Экзистенциальный
сюжет Сокуров нашел во французском романе Гюстава Флобера «Мадам Бовари»,
по которому снят фильм «Спаси и сохрани», названный фразой из православной
молитвы. Обращение к роману-из давних замыслов режиссера. Исходным условием
было то, что Эмму не могла играть профессиональная актриса. В Локарно
во время кинофестиваля Сокуров увидел женщину и мгновенно узнал в ней
главную героиню своего будущего фильма. Это была Сесиль Зервудаки-преподаватель
Сорбонны, этнолингвист, к кино до этого имевшая отношение только как зритель.
Удивительное лицо-старомодное и современное, то некрасивое, то прекрасное.
По загадочности и переменчивости какое-то космическое существо. Гречанка
и итальянка по крови, француженка по воспитанию, человек европейской культуры.
На экране соседствуют предметы прошлого и нынешнего веков, временами начинает
звучать современная музыка. Так на экране утверждается время вечности.
Эротика, по убеждению Сокурова-не физиология, но особое, высокое духовно-телесное
чувствование другого. Об этом фильм «Спаси и сохрани», сюжет жизни и смерти
женщины без любви. Сцены отравления, агонии, похорон-сюжет в сюжете фильма,
венчающий его мощным апокалиптическим финалом. Он проливает особый свет
на все предшествующие события, поступки чувствования. Эмма в фильме говорит
по-французски со своими русскими партнерами, чужая здесь всем, несоразмерная
с масштабом всей этой жизни. Дома ей по пояс: а вместо потолка в ее спальне
темное небо. Сокуровская метафора абсолютно кинематографична и трагична.
Эмма несет эротическую повинность, которая превращает ее в бездомного
дьявола. Душа обретает дом, когда тело погребено. Поэтому эпизод похорон
героини в трех гробах Сокуров разворачивает в грандиозную многоярусную
панораму. Он как бы отдает последнюю дань материи, восстанавливая траекторию
и ритм нисхождения тела, для которого гроб-последний земной дом. Не адюльтер
и вина перед обманутым мужем, но прелюбодеяние как нарушение одной из
заповедей и прегрешение перед Всевышним обложка есть. Этот фильм-своеобразная
философская трагедия, где драма любви лишь форма проявления трагизма жизненного
пути человека, вслепую идущего по земле от рождения к смерти. Сюжет фильма
близок к притче о бремени страстей человеческих и роковых законов судьбы,
существует вне исторического времени и конкретной национальной принадлежности,
что подчеркнуто смелым художественным приемом-речью героини на смеси русского
и французского языков без перевода…
На международном кинофестивале в Монреале картина получила Гран-при и
награду ФИПРЕССИ. На международном кинофестивале в Дюнкерке картина также
получила главный приз и награду за лучшую женскую роль (Сесиль Зервудаки).