Исторический фильм о жизни и государственной деятельности
преобразователя России царя Петра Первого (1672-1725)…
«Петр Первый»-фильм, положивший начало циклу исторических картин, поставленных
на фоне разворачивающейся международной борьбы с фашизмом. Он был призван
нести позитивную национальную идею о сильной личности, объединяющей народ
против внешнего и внутреннего врага. Образ Петра-царя-реформатора (как
затем и князя-освободителя Александра Невского и борца с боярским противостоянием
Ивана Грозного)-весьма прозрачно ассоциировался с вождем народов, высоко
оценившим эти фильмы. Слова Петра как нельзя лучше выражали кредо Сталина:
«Суров я был с вами, дети мои, не для себя я был суров, но дорога мне
была Россия! Моими и вашими трудами увенчали мы наше отечество славой…Не
напрасны были наши труды, и поколениям нашим надлежит славу и богатство
отечества беречь и множить»-и оправдывали его геноцид против собственного
народа. В основе фильма-роман Алексея Толстого «Петр Первый», первый том
которого по выходе в 1929 году сразу стал бестселлером. Писатель работал
над романом вплоть до самой кончины (в 1945 году), дописывая и перерабатывая
первоначальную редакцию, но так и не завершив свое самое знаменитое произведение.
И если сегодня к исторической стороне этого произведения набралось немало
претензий, то к художественной их не было и нет. Режиссер Владимир Михайлович
Петров (1896-1966) вошел в историю отечественного кино фильмами «Гроза»
(1934), «Кутузов» (1944), «Без вины виноватые» (1945-Сталинская премия,
1946), «Ревизор» (1952), «Поединок» (1957), «Накануне» (1959). Но главным
фильмом его жизни, без сомнения, стал «Петр Первый». Режиссер собрал великолепный
актерский ансамбль. И с той поры царя-реформатора мы представляем себе
не иначе как в облике Николая Константиновича Симонова (1901-1973)-талантливого
актера и человека непростой судьбы. Среди его заметных киноработ: Жихарев
из «Чапаева» (1934), Протасов из «Живого трупа» (1952), падре Монтанелли
из «Овода» (1955), доктор Сальватор из «Чело века-амфибии» (1961) и др.
Несомненно, царь Петр стал не только вершиной его творчества, но лучшим,
«каноническим» экранным воплощением этого исторического деятеля. Именно
с ним, а не с описаниями, оставленными современниками, либо прижизненными
портретами с тех пор сопоставлял зритель все последующие кино- и театральные
воплощения царя, вынося вердикты: «Похож!»-«Не похож!» Точно так же, несмотря
на огромное количество сыгранных ролей, Михаил Иванович Жаров (1900-1981)
по сей день остается Алексашкой Меншиковым-обаятельным пройдохой из самой
гущи народа, ставшим наиболее преданным слугой и другом Петра, верным
его последователем. Первая крупная работа Жарова-Жиган в «Путевке в жизнь»
(1931). Затем будут фильмы «Гроза» (1934), «Три товарища» (1935), «Возвращение
Максима» (1937), «Медведь» (1938), «Воздушный извозчик» (1943), «Иван
Грозный» (1944), «Близнецы» (1945), «Беспокойное хозяйство» (1946), «За
тех, кто в море» (1947), «Васса Железнова» (1953), «Анна на шее» (1954),
«Девушка с гитарой» (1958), «Старшая сестра» (1966), «Деревенский детектив»
(1968), «Анискин и Фантомас» (1974), «И снова Анискин» (1978-реж. работа)
и др. Простая и величественная, любящая и страдающая (что далеко не соответствовало
историческим реалиям!)-такую Екатерину представила звезда и легенда МХАТа
Алла Константиновна Тарасова (1898-1973). В кино она снималась, увы, немного,
но ее Катерина в «Грозе» (1934), Кручинина в фильме «Без вины виноватые»
(1945), Анна Каренина в одноименной экранизации 1953 года стали классикой
кино. Благодаря талантливой режиссуре и гениальным актерским работам фильм
и сегодня смотрится с таким же интересом, как семьдесят лет назад. «Петр
Первый» вышел на экраны Москвы в сентябре 1937 года и получил высокую
оценку Сталина, а на Международной выставке в Париже-высшую награду. Алексей
Толстой, Владимир Петров и Николай Симонов в 1938 году были награждены
орденом Ленина, а в 1941-м-Сталинской премией, которую получили также
Михаил Жаров и Алла Тарасова.