Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
По мотивам рассказа Андрея Платонова «Такыр». Двадцатые
годы прошлого века. Туркменистан. Халлы-бай уходит к басмачам, оставив
больную жену с дочерью. В доме часто бывает Стефан-австриец, попавший
во время войны в плен и бежавший в Туркмению. С его помощью красноармейцы
ликвидируют засаду басмачей, однако Халлы-баю удается бежать, захватив
с собой дочь. Наступает ночь, Джамаль убегает, а Стефан, защищая свободу
девушки, убивает Халлы-бая и погибает сам…
1920-е годыю Туркменистан. Халлы-бай уходит к басмачам, оставив больную
жену с дочерью Джамаль. Вскоре у Джамаль и ее матери появляется друг-Стефан
Катыгроб-австриец, попавший по время войны в плен и бежавший в Туркмению.
Стефан предупреждает отряд Красной армии о засаде басмачей, и красноармейцы
ликвидируют басмачей. Впрочем, Халлы-баю удается вывернуться, и он возвращается.
Джамаль пытается убежать из дома от отца-тирана. Стефан, защищая свободу
девушки, организует ее побег, при этом сам попадает в руки басмачей и
погибает. Тем не менее благодаря ему Джамаль вырывается на свободу-она
теперь больше не рабыня-и скачет к отряду красноармейцев…
Фильм, может быть, во многом не удавшийся, но, несомненно, талантливый.
Больше того, «Рабыня»-явление сложное, трудное, я бы сказал, кое в чем
и загадочиое. Вот почему Б. Рунин, автор рецензии в «Советском экране»,
воскликнул: «Какой странный фильм!». Мне кажется, что для этого фильма
недостаточно рецензии, которая всегда предполагает только оценку, только
определение того, что удалось и что не удалось. «Рабыня» требует анализа
ее поэтики. Идя вслед учителю, Б. Мансуров тоже метафоризирует, но не
кадр, как это делал Эйзенштейн, а эпизод. Его монтажная единица крупнее.
Он пытается найти новое значение в столкновении «крупных молекул» фильма…Каждый
эпизод «Рабыни» выстроен, как аттракцион, как эмоциональный, ударный кусок,
обладающий собственным развитием и собственным зарядом. Столкновение этих
кусков и должно выстроить в сознании зрителя новое единство фильма, его
по-новому понятый сюжет. По существу, Мансуров возрождал в «Рабыне» эйзенштейновский
принцип возбуждения эстетической активности зрителя и саму структуру «монтажа
аттракционов». Метафоричность «Рабыни», присутствующая в фильме система
символов-строго рациональны. Каждый эпизод-аттракцион расцвечен множеством
ярких контрастных деталей, орнаментален. Специальный диплом конкурса кинематографистов
республик Средней Азии и Казахстана (1970) режиссеру фильма Б. Мансурову.
На Всесоюзном кинофестивале в Минске картина получила приз за лучшее художественное
оформление.