По
одноименной повести Лидии Чуковской. Ленинград. Середина тридцатых годов
прошлого века. Женщина с пустыми от горя глазами поднесла к пламени уголок
письма. Бумага, уже успевшая отсыреть, вспыхнула не сразу, сопротивляясь,
дымила. Строчка за строчкой обращались в пепел…«Милая мамочка…как-то ты
поживаешь…Все время думаю о вас, мои дорогие…». Пламя вздрогнуло, и вместе
с ним вздрогнули буквы: «Следователь Ершов бил меня…». Вскоре пламя объяло
весь лист, он начал сворачиваться, сжиматься…
1937 год ломает тихую, упорядоченную жизнь главной героини, живущей незаметно,
поначалу искренне поражающейся каждый раз, когда кто-то из знакомых оказывается
очередным «вредителем». Но вот ее сын арестован как «враг народа», и вся
жизнь Софьи Петровны, которую увольняют с работы, становится отныне дурным
сном, состоящим из бесконечных очередей у ворот тюрьмы, в прокуратуре,
мытарств и унижений. До нее, наконец, потихоньку начинает доходить страшный
смысл происходящего вокруг. Трагической безысходностью исполнена картина.
Это экранизация повести Лидии Чуковской, которая впервые была опубликована
в журнале «Нева» в феврале 1988 года и стала одним из потрясений последних
лет. Потрясением тем более сильным, что этот бесстрашный эмоциональный
документ своего времени был написан почти одновременно с изображаемыми
в нем событиями-в 1939-40-х годах. Картина удостоилась приза жюри и премии
за лучшую женскую роль (Анна Каменкова) на тринадцатом Всесоюзном кинофестивале
в Душанбе.