На одном из крупнейших заводов России организуется стачка,
поводом для которой послужило самоубийство рабочего, несправедливо обвиненного
администрацией завода в краже инструментов…
Первая работа в кино Сергея Эйзенштейна. Именно этот фильм русской революционной
кинематографии, при всех своих несовершенствах, стал вехой не только советского,
но и всего мирового кино. В этой картине заключено многое из того, что
раньше было неведомо художественной кинематографии острота социальной
тематики, рождение героя-массы, документальность, элементы нового киноязыка.
Сергей Эйзенштейн был революционером во всех смыслах этого слова. Он изобрел
абсолютно новый вид кинематографа, основанного на монтаже-удивительное
сочетание марксистской философии, конструктивистской эстетики и своего
обаяния в сочетании с визуальными контрастами, противоречиями и коллизиями,
вплетенными в сюжет фильма. «Стачка»-его первый полнометражный фильм-планировался
как часть серии историко-революционных картин «К диктатуре». Однако в
последующие годы цензура, введенная советским правительством, расстроила
большинство планов Эйзенштейна, и этот цикл так и остался на стадии разработки.
Тем не менее, волнующая энергетика «Стачки» стала своего рода подвигом
эмоциональной пропаганды и лабораторией, в которой были испытаны и усовершенствованы
идеи его более поздних шедевров немого кино-«Броненосец Потемкин» (1925),
«Октябрь» (1927) и «Старое и новое» (1928). В «Стачке» рассказывается
о восстании рабочих на фабрике, которые решились на мятеж из-за жадности
и мошенничества ее владельцев. Мы видим растущее недовольство рабочих,
предательский поступок, подтолкнувший их к решительным действиям, затем
мятеж и, наконец, ответные действия фабрикантов, которые вылились в массовое
убийство рабочих. Фильм заканчивается напряженным примером того, что Эйзенштейн
называл «интеллектуальным монтажом»-кадры резни забастовщиков перемежаются
кадрами забоя животных на бойне. Действие в «Стачке» столь же нетрадиционно,
как и методы монтажа фильма: реалистичные изображения рабочих сочетаются
со стилизованными образами владельцев фабрики и их шпионов. Фильм демонстрирует
такие советские теории, как «типаж», когда внешность актеров должна соответствовать
характерным типам их персонажей, и «коллективный герой»-не отдельный человек,
а массы людей. Политические императивы «Стачки» устарели, но ее визуальное
воздействие нисколько не ослабело. «Я не верю в кино-взгляд-заметил однажды
Эйзенштейн, ссылаясь на определение Дзиги Вертова, его коллеги и соперника.-Я
верю в кино-кулак». Таким мощным принципом проникнут каждый эпизод этого
замечательного фильма.