Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища  Служили два товарища

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Служили два товарища

Служили два товарища

1968, 93 мин., «Мосфильм»
Режиссер Евгений Карелов, сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид, композитор Евгений Птичкин
В ролях Олег Янковский, Ролан Быков, Владимир Высоцкий, Ия Саввина, Анатолий Папанов, Николай Крючков, Петр Крылов, Б. Силантьев, Николай Бурляев, Алла Демидова, Ростислав Янковский, Роман Ткачук

Гражданская война. К красным попадает трофейный киноаппарат-новенький французский Патэ. Штаб решает использовать этот случай для аэросъемки местности. Бывший фотограф-солдат Андрей Некрасов-назначается кинооператором. Под надзором Ивана Карякина, недавно разжалованного за неуважение к воинской дисциплине, Некрасов приступает к выполнению задания. Много драматических событий и приключений происходит на пути двух товарищей. В штаб дивизии Карякин, свидетель гибели первого кинооператора, возвращается один. Интеллигентному фотографу Андрею Некрасову и борцу за коммунистическую идейность Карякину приказано провести воздушную разведку накануне штурма Перекопа осенью 1920 года. Но одного из них уже ждет пуля гвардии поручика Бруснецова…
Этот фильм принято относить к жанру «героическая комедия». Сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид написали историю и смешную, и грустную, во многом предвосхищая смещение устоявшихся идеологических точек зрения на гражданскую войну, на «наших»-красных и «ненаших»-белых. И режиссер Евгений Ефимович Карелов (1931-1977) так правдиво снял не классовый конфликт, а конфликт между людьми и конфликт в душах людей по обе стороны от Перекопского вала, где намертво сцепились Красная армия и остатки армии Врангеля, что вызвал симпатию и к белой стороне. Во многом этого удалось достигнуть прекрасно подобранными актерами. Самые известные его фильмы: «Нахаленок» (1961), «Третий тайм» (1962), «Дети Дон Кихота» (1965), «Семь стариков и одна девушка» (1968), «Два капитана» (1976) и др. Вот они-оба красные, но такие разные: сдержанный интеллигент Некрасов (Олег Янковский) и что ни на есть «народ», нутром контру чувствующий и в зависимости от решения начальства диаметрально меняющий взгляды Иван Карякин (Ролан Быков). И явно психически больная комиссар с мертвыми глазами, для которой «расстрелять» привычнее, чем «разобраться»-блестящая работа Аллы Демидовой. А по другую сторону баррикад оказались милая и чистая душой сестра милосердия Саша (Ия Саввина), нашедший глупую смерть мальчишка-весельчак Лукашевич (Николай Бурляев) и понимающий весь ужас гибели привычного мира, идеалов, веры поручик Брусенцов. Эту роль сценаристы писали именно на Владимира Высоцкого. Режиссер был с ними согласен, но, чтобы уломать киношное начальство, подключились многие известные люди, своим авторитетом, в частности, «надавил» Марк Фрадкин. Случилось чудо: Высоцкого утвердили. Но при сдаче картины режиссеру просто выворачивали руки, и от роли Брусенцова осталась едва ли не треть-все потому, что именно «враг» в исполнении Высоцкого стал самой яркой и трагической личностью, вызывающей сочувствие. Но даже после этой урезанной роли в Госкино приняли негласное решение: Высоцкого в ролях отрицательных героев не снимать. Потому что, когда его Брусенцов глазами полными душевной боли смотрел на плывущего за кораблем коня, а потом стрелялся, зрители в зале плакали. Как же так: советские люди жалеют белогвардейца?! Высоцкий на одной из творческих встреч с горечью признался: «Я надеялся, что это будет лучшей ролью, которую удастся когда-либо сыграть в кино. Так оно, возможно, и было бы, если бы дошло до вас то, что было снято. Но этого не случилось». Актриса Ия Саввина долго не могла себя заставить посмотреть этот фильм, «потому что нашу лучшую сцену с Володей вырезали и выбросили. Мне ее так жалко, ну просто не передать! Как он там работал, сколько было любви, сколько нежности у этого Брусенцова. По фильму он резкий, озлобленный, а тут был нежнейший человек, любящий. И вот эту сцену вымарали. Я так тогда негодовала, была просто вне себя!» Речь шла о так называемой «постельной сцене», она была важна режиссеру, чтобы показать трагедию людей, отвергнутых Родиной. И неожиданное чувство, обнажившее не растраченные душой нежность, любовь, желание жить… Они не «враги», а люди, вызывающие симпатию и сочувствие. Актриса Лариса Лужина, которая в те годы была дружна с Высоцким, вспоминает, что он был очень расстроен тем, что сделали с его ролью: «Ему страшно нравилась роль, эта работа. Я помню, что он действительно плакал, когда картину обрезали». В свой новый фильм «Высокое звание: Я, Шаповалов Т. П.» (1973), тоже по сценарию Ю. Дунского и В. Фрида, Карелов на главную роль маршала Шаповалова опять пригласит Высоцкого. Пробы были великолепными, но актера не утвердили: «Убедительнее всех Высоцкий, играть будет Матвеев». Владимир Семенович Высоцкий (1938-1980) сыграл всего около тридцати ролей в кино. В том числе в фильмах «Штрафной удар» (1963), «Стряпуха» (1965), «Вертикаль» (1966), «Короткие встречи» (1967), «Интервенция» (1968), «Хозяин тайги» (1968), «Опасные гастроли» (1969), «Плохой хороший человек» (1973), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Маленькие трагедии» (1979), «Место встречи изменить нельзя» (1979) и др., но скольких лишился-трудно сосчитать. Фильм посмотрели 22, 5 миллиона зрителей, он не имеет ни одной официальной награды, но время оказалось не властно над зрительской любовью к нему. Фразы из фильма, ставшие крылатыми: Эй, фотограф, засвети мою личность! (Карякин)-Андрей! Держи хвост бодрей! (Карякин)-Беззаветный был человек! Преданный боец дела революции! Только мысли имел глупые (Карякин). Обои полетим! (Карякин)-Безрадостный ты человек! И очень вредный! (Карякин)-И тебя назначаю главным киносъемщиком! (Командир полка)-Краузе. Здесь последний патрон. Я оставил его для себя. Брусенцов. Похвально. А оптический прицел зачем? Чтобы, это, не промазать?-Некрасов. Может, экспозиция или фокус не тот. Карякин. Фокус? А ведь я этот фокус понял. Опять расстрелять! Это скоко же можно? (Карякин)-Так может рассуждать совсем глупый дурак. Но мы с вами будем рассуждать с умной точки зрения (командир полка). Ты мужик геройский, пролетарского поведения!.. (Карякин)-Начштаба. Что вы тут делаете? Карякин. Так эть расстреливают нас!-Саша. Это вы? Брусенцов. Удивительно глупый вопрос. Глупее может быть только ответ: да, это я.