Прикосновение  Прикосновение

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Прикосновение

Прикосновение

1973, 97 мин., «Рижская киностудия»
Режиссер Ростислав Горяев, сценарист Алвис Лапиньш, композитор Ромуальд Гринблат
В ролях Гунарс Цилинский, Людмила Максакова, Елена Алексеева, Роландс Загорскис, Лига Лиепиня, Гирт Яковлев, Валерий Баринов, Гелий Сысоев, Михаил Хижняков, Константин Пилипенко

В картине-две сюжетные линии: жизнь и борьба легендарного командира Красной Армии Яна Фабрициуса (1877-1929), трагически погибшего в авиационной катастрофе в конце двадцатых годов, и действия Айвара Клуциса, пишущего о Фабрициусе сценарий. И все же эта лента и о Фабрициусе, хотя не рассказано в ней подробно о его биографии, о его славных боевых делах. Поначалу написал Айвар сценарий телевизионной передачи о Фабрициусе, в котором все было просто и ясно, но шаблонно изложено, быть может, и правильно по части фактической, но бледно, невыразительно, равнодушно. Написал просто потому, что в плане редакции есть такая тема, а ему, в общем-то, все равно, о чем писать. Правда, редактор Гулбис сценарием не доволен, требует переделок. Но главный редактор считает, что сценарий может пойти и в таком виде, с небольшими поправками. И вдруг, неожиданно, на экране: будто кадры из другой кинокартины, искаженное болью лицо человека, из последних сил пытающегося перелезть через забор, старуха, наблюдающая из окна за тем, что происходит, всадники отряда Балаховича, бесчинствующие на улицах села, трупы повешенных с наспех нацарапанной листовкой на груди «Они помогали кулакам». И следом, на смену ушедшему отряду, врывается в cело другой отряд, с Яном Фабрициусом во главе. Да, видимо, не прошла для Айвара бесследно встреча с Тамарой Фабрициус , дочерью героя, запали в сознание ее слова «Не кажется ли вам, что мы многое переняли от того поколения. А во многом пошли дальше их. Но немало и потеряли за это время. Вот если бы вам удалось сделать передачу, которая помогла бы вернуть хоть малую толику потерянного. Вряд ли, для этого надо хорошо знать Фабрициуса, а для вас он-один из запланированных выдающихся деятелей». И вместе с Айваром мы начинаем «узнавать» его. Журналист делает то, что должен был сделать раньше: ищет материалы о Фабрициусе в музеях, едет на места, где проходила его деятельность, встречается со знавшими его друзьями и соратниками. По ходу этих поисков на экране возникают отдельные эпизоды жизни Фабрициуса. Однако это опять-таки не связанное повествование, не страницы боевой биографии полководца, которых требовал от автора Гулбис. Айвар рассказывает о том, как на Псковщине Фабрициус судил предателя, прикрывавшего именем Революции свои неблаговидные дела. В Полоцке отстранил от работы своего соратника Петухова, когда-то спасшего ему жизнь, а потом, в период НЭПа поддавшегося мещанским настроениям. Как не дал в Виннице санкции на расстрел бойца, пока сам, рискуя жизнью, не убедился в его виновности. С каждым таким эпизодом Айвару становится все более и более ясно, что Фабрициусу были присущи кристальная честность, душевное благородство, щедрость, принципиальность во всем-и в большом и в малом-идейная стойкость и убежденность, удивительная цельность характера, личное мужество. Так чередой перемежающихся эпизодов проходят через весь фильм две сюжетные линии. Так соседствуют в нем документальность и художественный вымысел-для того, чтобы показать, насколько важно хранить преемственность традиций…