Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД  Республика ШКИД

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Республика ШКИД

Республика ШКИД

1966, 97 мин., «Ленфильм»
Режиссер Геннадий Полока, сценарист Леонид Пантелеев, композитор Сергей Слонимский
В ролях Сергей Юрский, Юлия Бурыгина, Павел Луспекаев, Александр Мельников, Анатолий Столбов, Георгий Колосов, Вера Титова, Виолетта Жухимович, Лев Вайнштейн, Виктор Перевалов, Анатолий Подшивалов, Юрий Рычков, Александр Товстоногов, Вячеслав Голубков, Артур Исаев, Александр Кавалеров

Экранизация одноименной повести Григория Белых и Леонида Пантелеева. Республикой ШКИД назвали свою ШКолу Имени Достоевского свободолюбивые воспитанники-бывшие беспризорники. Обезоруживающее доверие педагогов научило ребят достоинству, помогло не раствориться в беге смутного времени…
Из журнала «Искусство кино». «Эх, мать честная-вздохнул Янкель-так бы и поскакал через прерию с баден-паулькой на затылке и с маузером в руках». «Да»-ответил Пантелеев, за последнее время переменивший желание стать режиссером на решение сделаться киноартистом. «Да. А я бы сейчас, знаешь, я бы хотел в павильонной ночной съемке пришивать из-за угла какого-нибудь маркиза». Более сорока лет назад микроб кино проник в Шкиду, он вызвал к жизни героя рисованных шкидских фильмов Антошу Пупкина, а в конце концов привел к тому, что появилась на свете удивительная книга-«Республика Шкид». Ее написали Григорий Белых и Леонид Пантелеев-бывшие граждане этой республики беспризорников. Но, видно, и сами они никак не могли предполагать, что сделаются героями фильма, что их будут изображать какие-то шкеты из будущего, вовсе не познавшие искусства беспризорничать. Трудной была судьба книги за сорок лет, трудной была и судьба ее авторов. Безвременно погиб Григорий Белых. Леонид Пантелеев прошел через многие невзгоды и стал значительным писателем. Но, видно, микроб кино, так давно залетевший в Шкиду, и сейчас еще жив в душе знаменитого шкидца.
По приютам я с детства скитался,
Не имея родного угла,
Ах, зачем я на свет появился,
Ах, зачем меня мать родила.
Черной замызганной пятерней нащелкивают пацаны по зубам-играют. Под эту грустную музыку ползут через кадр титры, ползут по истерично застывшим лицам беспризорников. «Ах, зачем…». А чтобы гопничать на вокзалах, греться у асфальтовых чанов, разглядывать жирные морды нэпманов, сделаться «хорошим вором, шнифером или квартирником», попасть, в конце концов, в страшную Александро-Невскую лавру, а оттуда в республику Шкид. Перед нами первые кадры фильма «Республика ШКИД», поставленного молодым режиссером Геннадием Полокой. И здесь, в первых кадрах, возникает то настроение, что не оставляет зрителя до самого конца фильма. В любую минуту зритель готов отреагировать: засмеяться или вдруг даже и про себя подумать: «Ах, зачем…». Главное достоинство фильма, на наш взгляд, в его динамичности. Ни длительных проходов, ни портретов с многозначительной «психологической подкладкой», ни статичных пейзажей. «Республика Шкид» по-своему полемизирует с лентами, по-модному заторможенными, изображающими почти неподвижное «течение жизни». Писатель не может видеть, как его книгу читатель, зевнув, закидывает на шкаф. В этом преимущество скучного писателя перед скучным кинематографистом. Авторы «Республики Шкид» сознательно стремятся сделать свой фильм зрелищем интересным, захватывающим, они сразу «берут быка за рога» и овладевают вниманием зрительного зала. Для этого Г. Полока использует и необычность темы и романтичность обстановки. Он открыто, демонстративно привлекает выразительные средства немого кинематографа, в иных местах откровенно «стилизует» фильм под старое кино. Надо сказать, что в книге этот эпизод выглядит совсем по-другому. В фильме он начисто переосмыслен. Вообще фильм книжку не повторяет, он имеет с ней лишь общие эпизоды, общих героев. Очень, очень многое из того, что радовало нас в замечательной книге, осталось, как говорится, за бортом. К этому можно относиться по-разному: недоумевать, сожалеть, сердиться. Мы же предлагаем отнестись к этому спокойно. Взгляд человеческий на один и тот же предмет склонен со временем преломляться. Писатели Г. Белых и Л. Пантелеев написали книгу, кино-писатель Л. Пантелеев сделал сценарий.
У кошки четыре ноги,
Позади ее хвост, длинный хвост,
Но трогать ее не моги,
За ее малый рост, малый рост.
Эту песню поет в фильме беспризорник Мамочка (вся история его заново сочинена, в книге ее нет), поет старательно и наполняет смыслом слова до идиотичности пустые. Песенка-шлягер, эксцентрический трюк, элемент пантомимы, острый диалог, неожиданный монтаж. Несовременный стиль? Но присмотритесь к зрительному залу. Есть о чем задуматься! И освещение кадра в фильме выглядит подчас стилизованно. В эпизоде, когда шкидцы крадут лепешки у полуслепой старой женщины, операторы снимают на фоне белой стены скрюченную старушечью тень-очень театральную, а навстречу ей движутся зловещие тени шкидцев. Опять эффект, но, пожалуй, сцена эта имеет и иронический оттенок: вот, мол, она, милая старина великого немого. В этом эпизоде и в некоторых других легко улавливается любовь режиссера не только к немому кино, но и к театру. Многие кадры напоминают «ударные» мизансцены, рассчитанные на гром аплодисментов зрительного зала. Опять-таки старомодно, и кажется: еще немного эффектов, и фильм можно будет обвинить в безвкусице. Режиссер, не боясь риска, балансирует, но, пожалуй, не срывается. Завоевать зрителя очень помогают авторам фильма и ребята-актеры. Все они хорошо подобраны, хорошо играют, создают образ необходимого фильму коллективного героя. Но все-таки главный на экране-Викниксор. У фильма есть герой-а это верный залог того, что картина понравится зрителю. Мужественный герой, художник, чудак. Для фильма актерский успех С. Юрского имеет как бы две грани. Он оказывается способным жить в рамках стилизации, оживить ее, подчас спасти. Он способен исполнить трюк, призванный разрядить драматическую ситуацию, он оказывается способным по-актерски наполнить живым смыслом заведомо придуманное. С другой же стороны, С. Юрский несет на своих плечах психологическую и, так сказать, педагогическую идею фильма. В связи с этим вспоминаются слова А. С. Макаренко, высказанные им в статье «Детство и литература» по поводу повести «Республика Шкид»: «эта книга есть добросовестно нарисованная картина педагогической неудачи». С этим трудно согласиться. Конечно, не приходится равнять Викниксора и автора «Педагогической поэмы». У Макаренко на вооружении тщательно продуманная и разработанная педагогическая система, у Викниксора только одно-душевная отвага. В книге Викниксор допускает немало педагогических просчетов, но все же приходит в конце концов к тому, к чему приходит и А. С. Макаренко. Волей-неволей за полем зрения автора «Педагогической поэмы» остается то, чем ценна для нас книга «Республика Шкид»-живая память о том, как тебя воспитывали люди и время. Фильм сохраняет эту черту книги. 20-е годы, голодный Петроград, беспризорники-время и его приметы живут в фильме. Топот толпы, транспаранты, флаги-первомайская демонстрация. На площади действо: Стенька Разин и его дружина. Стенька тешится с княжной. Дружно, с укоризной разбойники декларируют: «Нас на бабу променял!». Стенька поднимает на руки княжну и «за борт ее бросает в набежавшую волну» демонстрантов. Острый вставной эпизод, не имеющий отношения к развитию сюжета. Но он характеризует жизнерадостное время, и он смешной, динамичный. Хорошо поставленный трюк, динамика действия, особенности темы помогают авторам владеть вниманием зрителя, однако и подменяют порой глубокую мысль. «Мысль-это интеллектуальный эксцесс данного индивидуума»-нахально полагал один из героев книги Колька Цыган. Нам кажется, что динамическая кинематографическая форма не должна быть все же свободна от «интеллектуальных эксцессов». Возможно, что и других недостатков фильму не занимать, возможно, ему не хватает тонкости. Но вот факт: один из прокатных успехов года завоеван фильмом, в котором демонстративно использованы приемы старого кинематографа. К этому лежало сердце его создателей, это позволял и «ретроспективный» материал фильма. Хочется одного-почаще видеть, как завоевывается зал современными, более тонкими средствами. На Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде картина заняла третье место.
Книга «Республика ШКИД», написанная двумя бывшими беспризорниками, а потом воспитанниками «Школы социально-индивидуального воспитания имени Достоевского»-«ШКИД», Геннадием Белых-ему в ту пору был 21 год, и Леонидом Пантелеевым, которому не было и восемнадцати, по выходе в свет в 1927 году имела шумный успех. Смешными и грустными историями из жизни мальчишек, которых революция сделала бродягами, ворами, налетчиками, а потом пыталась вернуть в социум, зачитывались и такие же подростки с искалеченными судьбами, и дети из благополучных семей, и взрослые. Самое ценное, что было в этой книге-талантливо донесенная авторами до читателя неприкрашенная правда о времени и о себе. Режиссера Геннадия Полоку-по его собственному признанию-больше всего в истории нашей страны интересует период революции и 20-30-е годы. Поскольку он всегда снимал только то, что ему нравится, то выбрал для экранизации «Республику ШКИД». Сценарий написал один из соавторов книги, Леонид Пантелеев. Правда, фильмом он остался, мягко выражаясь, не доволен: картина получилась объемнее, многограннее, на первый план вышли другие герои. Главную роль, Викниксора, должен был играть Андрей Попов. И хотя режиссер любил этого замечательного актера, ему нужен был менее «монументальный» артист, как рыба в воде чувствующий себя в «море» эксцентрики, тогда он предложил кандидатуру актера ленинградского БДТ Сергея Юрского. И отстоял его перед худсоветом, пусть и с большим трудом. Правда, две главы из картины отстоять так и не удалось: их вырезали. Роль Викниксора стала одной из самых ярких в биографии любимого народом актера, абсолютно попавшего и в стилистику картины, и в то время. Как и Эланлюм, которую сыграла Юлия Ивановна Бурыгина (1930-2001), в ту пору актриса Малого театра и супруга режиссера. Ее мало снимали в кино («Интервенция» (1968), «Наше призвание» (1981), «Я вожатый форпоста» (1986). Она так и осталась в памяти поколений «училкой немецкого», со своей несовременной красотой, сделав, с помощью скупых средств, выразительным и объемным образ вчерашней курсистки, на вид слабой, на деле-несгибаемой. Таких не ломали жернова сталинских репрессий, и на самом «дне» не прилипала грязь. Этот фильм по форме-эксцентрическая комедия с непременной атрибутикой в виде гэгов, смешных погонь, рапидной (убыстренной) съемки, комических масок и пр. А вот по сути… Суть выходила за рамки комедии, отзываясь в сердце щемящей болью за искалеченных жизнью мальчишек, радостью их личностного становления. Одна из главных заслуг режиссера-создание великолепного актерского ансамбля, в котором, наряду с взрослыми, состоявшимися актерами, прекрасно сыграли молодые и начинающие. У них по-разному-у многих трагически-сложились судьбы в кино и в жизни. Лев Вайнштейн (1941–1990), сыгравший Янкеля, снялся в известном фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика». Работал режиссером в театре «Современник». В конце 1970-х эмигрировал в США, где работал таксистом, швейцаром. Потом в Вашингтоне стал радиожурналистом. Организовал актерскую студию, работал театральным режиссером. В 1988 году, когда Вайнштейн приехал на время в СССР, Геннадий Полока предложил ему сыграть роль в фильме «А был ли Каротин?». Он обрадовался этой возможности, но, вернувшись в США, неожиданно скончался от инфаркта. Анатолий Подшивалов (1945-1987)-Цыган-снимался в небольших ролях и эпизодах. Как-то на съемках ему на голову упал тяжелый софит. После этого-опухоль мозга и ранняя смерть. Также рано умер Юрий Рычков (1945-2000), игравший Купу Купыча. Он снялся в нескольких фильмах, в том числе в «Интервенции» Геннадия Полоки, был ведущим артистом Ярославского театра. Потом стал фермером, разводил пчел. Стал старовером. Написал сборник стихов «Аритмия сердца». Ушел из жизни после тяжелого инфаркта. Виолетта Жухимович снималась в небольших ролях и эпизодах, но знают ее именно по роли Тони. Самый известный из шкидовцев Виктор Перевалов (1949-2010), сыгравший Гогу, с детства много снимался в кино-«Марья-искусница» (1959), «Балтийское небо» (1968), «Золото» (1969), но так и не поступил в актерский вуз. Утратив юношеское обаяние, снимался все реже, в небольших ролях, в перерывах между съемками у него случались запои. В последние годы кино о нем вновь вспомнило, его стали снимать, но его сердце не выдержало жару прошлого лета-он скончался от инфаркта. Сын Георгия Товстоногова (1944-2002)-Александр, сыгравший Дзе, стал театральным режиссером. Работал главрежем Тбилисского русского драматического театра, главрежем Театра имени Станиславского, режиссером театра Русская антреприза имени Андрея Миронова. Скончался от инсульта. В тот день рядом с ним был его друг со времен фильма «Республика ШКИД»-Александр Кавалеров, который и отвез Сандро, как его звали друзья, в больницу. Александр Кавалеров, так и не получив актерского образования, много снимается. Но роль Мамочки стала его визитной карточкой. Когда он берет в руки балалайку и «жалостливо» заводит «У кошки четыре ноги», зрительская аудитория взрывается овациями. В 1967 году фильм стал одним из лидеров проката-12-е место (32, 6 миллионов зрителей). В 1968 году получил приз Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде. Но это не сделало судьбу Геннадия Ивановича Полоки (р. 1930) и его фильмов легче. Его следующая картина «Интервенция» с участием Владимира Высоцкого была положена на полку и вышла на экраны только в 1987-м году. Режиссер снял также фильмы «Капроновые сети» (1962), «Один из нас» (1970), «Одиножды один» (1974), «А был ли Каротин?» (1989), «Возвращение Броненосца» (1996). В ряде фильмов снялся как актер. Фразы из фильма, ставшие крылатыми: А ну-ка, Гога, прокати его на велосипеде! (Цыган)-По-немецки-цацки-пецки, а по-русски-бутерброд! (Мамочка)-Ей-богу, не удеру! Артистом хочу быть-умираю! (Мамочка)-Эй, голозадый, бубен порвешь! (Мамочка)-У кошки четыре ноги, позади у нее длинный хвост, но трогать ее не моги за ее малый рост, малый рост (Мамочка). Гад ты, оказывается, Костя Федотов! (Купа Купыч)-Завтракать будешь в ужин (Викниксор). Педагог-это прежде всего борец (Викниксор). Первое предупреждение. Оно же-последнее. (Викниксор)-Учиться никогда не поздно. Ребята, не шалите… (Косталмед)-Нынче вышел манифест: кто кому должен-крест!-Отставной козы барабанщик.