Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Рабыня

1968, 78 мин., «Туркменфильм»
Режиссер и сценарист Булат Мансуров, композитор Реджеп Реджепов
В ролях Аман Одаев, Гевхер Нурджанова, Набат Курбанова, Тарас Алейников, Ходжадурды Нарлиев, Сарры Каррыев, Ходжан Овезгеленов, Баба Аннанов, Сабира Атаева, Ходжаберды Нарлиев

По мотивам рассказа Андрея Платонова «Такыр». Двадцатые годы прошлого века. Туркменистан. Халлы-бай уходит к басмачам, оставив больную жену с дочерью. В доме часто бывает Стефан-австриец, попавший во время войны в плен и бежавший в Туркмению. С его помощью красноармейцы ликвидируют засаду басмачей, однако Халлы-баю удается бежать, захватив с собой дочь. Наступает ночь, Джамаль убегает, а Стефан, защищая свободу девушки, убивает Халлы-бая и погибает сам…
1920-е годыю Туркменистан. Халлы-бай уходит к басмачам, оставив больную жену с дочерью Джамаль. Вскоре у Джамаль и ее матери появляется друг-Стефан Катыгроб-австриец, попавший по время войны в плен и бежавший в Туркмению. Стефан предупреждает отряд Красной армии о засаде басмачей, и красноармейцы ликвидируют басмачей. Впрочем, Халлы-баю удается вывернуться, и он возвращается. Джамаль пытается убежать из дома от отца-тирана. Стефан, защищая свободу девушки, организует ее побег, при этом сам попадает в руки басмачей и погибает. Тем не менее благодаря ему Джамаль вырывается на свободу-она теперь больше не рабыня-и скачет к отряду красноармейцев…
Фильм, может быть, во многом не удавшийся, но, несомненно, талантливый. Больше того, «Рабыня»-явление сложное, трудное, я бы сказал, кое в чем и загадочиое. Вот почему Б. Рунин, автор рецензии в «Советском экране», воскликнул: «Какой странный фильм!». Мне кажется, что для этого фильма недостаточно рецензии, которая всегда предполагает только оценку, только определение того, что удалось и что не удалось. «Рабыня» требует анализа ее поэтики. Идя вслед учителю, Б. Мансуров тоже метафоризирует, но не кадр, как это делал Эйзенштейн, а эпизод. Его монтажная единица крупнее. Он пытается найти новое значение в столкновении «крупных молекул» фильма…Каждый эпизод «Рабыни» выстроен, как аттракцион, как эмоциональный, ударный кусок, обладающий собственным развитием и собственным зарядом. Столкновение этих кусков и должно выстроить в сознании зрителя новое единство фильма, его по-новому понятый сюжет. По существу, Мансуров возрождал в «Рабыне» эйзенштейновский принцип возбуждения эстетической активности зрителя и саму структуру «монтажа аттракционов». Метафоричность «Рабыни», присутствующая в фильме система символов-строго рациональны. Каждый эпизод-аттракцион расцвечен множеством ярких контрастных деталей, орнаментален. Специальный диплом конкурса кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана (1970) режиссеру фильма Б. Мансурову. На Всесоюзном кинофестивале в Минске картина получила приз за лучшее художественное оформление.