Действие происходит во время Второй мировой войны в оккупированной
немцами Украине. Во время столкновения на дороге сельский парень Василий
убивает немецкого офицера. Немцы берут в заложники жителей села и требуют
выдать парня. Проблема выбора встает перед односельчанами и самим Василием…
Идет Великая Отечественная война. В сельской местности на территории оккупированной
Украины комендант, офицер вермахта, расстреливает связанных мирных жителей,
сбрасывая трупы в яму. Мужчина и женщина просыпаются утром в одной постели.
Женщина одевается и уходит, ее увозит полицай на мотоцикле-она работает
у немцев переводчицей. Мужчина приходит в сад, где комендант беседует
и ест груши с женщиной-немкой. Мужчина стреляет в них из пистолета, однако
не попадает. Комендант приказывает полицаям в трехдневный срок найти нападавшего.
Тот же мужчина с товарищем едут вдоль дороги на велосипеде. Их останавливает
машина, из которой выходит и допрашивает их комендант. Начинается схватка,
в которой мужчине удается убить офицера, однако его ранят, а остальные
немцы уезжают. Товарищ долго тащит раненого по полям, в одном месте их
подвозит на телеге крестьянин. У одного из домов, где живет женщина с
двумя детьми, мужчины останавливаются, женщина помогает промыть раны раненому.
Позже в дом приходит другая женщина, жена полицая, две женщины и два мужчины
сидят за столом. Ночью мужчины уходят, у реки они убивают двух окрикнувших
и узнавших их полицаев. Утром немцы собирают на площади всех жителей деревни
и требуют опознать велосипед и другие вещи убийц офицера. Двое партизан
наблюдают за происходящим из кустов. Никто не называет имен, и несколько
сельчан расстреливают, угрожая на следующее утро расстрелять всех остальных.
Ночью раненый говорит товарищу, чтобы тот нашел и привел партизан, однако
когда товарищ пытается пройти под мостом, немцы убивают его. Раненый заходит
в несколько домов. В доме крестьянки, у которой они были днем, он застает
хозяйку неподвижно смотрящей на печку, где спит только ее сын-ее дочь
расстреляли сегодня. У ее соседки, жены полицая, в комнате лежит его труп.
Партизану она говорит, что из-за него завтра расстреляют сто человек.
Мужчина заходит в дом к переводчице и прощается с ней. Утром он, после
колебаний, идет в комендатуру. Там его допрашивают, проводящий допрос
немец говорит, что не верит ему и что, может быть, он не убивал офицера,
а просто ищет смерти. Всех жителей собирают у оврага и расстреливают.
Переводчица начинает плакать и кричать, и ее также убивают. Последним
застреливают партизана. Когда немцы уходят, из-под тел выбирается мальчик
лет десяти и убегает. В финале он показан сидящим на фоне водопада, а
по небу стаями летают птицы…
Советский черно-белый художественный фильм, снятый в 1968 году (согласно
финальным титрам, в 1969 году), однако не выпущенный в прокат по цензурным
соображениям и впервые показанный на экране лишь в 1990 году. Фильм, действие
которого происходит в годы Великой отечественной войны на территории оккупированной
Украины, рассказывает об убийстве партизанами немецкого офицера, в результате
чего немцы расстреливают всех жителей деревни. Фильм относят к направлению
украинского поэтического кино. Он входит в число 100 лучших фильмов в
истории украинского кино. По воспоминаниям Вячеслава Криштофовича, тогда
студента и одного из участников съемок, во время съемок «Совести» Денисенко
чувствовал себя наиболее раскрепощено, на него никто не давил. Сама история,
изначально написанная Василием Земляком, была взята из его жизни и была
почти что документальной. Фильм снимался без финансирования, как дипломная
работа участвовавших в нем студентов Института театрального искусства
имени И. К. Карпенко-Карого, в котором преподавал Денисенко. Съемки проходили
в селе Копылов в Макаровском районе Киевской области, где находилась усадьба
Н. К. фон Мекка с заброшенным садом (первым секретарем райкома был брат
Василия Земляка). По завершении в прокат фильм принят не был, потому что
в нем не была показана направляющая роль партии и комсомола. По словам
сына режиссера, Александра Денисенко, он искал сохранившуюся пленку с
фильмом вместе с актером Николаем Олейником. В 1986 году пленку удалось
найти в Музее Довженко при киностудии, однако ее снова украли, и было
заведено уголовное дело о краже. Лишь осенью 1988 года пленку в коробках
подбросили на киностудию прямо на улице под дождем. После этого было получено
финансирование на реставрацию фильма, в чем большую помощь оказал Юрий
Олененко. Фильм был восстановлен в 1989 году. Мировая премьера фильма
состоялась в 1990 году на Монреальском кинофестивале. Фильм также был
показан на первом Всеукраинском кинофестивале имени Ивана Миколайчука
в 1991 году и получил там приз жюри кинокритиков. Сергей Тримбач отмечает
адекватность изобразительности фильма описываемым событиям-максимально
обесцвеченную черно-белую палитру и минималистскую музыку Кшиштофа Пендерецкого.
Он также пишет о том, что в фильме реализованы идеи философии экзистенциализма,
что совершенно не соответствовало советской идеологической системе. Киновед
Владимир Войтенко называет фильм «Совесть» «одним из самых принципиальных
фильмов в истории всего украинского кинематографа», говоря о том, что
его сюжет «раскрывает историю человека, лишенного выбора, когда каждый
из возможных поступков-практически проигрышный. И когда совесть побеждает
идеологию». По некоторым оценкам в западной литературе, показанные в фильме
партизаны являются не советскими коммунистами, а украинскими националистами
и представляют украинскую повстанческую армию. Фильм был запрещен и в
1960-х-1970-х годах на советских экранах не был показан. В 1989 году картину
восстановили по единственной сохранившейся копии, и в 1990 году состоялась
ее запоздавшая мировая премьера на международном кинофестивале в Монреале.
Режиссер Владимир Денисенко (1930-1984) поставил 11 полнометражных игровых
фильма, из них только два («Роман и Франческа» и «Высокий перевал») вошли
в тысячу самых популярных советских кинолент. Киновед Владимир Войтенко
считает, что военная драма «Совесть»-один из самых принципиальных фильмов
в истории всего украинского кинематографа. Вторая мировая война, оккупированная
немцами Украина. Во время столкновения на дороге сельский парень Василий
убивает немецкого офицера. Оккупанты требуют выдать парня, угрожая уничтожить
всех. Проблема выбора возникает и перед Василием, из-за которого могут
расстрелять односельчан, и перед ними. Как быть? Что здесь подскажет совесть?
Фактически авторы фильма моделируют на экране ситуацию, созвучную с актуальными
для того времени постулатами философского учения экзистенциализма, что,
безусловно, не могло быть принято там, где господствовало «единственно
правильное» марксистско-ленинское. Сюжет «Совести» раскрывает историю
человека, лишенного выбора, когда каждый из возможных поступков-практически
проигрышный. И когда совесть побеждает идеологию. Конечно, такой фильм
в тогдашней Советской Украине не мог попасть на экраны. Его запретили
для просмотра». Мнения зрителей XXI века относительно этой черно-белой,
жесткой по фактуре военной драме, снятой Владимиром Денисенко совместно
со своими студентами, порой противоположны. «Очень необычный фильм о войне
вообще, а для киностудии имени Довженко-в частности. Причем, «Совесть»
кардинально отличается от отечественных военных фильмов не только стилистикой-строгой
псевдо-документальной подачей материала-но и собственно материалом: никакого
шапкозакидательского хэппи-энда, когда наши всегда в конце побеждают.
Все жестко, трагично и безысходно». «Очень слабый фильм. Первые минут
двадцать непонятно вообще, о чем идет речь. Остальные немного вносят ясность,
но все равно плохо. Затянутые крупные планы по делу и без дела, бессмысленные
паузы и акцентирование на ненужных мелочах».