Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
История подростка, попавшего в дом к дяде-спекулянту.
Линия фронта проходит вдалеке от Таджикистана, но война и здесь чувствуется
во всем. Она в семьях без мужей и отцов, в проходящих на запад эшелонах,
во встречных раненых, в дороговизне по-военному небогатого базара. Хотя
фильм воспроизводит детали местного таджикского быта, в нем верно уловлены
общие приметы военного времени. Главное-это то, как складывается характер
мальчишки, оставшегося без отца и, по существу, без матери и попавшего
в недобрые объятия дядюшки. Дядя хочет сделать из Хасана своего верного
помощника, пособника в гнусных делах, паразита, который наживается на
горе народа…
Лето 1943 года. Таджикистан. Линия фронта очень далеко, но война сказывается
и здесь-сюда прибывают эшелоны эвакуированных и раненных, а на фронт идут
эшелоны новобранцев. Тыловая жизнь тоже трудна, самоотверженная работа
женщин и детей на нужды фронта, при нужде во всем, в элементарных в мирную
жизнь вещах, скудность и дороговизна продуктов на рынках. Отец Хасана
ушел на фронт, и 13-летний мальчик попадает в дом к дяде Абдулатифу-торговцу
на местном рынке. Хасан помогает дяде, и ему нравится ездить закупать
огурцы, виноград. Здесь на рынке дядя преподает племяннику урок «настоящей
практической жизни»-покупает по дешевой цене огурцы, чтобы завтра продать
их гораздо дороже. Хасан со временем втягивается в дядины дела, начинает
понимать толк в рыночных операциях, и даже сам предлагает дяде новые спекулятивные
махинации. Все отчетливее вырисовывается образ отвратительного тунеядца
и спекулянта Абдулатифа. Но неопытный, доверчивый мальчик, сначала под
влиянием своих друзей, потом под влиянием жизни и всего окружения начинает
прозревать. Ему становится не по душе затхлый и эгоистичный мир дяди-барышника.
Постепенно Хасан осознает, что «очень выгодно» торгуя на рынке, они с
дядей обманывают матерей и жен фронтовиков, инвалидов. Рыночная философия
дяди становится в противоречие с нравственными установками мальчика, с
полученным от отца воспитанием, и однажды муки совести одолевают Хасана,
когда он по спекулятивной цене продает мыло безрукому фронтовику…
Кажется, что в фильме «Лето 1943 года» ничего особенного не происходит.
Ну, хотел мальчишка сбежать на фронт. Не удалось. Ну, попал он в лапы
тунеядца-ведь были у нас и такие люди, они еще есть, к сожалению, и сейчас.
В трудные годы войны были ведь проблемы куда труднее! Но особо отметим,
что М. Касымова, следуя духу повести П. Толиса, сумела так построить киноповествование,
что зритель с волнением следит за каждым поступком главного героя, и постепенно
проникается симпатиями к наблюдательному, смышленому мальчику, болеет
за его дальнейшую судьбу. Удачными нам кажутся в фильме и эпизод с продажей
мыла, сцена с портретом отца Хасана, его «видение», и безмолвные, но прекрасные
свидания с русской девушкой, несколько символичный финал. Фильм снят по
мотивам повести таджикского писателя Пулода Толиса «Лето» («Тобистон»).
Повесть-автобиографична, большинство ее персонажей имеют реальные прототипы,
время и место действия в повести конкретны-лето 1943 года, поселок Чорчинор
и село Зарчашма, на Севере Таджикистана. Пулод Толис-сын учителя Пулоджона
Бобоева, одного из первых таджикских коммунистов, организатора комсомольских
ячеек в Худжанде, рано оставшись без отца, перед войной был вынужден бросить
школу и в 1940-е годы мальчишкой сменил множество профессий. Повесть считается
главным произведением писателя, над ней он работал четыре года, впервые
была опубликована в 1959 году в журнале «Шарки Сурх» («Красный Восток»),
сразу была переведена на русский язык и опубликована в журнале «Дружба
народов», а в 1960 году была издана всесоюзным издательством «Детская
литература», переведена на ряд языков народов СССР. Произведение, как
обозначившее новый качественный сдвиг в психологизме таджикской прозы,
по словам академика М. Шакури-«направленное на внутренний мир человека»,
получило высокую оценку критики, заняло достойное место не только в таджикской,
но и во всесоюзной литературе. Фильм-дебютный полнометражный художественный
фильм режиссера Маргариты Касымовой, признанный критикой ее успешной работой.
Кинодебютом Маргариты Касымовой был короткометражный фильм «Сабина», который
не принес ей успеха. Но она не впала в уныние. Работала вторым режиссером.
Училась практике производства. Думала, набиралась сил. И вот ее первая
самостоятельная большая режиссерская работа-фильм «Лето 1943 года». Он
интересен попыткой проникнуть во внутренний мир человека, проследить процессы,
сопутствующие становлению юной личности. Работа молодого режиссера была
названа критикой кропотливой, добросовестной, и при этом удачной экранизацией:
«настоящее профессиональное кинопрочтение произведения прозы», при этом
отмечены и некоторые просчеты, идущие от боязни режиссера быть тривиальной
в решении основного конфликта, и от желания по-своему подать материал,
ведущие к ошибкам. Есть потери. Но есть и режиссерское утверждение своего
видения событий. И это видение не противоречит замыслу писателя, а утверждает
его, делает средствами кино зримым, наглядным процесс формирования характера.
Режиссер избегает поверхностных, примелькавшихся, лобовых решений темы.
Она не показывает войны, даже в ретроспекциях, но во всей конкретности
воспроизводит существенные детали таджикского национального быта тех суровых
лет и общие приметы военного времени, присущие всей нашей стране. Поэтому
мы чувствуем войну во всем-и в сцене проводов солдат-новобранцев, и в
эпизоде с получением «черных писем»-извещений о гибели близких, в многолюдном,
но скудном базаре…Высоко оценена работа всех участников съемок: достоверное
исполнение роли М. Миршакаровым, убедительная игра М. Тахири, музыка в
фильме-«безусловно, хороша, не только сопровождает действие, но несет
серьезную драматургическую нагрузку», а также работа оператора-опытного
и заслуженного Б. Середина, помогшего дебюту режиссера: Хочется сказать
о работе оператора. Своей внешне неэффектной, почти «незаметной», но очень
достоверной камерой он помог молодому режиссеру создать правдивое кинопроизведение,
напитать его приметами подлинной жизни.