Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Лето 1943-го года

1967, 73 мин., «Таджикфильм»
Режиссер Маргарита Касымова, сценарист Александр Тимофеевский, композиторы Александр Зацепин и Евгений Крылатов
В ролях М. Миршакаров, Хабибулло Абдуразаков, Абдулло Джураев, А. Нурматов, Алим Рахимов, Махмуд Тахири, Асланшо Тулаев, Нозукмо Шомансурова

История подростка, попавшего в дом к дяде-спекулянту. Линия фронта проходит вдалеке от Таджикистана, но война и здесь чувствуется во всем. Она в семьях без мужей и отцов, в проходящих на запад эшелонах, во встречных раненых, в дороговизне по-военному небогатого базара. Хотя фильм воспроизводит детали местного таджикского быта, в нем верно уловлены общие приметы военного времени. Главное-это то, как складывается характер мальчишки, оставшегося без отца и, по существу, без матери и попавшего в недобрые объятия дядюшки. Дядя хочет сделать из Хасана своего верного помощника, пособника в гнусных делах, паразита, который наживается на горе народа…
Лето 1943 года. Таджикистан. Линия фронта очень далеко, но война сказывается и здесь-сюда прибывают эшелоны эвакуированных и раненных, а на фронт идут эшелоны новобранцев. Тыловая жизнь тоже трудна, самоотверженная работа женщин и детей на нужды фронта, при нужде во всем, в элементарных в мирную жизнь вещах, скудность и дороговизна продуктов на рынках. Отец Хасана ушел на фронт, и 13-летний мальчик попадает в дом к дяде Абдулатифу-торговцу на местном рынке. Хасан помогает дяде, и ему нравится ездить закупать огурцы, виноград. Здесь на рынке дядя преподает племяннику урок «настоящей практической жизни»-покупает по дешевой цене огурцы, чтобы завтра продать их гораздо дороже. Хасан со временем втягивается в дядины дела, начинает понимать толк в рыночных операциях, и даже сам предлагает дяде новые спекулятивные махинации. Все отчетливее вырисовывается образ отвратительного тунеядца и спекулянта Абдулатифа. Но неопытный, доверчивый мальчик, сначала под влиянием своих друзей, потом под влиянием жизни и всего окружения начинает прозревать. Ему становится не по душе затхлый и эгоистичный мир дяди-барышника. Постепенно Хасан осознает, что «очень выгодно» торгуя на рынке, они с дядей обманывают матерей и жен фронтовиков, инвалидов. Рыночная философия дяди становится в противоречие с нравственными установками мальчика, с полученным от отца воспитанием, и однажды муки совести одолевают Хасана, когда он по спекулятивной цене продает мыло безрукому фронтовику…
Кажется, что в фильме «Лето 1943 года» ничего особенного не происходит. Ну, хотел мальчишка сбежать на фронт. Не удалось. Ну, попал он в лапы тунеядца-ведь были у нас и такие люди, они еще есть, к сожалению, и сейчас. В трудные годы войны были ведь проблемы куда труднее! Но особо отметим, что М. Касымова, следуя духу повести П. Толиса, сумела так построить киноповествование, что зритель с волнением следит за каждым поступком главного героя, и постепенно проникается симпатиями к наблюдательному, смышленому мальчику, болеет за его дальнейшую судьбу. Удачными нам кажутся в фильме и эпизод с продажей мыла, сцена с портретом отца Хасана, его «видение», и безмолвные, но прекрасные свидания с русской девушкой, несколько символичный финал. Фильм снят по мотивам повести таджикского писателя Пулода Толиса «Лето» («Тобистон»). Повесть-автобиографична, большинство ее персонажей имеют реальные прототипы, время и место действия в повести конкретны-лето 1943 года, поселок Чорчинор и село Зарчашма, на Севере Таджикистана. Пулод Толис-сын учителя Пулоджона Бобоева, одного из первых таджикских коммунистов, организатора комсомольских ячеек в Худжанде, рано оставшись без отца, перед войной был вынужден бросить школу и в 1940-е годы мальчишкой сменил множество профессий. Повесть считается главным произведением писателя, над ней он работал четыре года, впервые была опубликована в 1959 году в журнале «Шарки Сурх» («Красный Восток»), сразу была переведена на русский язык и опубликована в журнале «Дружба народов», а в 1960 году была издана всесоюзным издательством «Детская литература», переведена на ряд языков народов СССР. Произведение, как обозначившее новый качественный сдвиг в психологизме таджикской прозы, по словам академика М. Шакури-«направленное на внутренний мир человека», получило высокую оценку критики, заняло достойное место не только в таджикской, но и во всесоюзной литературе. Фильм-дебютный полнометражный художественный фильм режиссера Маргариты Касымовой, признанный критикой ее успешной работой. Кинодебютом Маргариты Касымовой был короткометражный фильм «Сабина», который не принес ей успеха. Но она не впала в уныние. Работала вторым режиссером. Училась практике производства. Думала, набиралась сил. И вот ее первая самостоятельная большая режиссерская работа-фильм «Лето 1943 года». Он интересен попыткой проникнуть во внутренний мир человека, проследить процессы, сопутствующие становлению юной личности. Работа молодого режиссера была названа критикой кропотливой, добросовестной, и при этом удачной экранизацией: «настоящее профессиональное кинопрочтение произведения прозы», при этом отмечены и некоторые просчеты, идущие от боязни режиссера быть тривиальной в решении основного конфликта, и от желания по-своему подать материал, ведущие к ошибкам. Есть потери. Но есть и режиссерское утверждение своего видения событий. И это видение не противоречит замыслу писателя, а утверждает его, делает средствами кино зримым, наглядным процесс формирования характера. Режиссер избегает поверхностных, примелькавшихся, лобовых решений темы. Она не показывает войны, даже в ретроспекциях, но во всей конкретности воспроизводит существенные детали таджикского национального быта тех суровых лет и общие приметы военного времени, присущие всей нашей стране. Поэтому мы чувствуем войну во всем-и в сцене проводов солдат-новобранцев, и в эпизоде с получением «черных писем»-извещений о гибели близких, в многолюдном, но скудном базаре…Высоко оценена работа всех участников съемок: достоверное исполнение роли М. Миршакаровым, убедительная игра М. Тахири, музыка в фильме-«безусловно, хороша, не только сопровождает действие, но несет серьезную драматургическую нагрузку», а также работа оператора-опытного и заслуженного Б. Середина, помогшего дебюту режиссера: Хочется сказать о работе оператора. Своей внешне неэффектной, почти «незаметной», но очень достоверной камерой он помог молодому режиссеру создать правдивое кинопроизведение, напитать его приметами подлинной жизни.