О пионерах-артековцах, отправившихся по следам героического
подвига советских моряков у берегов Крыма в годы Великой Отечественной
войны. Им удается обнаружить место гибели одного из кораблей Черноморской
флотилии…
Боцмана сыграл Иван Переверзев (1914-1978). Актер родился в крестьянской
семье в деревне Кузьминки Орловской губернии. Его родители были простые
крестьяне, которые с детских лет привили сыну любовь к труду, к родной
земле. И еще-они наградили его отменным здоровьем. С детских лет Ваня
мечтал стать моряком, собирался поступать в мореходное училище. Родители
мечтали, чтобы он получил настоящую рабочую специальность. Для этого и
отправили его в Москву к тетке Марусе с наказом: мол, устрой паренька
учиться в ремесленное училище. Тетка так и поступила. Вскоре Иван закончил
ремесленное училище по специальности слесарь-наладчик и был определен
на завод «Шарикоподшипник». Так и работал бы Переверзев на заводе, может,
даже выбился бы в начальники, если бы приятель Ромка не подбил его однажды
пойти в артисты. «Ты только погляди на себя!-горячо убеждал друга Роман-Да
при таком росте и лице ты же-вылитый артист! Какой из тебя, к черту, слесарь?».
И, в конце концов, зародил в душе у Переверзева сомнение относительно
своего рабочего будущего. Вскоре они подали заявления в училище при Театре
Революции. И вот ведь парадокс: Ивана приняли, а Романа-нет. И стал Переверзев
учиться театральной грамоте. Учился он, надо сказать, отменно. Все ему
удавалось, и его преподаватели не зря считали Переверзева одним из самых
талантливых студентов. Когда в 1938 году он закончил училище, сам Михаил
Астангов дал ему направление в Театр Революции. На сцене этого театра
молодой актер сыграл роли в двух спектаклях: Валентина в «Двух веронцах»
и Лаэрта в «Гамлете». И тут на его пути встало большое кино. Собственно,
с кинематографом Переверзев близко познакомился, еще будучи студентом
театрального училища. В 1932 году он сыграл в массовке в фильме «Дезертир».
Затем в 1934 году ему доверили маленькую роль в картине «Частная жизнь
Петра Виноградова». И вот, наконец, в 1939 году ему поступило приглашение
сняться в главной роли в фильме «Вальтер». Этот фильм рассказывал о немецких
антифашистах. Актер с удовольствием принял приглашение, приступил к съемкам,
однако их вскоре прекратили. После подписания в августе 1939 года пакта
Молотова-Риббентропа антифашистская тема стала нежелательна для кремлевского
руководства. Работу над «Вальтером» тут же прекратили. Однако наш герой
без работы не остался: в те дни режиссер Владимир Корш-Саблин на той же
киностудии «Советская Беларусь» снимал картину «Моя любовь». Вот Переверзева
с частью других актеров из «Вальтера» и перебросили на эти съемки. Отмечу,
что нашему герою досталась в фильме одна из центральных ролей-красавца
инженера Гриши. С этой роли, собственно, и началась всесоюзная известность
актера Переверзева. Во время Великой Отечественной войны Переверзев воплотил
на экране целую галерею отважных людей: капитан-лейтенант Найденов в «Морском
ястребе», Никулин в «Иване Никулине, русском матросе» (кстати, это был
первый цветной, трехцветный советский фильм), полковник Рябинин в «Это
было в Донбассе». В те же годы в Ташкенте М. Ромм создал первый в мире
Театр киноактера, и первой постановкой в нем стали «Без вины виноватые»
А. Островского. В этом спектакле играл и Переверзев. После войны, в 1946
году, наш герой получил приглашение от режиссера Андрея Фролова сняться
в главной роли в его картине «Первая перчатка». На съемках этой картины
актер внезапно влюбился в свою партнершу-девятнадцатилетнюю актрису Надежду
Чередниченко. Причем их первая встреча была для девушки не очень приятной:
Переверзев пришел на съемочную площадку подвыпившим, неудачно острил.
И он ей не понравился. Но съемки продолжались, и постепенно неприятное
впечатление от первой встречи прошло. Его внимание и настойчивые ухаживания
сломали лед в их отношениях. В то время она жила в общежитии, питалась
скудно, а Переверзев был уже знаменит и, когда водил ее в кафе на улице
Горького, сорил деньгами. И хотя настоящей любви юная актриса к нашему
герою не испытывала, она в конце концов дала согласие выйти за него замуж.
14 августа 1946 года (в день ее рождения), сразу после съемок эпизода
с воздушными шариками, молодые объявили о своей помолвке. Все участники
съемок бросились их поздравлять. Фильм «Первая перчатка» вышел на экраны
страны в 1947 году и вызвал восторг зрителей. Казалось, что после такого
успеха карьера Переверзева резко пойдет в гору. К сожалению, этого не
произошло. Конец 1940-х годов оказался неудачным для советского кинематографа
и для многих его актеров. Фильмов снималось мало, и работы хватало не
каждому. Не снимался тогда и наш герой. В те годы он все чаще стал прикладываться
к рюмке. Не все ладно было у него и в семье. Несмотря на рождение сына
Сережи, совместная жизнь с Н. Чередниченко никак не складывалась. В надежде
что-то изменить он делает широкие жесты: купил жене машину, новый рояль.
Но все бесполезно. Скандалы в семье следуют один за другим. В конце концов,
в 1951 году, несмотря на все его уговоры, жена забирает ребенка и уходит
из дома. Вскоре после этого Н. Чередниченко вышла замуж за молодого тогда
кинооператора, ставшего затем режиссером, Петра Тодоровского. Пережить
семейную драму Переверзеву помогает работа: его вновь начинают приглашать
сниматься. В 1951 году на экраны выходит фильм «Тарас Шевченко», в котором
Переверзев играет роль второго плана, однако картина получает Сталинскую
премию. Актер вновь в центре внимания режиссеров. В 1952 году Михаил Ромм
(не по своему желанию) приступает к работе над дилогией «Адмирал Ушаков»
и «Корабли штурмуют бастионы». Главную роль-адмирала Ушакова-предложено
играть Переверзеву. Позднее сам актер вспоминал: «Как только меня утвердили
на роль Ушакова, я для Михаила Ильича стал дорогим и близким человеком,
а уж мои чувства я не в состоянии выразить словами и по сей день! Михаил
Ильич создал вокруг меня атмосферу предельного внимания и, я бы даже сказал,
обожания». В 1953 году оба фильма выходят на экран. После этого фильмы
с участием Переверзева вновь стали появляться на свет один за другим.
Это были: «Герои Шипки», «Урок жизни», «Иван Франко», «Во власти золота»,
«Как поймали Семагу», «Полесская легенда». Однако только лишь роль в фильме
«Урок жизни» у Ю. Райзмана-инженера Сергея Ромашко-можно смело отнести
к успехам актера. Однажды судьба свела Переверзева с тогдашним советским
руководителем Никитой Хрущевым. Причем при обстоятельствах достаточно
анекдотичных. В тот год Советский Союз с дружественным визитом посетил
прогрессивный американский певец Поль Робсон. Хрущев тогда отдыхал в Крыму,
и именно туда для знакомства с ним и привезли почетного гостя. Было это
в двадцатых числах августа 1958 года. В те же дни в Крыму отдыхал и Иван
Переверзев. Во время торжественного прибытия Робсона актер стоял в толпе
встречающих и заметно выделялся своей крупной фигурой. Видимо, поэтому
Робсон и обратил на него внимание. Узнав к тому же, что русского богатыря
зовут Иван, певец и вовсе расчувствовался и с этого момента ни на шаг
не отпускал от себя актера. В тот же вечер в Ливадийском дворце советский
руководитель устроил пышный прием в честь знатного гостя, собрались сплошь
партийно-хозяйственная номенклатура и деятели культуры. Поль Робсон важно
похаживал среди гостей, а рядом с ним и его новый друг-Иван Переверзев,
уже хорошо выпивший. Тем временем Хрущев, видя, что высокий американский
гость все время крутится возле какого-то актеришки, а не с ним, видимо,
взревновал. Поэтому он сделал первую попытку оттеснить Робсона от его
нового приятеля, но последний оказался на удивление настырным-как только
Хрущев к ним приблизился, он взял американца под руку и отвел в сторону.
Через некоторое время Хрущев вновь попытался пойти на сближение, но актер
и на этот раз оказался начеку, новый маневр-и советский руководитель опять
остался с носом. Видимо, так могло продолжаться весь вечер, если бы количество
выпитого алкоголя не сыграло с Переверзевым злую шутку. К тому времени
он уже утратил ощущение реальности настолько, что, когда Хрущев в третий
раз подошел к ним с твердым намерением отвоевать американского гостя,
актер повернулся к руководителю партии и правительства и громко произнес:
Пошел ты на…! После этого в зале наступила гробовая тишина, которую первыми
прервали охранники. Они подхватили невменяемого актера под руки и буквально
вынесли его из дворца. К счастью, плохо владевший русским языком Поль
Робсон так и не понял, куда именно послал его друг советского руководителя.
Как это ни странно, но этот случай практически не отразился на личной
и творческой судьбе Переверзева. Хрущев был человеком с понятием и прекрасно
знал, что может сделать с человеком лишняя рюмка водки. Поэтому никаких
репрессий против актера так и не последовало. Более того, в 1962 году
молодой режиссер Виктор Комиссаржевский пригласил его на главную роль
в фильме «Знакомьтесь, Балуев!». В нем Иван Переверзев создал образ руководителя
крупной стройки, честного человека и принципиального коммуниста. Вся советская
пресса писала об этом фильме в восторженных тонах. На Московском международном
кинофестивале в 1963 году чиновники от Госкино активно выдвигали фильм
на главный приз, но члены жюри фестиваля во главе с Г. Чухраем не испугались
задвинуть откровенную поделку и отдали награду фильму Ф. Феллини «8 1/2».
С середины 1950-х годов вновь вернулась в большой кинематограф и Н. Чередниченко.
На ее счету были работы в фильмах: «Чемпион мира», «Костер бессмертия»,
«Матрос Чижик», «Когда поют соловьи», «Координаты неизвестны», «Олекса
Довбуш», «Домой». В 1961 году она развелась с П. Тодоровским (от этого
брака у нее была дочь) и внезапно вернулась к Переверзеву. К тому времени
тот тоже успел неудачно влюбиться в актрису А. Ларионову, заиметь дочь
и развестись. Однако вторая попытка совместной жизни И. Переверзева и
Н. Чередниченко была намного короче первой: они прожили друг с другом
всего полтора года (даже снялись в одном фильме) и разошлись. Теперь уже
навсегда. Стоит отметить, что, несмотря на то что внешне Переверзев производил
впечатление человека достаточно благополучного, эдакого ловеласа, он,
тем не менее, в реальной жизни был далек от этого образа. В доверительных
беседах с друзьями он признавался, что никогда не одерживал побед над
женщинами и все его женитьбы результат побед женщин над ним. После третьего
развода в середине 1960-х годов ему казалось, что его личная жизнь никогда
уже не сможет наладиться. Но это оказалось не так. В 1967 году режиссер
Одесской киностудии Станислав Говорухин пригласил актера на роль в своей
новой приключенческой картине «День ангела». Именно там наш герой и познакомился
с 26-летней Ольгой Соловьевой-своей будущей женой. 6 января 1968 года
на дне рождения Николая Крючкова (он тоже играл в той картине одну из
главных ролей) Переверзев сделал Ольге официальное предложение руки и
сердца. Та согласилась. 13 января в той же Одессе они справили свадьбу
(отмечу, что для О. Соловьевой это был второй брак). Вскоре у них родился
сын, которого назвали Федором. В повседневной жизни Переверзев был щедрым
и смелым человеком. Его друзья рассказывают, что он никогда не боялся
совершать поступки вопреки сложившемуся общественному мнению. Так, когда
общественность дружно возмущалась поведением таких писателей, как Виктор
Некрасов и Владимир Дудинцев, Переверзев не боялся приходить к ним в дом
и поддерживать добрым словом. В 1975 году И. Переверзеву присваивают звание
народного артиста СССР. Телефильм «Чисто английское убийство» стал одним
из последних в послужном списке замечательного актера Переверзева. К тому
времени, несмотря на то что он бросил пить и курить, его здоровье было
уже подорвано. Роль в фильме из-за плохого состояния здоровья он уже озвучить
не смог (за него это сделал его старый друг Евгений Весник).