
в молодых союзных республиках. Минуло двадцать лет, а художники не хотят
забыть это драматическое, порой трагичное время. Важнее всего здесь стремление
авторов извлечь нравственный урок из событий прошлого, их желание утвердить
непреложность революционной гуманности, обращенность революции к Человеку,
как бы ни были жестоки классовые, социальные схватки. Пафос обеих картин
заключается в том, что даже самые высокие цели не могут стать оправданием
«волевых» методов утверждения нового. Прямолинейность, подмена внимания
к человеку архиреволюционной фразой, игнорирование личности-вот против
чего выступают эти фильмы, вот что для нас делает исторические сюжеты
современными. Непримиримость к несправедливому-идея, которая движет и
сами фильмы и интерес зрительного зала. Взявшись за этот материал, авторы
как бы обязались сочетать искренность рассказа о событиях двадцатилетней
давности с мудростью их исторически верной оценки. Задача, что и говорить,
сложная. Сейчас, с дистанции времени, многое кажется очевидным. Тем более
важно вскрыть, как далеко не все было прозрачно ясно в те дни. Только
в этом случае рассказ о времени лишится назидательности. Мы должны почувствовать
горячую человеческую убежденность каждого из участников борьбы. В известной
восточной притче Ходжа Насреддин пытался рассудить двух спорщиков. «Ты
прав»-заключил он, выслушав первого из них. Заговорил второй. «Ты тоже
прав»-согласился мудрец. Случившийся рядом ученик изумился: «Как же так:
два спорщика и оба правы? Этого быть не может!». «И ты прав!»-заключил
Ходжа. Мне по душе мудрость старого шутника. Он вовсе не утверждает всеобщего
релятивизма. Вместе с учеником он полагает, что в споре существует истина.
Но истина сложна. Именно в сочетании субъективной правоты персонажей
и объективной правоты истории, воплощенной в жизненном опыте зрителя,
мне видится верный ключ к решению темы. Время действия 1947-48 годы. В
одном случае-Молдавия, в другом-Литва. Нехватка хлеба. Вооруженные банды
в лесах. Первые представители Советской власти. И мучительные размышления
«крепкого середняка»-куда податься? И дорого стоившие «перегибы», на которых
справедливо заостряют внимание авторы. Есть в фильме «Горькие зерна» такая
сцена: зажиточные мужики, поняв бесперспективность сопротивления, приходят
записываться в колхоз. Уполномоченный по организации колхоза Степан отказывает
мужикам. Делает он это искренне и непримиримо, будучи уверен, что им
не место в артели. Мужики уходят озлобленные: у них не остается иного
выхода, кроме как уходить в леса. Эпизод этот, по своей сути, абсолютно
правдив. С одной стороны, нас убеждает субъективная правота ненавидящего
мироедов Степана. С другой-сегодняшний зритель понимает, что вот здесь
и начинается драма. Сложно? Но истинно. Еще пример: старый Пятрас Индрюнас
из «Лестницы в небо» прячет сына от войны, от беды. Приходят «лесовики»:
«Где сын?». Старик молчит-его избивают до полусмерти. Не проходит и часа-в
дверь стучит милиция: «Кто бил?». Старик молчит, милиция грубо угрожает.
Куда деться старику? Скажешь, что у сына был автомат, не разобравшись,
арестуют сына ни за что. Отпустишь сына в лес-погибнет там. Непросто это
было. Студент-комсомолец Яунюс пытается защитить старика от грубой силы
и тут же получает сполна, еле жив остается. Беззаконие, мордобой в своей
милиции! А вся штука в том, что бьет Яунюса ожесточенный молодой милиционер
Меркис, на глазах у которого бандиты уничтожили родителей за то, что
те его прятали. Где же истина? Да, пожалуй, в том, что и ненависть не
должна быть слепой, что всегда надо искать ключи к сердцам. Опыт доказывает,
что именно сложность характера, его полнота способны убедить зрителя.
Однако же, по сложившейся схеме, груз ошибок прошлого неизменно связан
у нас с фигурами, олицетворяющими порок. Вот догматик-редактор из «Лестницы
в небо». Вот офицер НКВД в «Горьких зернах»-скорый на расправу, неразумно
жестокий. Одиозность этих фигур-знаков лишает их узнаваемости: в жизни
редко встретишь столь оголенных «носителей зла». Непостижимы пружины их
поведения, поэтому не возникает «перенос на себя», в окружающую жизнь.
А рядом, в фильме «Горькие зерна», неповторимо и органично живет Степан-уполномоченный
по хлебозаготовкам в исполнении артиста Л. Неведомского. Первая ассоциация,
возникающая при встрече с ним-Нагульнов. Та же яростная убежденность в
своей правоте, та же искренность порыва, та же чистота души. Одержимость
не делает Степана ходячим рупором идей. Он прост и достоверен: в речах,
в шутке, в немудрящей сметке. Авторы не стесняются улыбнуться по поводу
его безыскусности, но от этого персонаж делается лишь симпатичнее нам.
Точный выбор актера, слияние внешней характерности с человеческой сутью
делают Степана фигурой не только убедительной, но и обаятельной. Именно
Степаном, мне кажется, можно мерить все достоинства и недостатки ленты,
и вот почему. В Степане есть та личная правота и убежденность в справедливости
дела, которые объясняют образ, не упрощая сути происходящего. Человек,
увлеченный благородной идеей, фанатичный до неразумного-это, мне кажется,
образ в достаточной мере типический, требующий общественного внимания
и впитавший в себя истинную сложность и диалектику времени. В нем высвечены
«издержки» исторического процесса, но это не штрих для контраста, а содержание
личности, сформированной своим временем. Можно было бы продолжить примеры
того, как авторы обоих фильмов «попадают в яблочко», как только рискуют
обнажить сложность человеческих отношений, полифонию мотивов тех или
иных поступков. Это и образ Алексаса Алексинаса, председателя волости,
сочетающего юношескую непосредственность с опытом мужика, видавшего виды,
и уверенный практицизм с плохо скрываемой душевной ранимостью. Это и
судьба девушки-поповны из «Горьких зерен», не принятой в университет
из-за «социального происхождения». Но мне представляется не менее важным
рассмотреть в фильмах те позиции, столкновения и характеры, где ключ теряется,
где авторы словно боятся стать на точку зрения персонажа, потому что его
взгляды противоположны их собственным. Роман М. Слуцкиса «Лестница в
небо» пропитан размышлениями-монологами его героев. Движение мысли в
них очевидно. Автора не пугали сомнения, поиски, ошибочные суждения героев.
Духовное прозрение Рамуне, в которой одинаково органичны и привязанность
к родному очагу и желание вырваться из-под его власти, для читателя стало
едва ли не самым интересным и точным пластом повести. А рядом автор поставил
жестко и темпераментно выписанный портрет старшего Индрюнаса. М. Слуцкис
не симпатизировал его цепкой хватке и двоедушию, но и понимал и объяснял
любовь к сыну, изворотливость, жизненную стойкость крестьянина. Из фильма
же, по существу, почти исчезла духовная жизнь Рамуне. Кинематографу оказалось
не под силу передать насыщенную размышлениями суть повести, да и актриса
Г. Баландите не полностью справилась с задачей. В центре фильма прочно
встал Пятрас Индрюнас, которого интересно играет артист В. Бледис. Но
и тут произошла огорчительная метаморфоза. Индрюнас в фильме лишен яростного
напора хозяина, которому надо удержаться в хозяевах. Он лишен той властности
и крутости, что так легко меняется на подобострастность. Авторы фильма
постарались сделать его «положительнее», благостнее, что ли. Пятрас в
повести не втискивался в привычные рамки-«куда бедному крестьянину податься?»
Он не был той страдательной фигурой, какую требует прямолинейный «расклад»
событий и времени. Слуцкис в повести был смелее и решительнее Слуцкиса
и Вабаласа в фильме: он верил в то, что образ приобретателя-кулака не
компрометирует крестьянство в целом. Он понимал и то, что «отрицательность»
персонажа не способна оправдать объективную неправомочность «волевых»
воздействий на него. Пятрас Индрюнас в фильме больше иллюстрация «среднего»
литовского крестьянина, чем индивидуальность. Точно так же, как и ровно,
тактично ведущий роль И. Шкуря-председатель колхоза Мирча в «Горьких зернах»-олицетворение
«доброго и мыслящего» Председателя, и А. Ионикас-Яунюс в «Лестнице в небо»-воплощение
юного и мятущегося правдоискателя-идеалиста. Быть может, я ошибаюсь, но
суть несовершенства обеих лент я вижу в некоей предопределенности в
построении вещи. На новый, практически не освоенный кинематографом материал
(фильм В. Жалакявичюса рождался примерно в то же время) все-таки сумела
наслоиться некоторая предвзятость мышления, хотя внешне ничто, казалось,
не могло ей благоприятствовать. При всем том, что самые общие приметы
времени близки, Молдавия-не Литва, и наоборот. К разному национальному
колориту, типу характера присоединяется и разная социальная структура,
разные отправные точки событий. Но тем более странным и настораживающим
образом совпадает в обоих фильмах расстановка сил. И там и там некое руководящее
лицо выражает собой отрицательное начало. Это ответственный работник,
исповедующий истину «лес рубят-щепки летят», сплеча, властно и подозрительно
устанавливающий «порядок» путем неоправданного и недальновидного насилия.
Таков в «Горьких зернах» офицер НКВД Задорожный, в «Лестнице в небо»-редактор
Алексинас. При этом в редакторе заключено, так сказать, духовное выражение
позиции, «физических» же ее носителей мы видим и в недалеком лейтенанте,
допрашивающем Яунюса, и в его подчиненных. И там и тут существует антипод
этим фигурам-человек, понимающий вредность и антисоциалистическую сущность
подобных действий. Это председатель колхоза Мирча и председатель волостного
исполкома Алексинас. И в «Горьких зернах» и в «Лестнице в небо» в центре
повествования оказывается крестьянин, заблудившийся между двумя непримиримыми
правдами. И Пятрас Индрюнас и Андрей Войновану платят полной мерой за
неопределенность выбора, за свой межеумочный путь-их настигает трагическая
месть истории, «перст судьбы», как говаривали когда-то. Я намеренно оголяю
сходство двух близких фильмов, в чем-то упрощаю их структуру. Но это вовсе
не прием полемики. Сходность драматургических мотивов и ситуаций в данном
случае раскрывает однотипность мышления авторов. И в том и другом фильме
сделано немало, чтобы обогатить индивидуальным началом характеры действующих
лиц, чтобы точнее определить связь социального конфликта с национальной
почвой. Но сквозь эти порой удачные, архитектурные украшения фасадов,
к сожалению, с неизбежностью проглядывает однозначность общего решения.
Искусственная конструкция в свою очередь нарушает цельность образа, логику
характера, который произвольно упрощается или усложняется в зависимости
от хода событий, предусмотренных сценарием. Верность «программе» мешает
точности социального анализа. Командир отряда НКВД в «Горьких зернах»,
не успев отыскать убийцу Степана, арестовывает всех мужчин деревни в
качестве заложников. Поступок бессмысленный, жестокий, несовместимый
со званием коммуниста. Все это он выслушивает от старого друга, председателя
колхоза Мирчи. Тот отказывает ему в своей дружбе, но офицер непреклонен
по-прежнему. Что же это? Злая воля? Странности характера? Ведь, наверное,
есть у него какая-то своя правда, когда из-за угла убивают близкого человека.
Но офицер молчалив, не более того. Очевидно, по мысли авторов, ему «крыть
нечем». Долгое время мы не видим его на экране и встречаем лишь в финальной
сцене боя с укрывающимися в каменоломне бандитами. Здесь, по столь же
загадочным мотивам, он, напротив, настаивает на том, чтобы сохранить жизнь
заблудшим. С мегафоном в руках, в полный рост идет он под пули. Поздно:
раскинув руки, убитый герой сползает по белому песку. Очевидно, это должно
означать, что история не прощает запоздалых прозрений. Все это, несомненно,
эффектно и вроде бы заставляет по-новому взглянуть на образ, но довольно
далеко и от его смысла и от его правды. На мой взгляд, природа такого
рода искусственных допингов в обоих фильмах заключена в ослаблении истинных
конфликтов. А конфликты теряют напряжение оттого, что у противоборствующих
героев недостаточно выражена своя субъективная убежденность. Зрители не
будут напряженно вглядываться в столкновение, если им ясен исход или
очевидна слабость одной из сторон. Жизнь вязала в эти годы такие крутые
узлы, что не требовалось искусственного нагнетания страстей. В этом смысле
финал повести «Лестница в небо» убеждает точным сплетением всех нитей
в тугой клубок: и расцвет любви Рамуне и Яунюса, и попытка Ингриды обмануть
председателя, и нелепое юродство Пятраса, затеявшего гулянку среди смертей.
Но, увы, все это напряжение снимается «гладким», механическим ритмом
картины. Видимо, чтобы превозмочь недостаток напряженности, в обоих лентах
пущены в ход сугубо внешние средства. Давно уже не встречалась в кино
столь прямолинейно и иллюстративно используемая музыка, как в фильме «Лестница
в небо». Из-за этого в скромно и уверенно снятой И. Грицюсом вполне реалистической
картине возникает какое-то ложное «отстранение». Я так и не понял, что
означает периодически возникающая вместе со звуком трубы размытость по
краям кадра, тот самый «вазелин» из режиссерских сценариев. Впечатление
старомодности, странной для взыскательных художников, оставляет прямолинейная
метафора-рапидный бег лошади в эпизоде погони. Псевдо-поэтизацией отмечены
и некоторые эпизоды в «Горьких зернах». Мужественный и афористичный образ
пролога-зерно, сыплющееся из простреленного амбара на тела убитых-прекрасен.
Но как олеографичен, азбучно банален кадр, в котором плуг пахаря переезжает
отложенный Андреем автомат. Что же надо думать о зрителе, чтобы не поверить
в силу хорошо решенного эпизода: оборванный человек с автоматом в руке
устало сидит на меже, а рядом, не обращая на него внимания, работает пахарь!
Нужны ли были пояснения? И в той же картине-по-настоящему поэтичный и
народный по духу эпизод: ливень, пролившийся над истомленной засухой
деревней в свадебный вечер, танец под дождем, потоки воды, льющейся в
поднятые к небу стаканы с вином. Чем дальше, тем яснее чувствую, что разговор
переходит на частности, сводится уже к отдельным замечаниям по поводу
каждой из картин. Такого рода анализ тоже, вероятно, имеет смысл, однако,
наверняка, существеннее попытаться в заключение оценить нравственное значение
этих фильмов. Конечно же, важность и значительность темы не дает права
на скидку. Но согласитесь, что о сложном, трудном отрезке истории рассказана
честно и искренне, с подлинным волнением за судьбу труженика на земле.
Согласитесь, что своим именем названы те трудности и ошибки в жизни народа,
общества, которые никогда не смогут возвратиться. Этого отнюдь не мало
для верной оценки труда авторов. В эту оценку, с другой стороны, должна
войти убежденность в том, что трудные периоды в жизни страны искусство
обязано раскрывать во всей их диалектической сложности. Что при обращении
к неосвоенному материалу особенно важна свобода от конструкций, изготовленных
кем-то другим и по другому поводу. На Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде
картина получила приз за лучшее художественное оформление.